Немного истории, которую мало кто знает.
В Министерство Природных Ресурсов и Экологии, в начале 2000-х годов, по запросу самого министерства, от многих ООПТ были направлены десятки разных определений, что же считать настоящим экологическим туризмом. Большинство из этих определений были действительно продуманными, взвешенными, аргументированными.
Лично мне тогда нравилось такое определение: - "Экотуризм , это посещение людьми особо охраняемых природных территорий, с целью восстановления нарушенных человеческой деятельностью участков окружающей среды".
Были конечно и другие определения, менее амбициозные, но несущие примерно такую же мысль.
Но ни одно из определений природоохранников так и не было юридически утверждено, а условно было принято определение, которое до сих пор звучит мягко скажем, нелепо. Почему?
Попытаюсь по этому поводу дать свой комментарий.
Вышеуказанное определение Министерством сразу же было встречено в штыки. Типа, нет, так нельзя, мы не имеем права привлекать туристов к какой либо трудовой деятельности. Они едут на природную территорию отдыхать, наслаждаться, возможно пожелают получить какие то знания о природе, поучиться культуре проведения на природе, и так далее. Сами они конечно же имеют право стать волонтерами и приложить руки к восстановлению нарушенных человеческой деятельностью участков природы, но это должно быть добровольным желанием и обязательно проводиться под контролем и руководством сотрудников ООПТ.
От сотрудников ООПТ тут же поступило возражение. – Но если экотуристы, находящиеся на природной территории не станут приносить пользу природе, то зачем тогда их туда вообще пускать? Зачем они там нужны? Чем они будут отличаться от обычных туристов, не имеющих приставку ЭКО?
Ведь находясь на природной территории любой человек (не только турист) невольно вносит изменения в экосистему. Пусть небольшие, но вносит. Это неизбежно, по другому в природе просто не бывает! Даже сами сотрудники ООПТ стараются лишний раз не нарушать покой природы. Именно по этой причине жилые кордоны ООПТ устраивают на самых окраинах охраняемых территорий или в буферных зонах. По этой причине минимально ограничивается количество сотрудников проживающих и ведущих там хозяйственную деятельность. По этой же причине обязательно рассчитывается и согласовывается количество приезжих ученых и согласовываются их программы исследования. По этой же причине определяется минимальное количество рейдов по охране территории. То есть пропорция простая, чем на ООПТ меньше людей, тем меньше природе вреда.
А если количество присутствующих на ООПТ увеличить, то смысл охраны территории пропадает.
Но в Минприроды рассудили по другому. Вся страна повернула на коммерческие рельсы. Все предприятия и учреждения стали рентабельными, стали приносить прибыль. Система ООПТ, с их гигантскими природными ресурсами, тоже не должна оставаться нахлебником у государства, тоже должна приносить прибыль.
Идея запустить на охраняемые природные территории туристов за плату уже тогда сформировалась окончательно и требовала юридического оправдания, подтверждения.
Нужно было обязательно, официальными терминами, устранить противоречие между защитой природы и увеличением человеческого присутствия.
Природопродавцы ничего умнее не придумали, как посчитать таких людей особенными, не приносящими природе почти никакого вреда, просто красиво назвав их ЭКОтуристами. Ну а деятельность таких людей на ООПТ обозвать ЭКОтуризмом.
Так и родилось определение:
Экотуризм — это путешествие с ответственным отношением к природе, которое включает посещение ненарушенных природных территорий с целью изучения и наслаждения ими, при этом способствуя охране природы и поддерживая благосостояние местного населения. Это не просто отдых на природе, а форма путешествий, которая стремится минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, оказывать ей поддержку и помогать в сохранении природного и культурного наследия.
Чувствуете ложь?