Сегодня в гостях – Татьяна Евгеньевна Бронзес, директор ГБОУ «Школа №2010
имени Евгения Судакова». И, первым делом, хочется поздравить Татьяну
Евгеньевну с замечательным событием в ее профессиональной и общественной
жизни: в соответствии с постановлением Московской городской Думы,
Т.Е.Бронзес награждена почетной грамотой Московской городской Думы
«За заслуги перед городским сообществом».
– Самое главное, что служит для нас ориентиром – это стремление не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, – начала наш разговор Татьяна Евгеньевна. – В нашей школе трудится талантливый, ответственный, сильный и слаженный коллектив, который прилагает немало усилий к тому, чтобы сплотить вокруг себя всех детей и их родителей. При этом, конечно же, у школы есть свои особенности, своя уникальная история.
– Расскажите об этом, пожалуйста, чуть подробнее. Что наиболее интересного произошло, на ваш взгляд, в московской образовательной среде за последнее время?
– Появилось много нового, что во многом изменило школьную жизнь к лучшему. С нового учебного года начнутся городские учебные курсы по математике, науке и технологиям для 1–6-x классов, где учителя научат решать творческие задачи, помогут развить логику, пространственное и аналитическое
мышление. Будем активно готовится к олимпиаде «Готов к жизни в умном городе». Ведь сейчас у школьников растет интерес к математическому и естественно – научному образованию. Все нацелены на дальнейшее развитие профильного и предпрофессионального образования. А вообще нашим ребятам очень повезло – они живут и учатся в самом лучшем городе Земли. Сколько интересного и познавательного открывается для них, а самое главное можно самому принять участие в различных мероприятиях, используя ресурсы города! Было бы желание! И здесь на помощь приходят учителя, которые вместе с детьми следят за новостями и мероприятиями: мотивируют и активируют интерес для участия! Наша цель – обеспечить качественное образование, для того, чтобы каждый учащийся школы смог полностью реализовать себя как в учебе, так и в общественной жизни. Мы поддерживаем активное участие школьников и педагогов в Российском движение детей и молодежи «Движение Первых». Сейчас главная цель, которая стоит перед педагогическим сообществом – воспитание детей в духе патриотизма и преданности своей Родине. Все эти направления мы отрабатывали и раньше, но сегодня успешно осваиваем новые формы воспитательной работы, которые делают школьную жизнь ребят насыщенной, увлекательной и интегрированной в разные области культуры, науки, искусства, технических знаний и многое другое. Наша школа обладает необходимыми ресурсами и техническими, и педагогическими, что способствует качеству образования и позитивной социализации наших ребят. Хочу напомнить, что наша школа открыла свои двери 1 сентября 2003 года в ней обучаются и воспитываются около пяти тысяч учащихся и воспитанников детских садов. По результатам рейтинга вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников мы на протяжении многих лет являемся обладателями Гранта Мэра, в прошлом году получили Грант Мэра Москвы 3-й степени. Это очень радует, потому что данная награда способствует дальнейшему продвижению по пути к достижению самых высоких результатов в масштабе всего коллектива. Надо и впредь стремиться к тому, чтобы участвовать в рейтинговых и значимых мероприятиях, в федеральных и городских образовательных проектах! Меня очень радует, что наш коллектив, уже в целом сложившийся, делает сейчас акцент на молодых специалистов. Любая организация постоянно нуждается в свежем глотке воздуха. Последние время на работу к нам пришли много новых учителей – молодых специалистов, окончивших педагогические вузы столицы и колледжи Москвы. Для них в нашей школе функционирует система наставничества, есть свой Совет молодых педагогов, который вносит много интересного в воспитательно – образовательный процесс. Особенно приятно то, что наши ученики, получив профессиональное образование, возвращаются в родную школу преподавателями и к своей работе подходят творчески и профессионально. Вместе с ребятами и наставниками разрабатывают интересные проекты, которые на городских научно-практических конференциях отмечены в числе призеров и победителей. И это здорово! Мы их стараемся поддерживать, стимулировать к новым свершениям. Наша администрация школы – команда единомышленников, как я ее обычно называю, по своим
