Найти в Дзене
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

За что не любили русских эмигрантов в Турции после революции, как жили релоканты 100 лет назад

Когда остатки разбитой врангелевской армии покидали Крым, бежать от большевиков с военными решили тысячи гражданских. Эмигранты причаливали к турецким берегам, выбрав своим пристанищем Константинополь. Ориентировочно в город прибыли до 200 тысяч русских, составив в итоге пятую часть жителей. Теперь каждый пятый в Константинополе говорил на русском языке, а привычная жизнь и даже культура заметно преобразились. Для большинства беженцев эмиграция стала непростым испытанием с самого начала, кто-то отметился процветанием. И лишь судьбы военных сложились трагично. 29 октября 1920 года-го командующий российской армии белогвардейцев Врангель приказал эвакуироваться из Крыма. На 126 судах родину покинули, по разным оценкам, до 200 тысяч человек, четверть которых составили военные. В тот период Константинополь, ставший новым пристанищем беженцев, находился под оккупацией стран Антанты. Русские обманывались, что уезжают на короткое время, пока скинут большевиков. Поэтому некоторые бежали, взяв
Оглавление

Когда остатки разбитой врангелевской армии покидали Крым, бежать от большевиков с военными решили тысячи гражданских. Эмигранты причаливали к турецким берегам, выбрав своим пристанищем Константинополь. Ориентировочно в город прибыли до 200 тысяч русских, составив в итоге пятую часть жителей. Теперь каждый пятый в Константинополе говорил на русском языке, а привычная жизнь и даже культура заметно преобразились.

Для большинства беженцев эмиграция стала непростым испытанием с самого начала, кто-то отметился процветанием. И лишь судьбы военных сложились трагично.

Негостеприимные турки

Русские надеялись пересидеть.
Русские надеялись пересидеть.

29 октября 1920 года-го командующий российской армии белогвардейцев Врангель приказал эвакуироваться из Крыма. На 126 судах родину покинули, по разным оценкам, до 200 тысяч человек, четверть которых составили военные. В тот период Константинополь, ставший новым пристанищем беженцев, находился под оккупацией стран Антанты. Русские обманывались, что уезжают на короткое время, пока скинут большевиков. Поэтому некоторые бежали, взяв с собой лишь фамильные иконы и семейные фотографии. Правда, были и более прозорливые. К примеру, Феликс Юсупов предусмотрительно прихватил бесценные полотна из своей богатой коллекции.

Турецкий прием оказался не самым гостеприимным. На перевозивших эмигрантов кораблях разгулялся тиф, и турецкая эпидемиологическая служба по месяцу не выпускала на берег экс-подданных Российской империи. Пребывание на судах напоминало сущий ад: теснота, острый дефицит питьевой воды и продуктов питания. При этом предприимчивые торговцы подходили к кораблям на лодках, продавая русским еду по неимоверно высокой цене. Валюты у беженцев не было, поэтому приходилось выменивать хлеб, овощи и воду на обручальные кольца, бриллиантовые серьги, иконы и другие ценности. В итоге, русские спускали едва ли не все свое имущество за карантин, но возможность убежать от зверств Гражданской войны виделась благоприятнее нищенства. В Константинополе трудно приходилось практически всем. Большинство селились в заброшенных домах - либо недостроенных, либо оставленных после пожаров. Кто-то даже ютился в помещениях фабрик и заводов. Из Первой мировой Турция вышла побежденной, переживая серьезные экономические трудности.

Беженцы-аристократы

Троцкий обитал в элитном отеле.
Троцкий обитал в элитном отеле.

Но были и такие русские, которые позволили себе обитать в первоклассном отеле Pera Palace. Тот же Александр Вертинский и Лев Троцкий селились в самых комфортабельных номерах. Подобные возможности были еще у ряда VIP-изгнанников. Зажиточные русские открывали магазины, аптеки, ломбарды, адвокатские конторы. Запестрели русскими фамилиями и вывески врачебных кабинетов. Распахнули двери новые салоны платьев и меха, модные ателье, обувные мастерские. Через какое-то время в Константинополе заработали даже русская гимназия, балетная школа, в книжных магазинах можно было приобрести печатные новинки, типографии выдавали на-гора русские газеты. Названия заведений эмигрантов напоминали о былой сытой жизни в России: «Эрмитаж», «Режанс», «Аркадия», «Стелла», «Пал Палыч». Русская опера давала яркие представления, и константинопольцы впервые смогли оценить настоящий классический балет.

Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️

Telegram – a new era of messaging

В театре-кабаре «Паризиана» артиста оперетты Владимира Смирнова яблоку негде было упасть. В Союзе русских художников регулярно проходили высокоуровневые выставки. Русские стали законодателями даже азартной культуры в Константинополе. И все же владельцы успешных русских заведений оставались в меньшинстве. Остальные мечтали найти хотя бы разовую подработку. Мужчины зарабатывали на кусок хлеба прачками, грузчиками, торговцами папиросами и уличными официантами. Офицерам приходилось чистить картошку, развозить воду, чинить обувь на базаре, перекупая и продавая все, что можно.

Большинство ютились где придется.
Большинство ютились где придется.

Русская благотворительная организация (Земский союз и др.) помогала, но на всех нуждающихся этого не хватало. Взрослые и дети хронически голодали, не видя по нескольку дней ничего, кроме воды. Частичную поддержку оказывали иностранцы. Военные миссии британцев и французов передавали общине небольшие пайки из собственных запасов, о женщинах с детьми заботился американский Красный Крест. До гуманитарной катастрофы не дошло, но положение множества русских оставалось удручающим. Обнищание накладывалось на травму поражения в войне, усугубляя и без того отчаянное моральное состояние беженцев.

Компрометирующие дамы и русское наследие

В среде эмигрантов царили нищета и голод.
В среде эмигрантов царили нищета и голод.

И все же русские оставили после себя яркий след в Турции. Чужестранцы стали законодателями целых видов и жанров мирового искусства, до той поры неизвестных в османской Турции. Первую турецкую кинокартину снял русский режиссер Иван Мозжухин. Первая балерина на турецкой земле - солистка Большого Елизавета Гулюк. Первый Модный дом «Анели» открыт художницей Лазаревой из Петербурга. А еще русские эмигранты подарили туркам консервированные фрукты и овощи. До них в Турции не умели консервировать, и распробовали необычные заготовки благодаря кулинарному мастерству приезжих.

❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK 👇 Посмотрите👇

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Но была в тот период популяризирована и не самая лучшая репутация русских женщин, «благодаря» усилиям девушек из борделей Одессы и Ростова-на-Дону, рванувшим в Константинополь после отказа бесплатно обслуживать красных. В Турции дамы стали выдавать себя за аристократок и при этом околачивались на первом публичном пляже «Флория», открытом опять же русским эмигрантом. Османская культура, как известно, пляжей не знала, потому как турчанки не загорали и не купались в море. Даже эту традицию принесли в Турцию русские, как и моду на подчеркивающие фигуру цельные купальники.

Беженцы на улице Истикляль.
Беженцы на улице Истикляль.

После 1921-го эмигранты постепенно оставляли Константинополь: кто-то вернулся в Советскую Россию, другие разъехались по Европе и за её пределы. Самая трагичная судьба ожидала солдат и офицеров армии Врангеля, поддавшихся на обещания красных эмиссаров. По возвращении морем в Новороссийск они были расстреляны.

Царские офицеры находили в себе силы бороться с новым режимом.
Белоэмигранты в борьбе с Родиной: Каким странам служили русские офицеры и за что ненавидели СССР.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/251125/66344/

-7