направлениям постоянно включает молодых специалистов в работу методических объединений, содействует участию молодых педагогов в самых разных творческих мероприятиях. Вся работа должна подчиняться ритму времени: школа должна развиваться и быть активной! Да, не все бывает гладко, дети учатся разные. Есть и активные, а есть и испытывающие сложности с успеваемостью: не очень-то хотят учиться. В семьях есть социальные проблемы. Стараемся их решать по мере сил и возможностей. В индивидуальном порядке помогаем детям и семьям, много можем предложить и много чем можем заинтересовать! У нас активно реализуется образовательный проект Департамента образования и науки города Москвы – «Инженерный класс в
московской школе», а также – «Кадетский класс в московской школе», «ИТ-вертикаль», «Математическая вертикаль», «Естественнонаучная вертикаль». Мы участвуем в мероприятиях проекта «Медицинский класс в московской школе» и можем даже похвастаться, что в минувшем году у нас четверо выпускников поступили на бюджет в медицинские вузы столицы. Помимо всего прочего, наша школа является «Ресурсной школой» – мы реализуем образовательные программы различных уровней и осуществляем системную организационно-методическую поддержку обучающихся, родителей и педагогических команд школ, входящих в МРСД по вопросам образования детей с ОВЗ. У нас обучаются более 350 детей с ОВЗ и инвалидностью, имеющих диагноз «умственная отсталость». Обучаются дети, которые получают образование «на дому» в связи с теми или иными формами ОВЗ. То есть один полный школьный корпус у нас работает с такими детьми. В силу того, что мы обладаем хорошей учебно-воспитательной базой и богатым опытом подобной работы, родители доверяют нам своих детей для обучения и социализации, а коллеги перенимают опыт работы и применяют в своих учреждениях. Для коллег школ, входящих в наш межрайонный совет, мы проводим обучающие семинары, круглые столы, открытые занятия. Передаем свои знания и опыт, рассказываем, показываем и рекомендуем формы работы с «особыми» детьми. Это очень важная составляющая нашей повседневной деятельности. И мы очень благодарны Межрайонному совету директоров за оказанное доверие.
– Сказываются, наверное, и наработанные вашей школой воспитательные традиции прошлого?
– Да, безусловно. Мы традиционно ставим образование и воспитание на одну ступень. Обучение и воспитание – это взаимосвязанные процессы основанные на взаимодействии всех участников педагогического процесса. Создаем максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и
духовного развития детей. Внимательно относимся как к образовательной, так и воспитательной составляющей образования в целом. Поддерживаем в школе
атмосферу активного творчества. В школе проходят Фестиваль патриотической песни и Фестиваль национальных культур, – они славятся у нас на весь район! Участие принимают все участники образовательных отношений: дети, родители, педагоги, ветераны педагогического труда и общественность района. Мы активно участвуем во Всероссийском Движении Первых, о чем я уже поминала. У нас в школе работают прекрасные Советники по воспитанию, которые
находятся с детьми практически с утра и до вечера, сопровождают их в познавательных поездках, проводят интересные мероприятия, организуют акции и флешмобы, вовлекают в проекты Движения, развивают потребность
в здоровом образе жизни: как в физическом, так и в духовном.
– Наслышана о вашем школьном театре…
– Действительно у нас прекрасная театральная студия «Волшебный мир театра». В ней занимаются младшие и старшие школьники, наши юные артисты!
Студия работает уже много лет! Ежегодно, театральные постановки выбираю сама вместе с руководителем театра, потому что считаю, что спектакль должен решать воспитательную задачу, достучаться до юной души и остаться тем зерном, которое прорастёт в доброе и правильное. В этом году реализовали пьесу «Старший сын» Александра Вампилова. Понравился спектакль не только нашим ребятам, педагогам и родителям, но и на уровне города стал
лауреатом различных конкурсов системы ДОНМ. В школе традиционно проводится фестиваль театрального искусства «Золотая маска», и каждый классный коллектив, включая дошколят, готовит свой самодеятельный спектакль. С детьми работают как классные руководители и воспитатели, так и педагоги-организаторы. Решаются сразу две задачи: воспитательная и образовательная. Дети знакомятся с драматургическим материалом, который они выбрали для постановки спектакля. Внимательно прочитывают произведение, разбирают по ролям и темам. Театр хорошо развивает память, образное мышление. К тому же не секрет, что театр объединяет всех: и детей, и педагогов, и родителей, и в нашем случае еще и общественность района.
– Кто же стал победителем фестиваля в этом году?
– Первое место завоевал восьмой класс со своей постановкой драмы «А зори здесь тихие». Но награды по номинациям Фестиваля получили все участники.
– Какие социальные проекты осуществляются в вашем коллективе?
– Их немало: это и экологические проекты, и волонтерские, и благотворительные. Особо трепетно участвуем в акциях поддержки участников Специальной военной операции. Это и сбор необходимых вещей, и написание
писем, поздравлений, организация концертных программ, которые в записи мы отправляем на передовую нашим бойцам. Недавно провели масштабную акцию и собрали 268 противодроновых покрывал и передали на передовую. В школе особое внимание отведено работе музейного комплекса, в состав которого входит семь музеев различной тематики, один из них – музей Техногенных катастроф, посвященный трагедии Чернобыля. На территории школы стоит памятник тем, кто ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС,
и каждый год 26 апреля в школе проводятся традиционные встречи с участниками тех событий. Также, наш а школа является подшефной школой Международной Ассоциации подразделения антитеррора «Альфа». Альфовцы приходят к нам и проводят встречи с ребятами, проводят Уроки мужества. А еще частые гости нашей школы – курсанты различных военных Вузов, благодаря
этим встречам, этим живым примерам мужества некоторые наши выпускники поступают в военные училища и специализированные ВУЗы. Мы ведем не только информационно-пропагандистскую работу, но и рассказываем о том,
что нужно восстанавливать разрушенное, призываем детей к созидательному труду. И многие ребята выбирают для себя тот или иной колледж в соответствии с их предпочтениями и интересами. Вообще, что касается воспитания
в ребенке правильных жизненных ориентиров, то я считаю так: только системная работа способна принести ощутимый результат. И большим помощником служит дополнительное образование. В нашей школе более
250 кружков и секций. Одних только спортивных – не перечислить: и футбол, и баскетбол, и самбо, и греко-римская борьба… Есть свой спортивный клуб.
Секции спортивные у нас существуют как на платной, так и на бесплатной основе. Потребности детей и пожелания родителей обязательно учитывает Управляющий совет школы. Мы стараемся сохранить массовость в нашем физкультурно-спортивном направлении, обеспечить его доступность для всех школьников. С детьми работают профессиональные тренеры, мастера спорта, победители и призеры крупных соревнований на городском и российском уровнях.
– Наверное, среди секций и кружков есть также и те, что имеют предпрофессиональную ориентацию?
– Да, десятки объединений дополнительного образования носят техническую направленность. Здесь и электроника, и робототехника, занимательная физика,
программирование и моделирование. Мы успешно реализуем эти направления для детей. На сегодняшний день школа укомплектована высокотехнологичным оборудованием, педагоги имеют необходимые профессиональные навыки, подкрепленные профессиональными диагностиками и соответствующим
образованием, обучающиеся активно участвуют в Олимпиадном движении, в городских проектах, конкурсах и конференциях. Являются не только частниками, но и победителями и призерами. Каких-то направлений, конечно, не хватает, и мы поступательно развиваемся в сторону увеличения разнообразия кружков и секций. Это нам близко, поскольку у нас все-таки превалирует инженерное направление, ИT-направление. И меня очень радует, что ребята тянутся к технической мысли, направленной на производство и созидание.
– Но и гуманитарное направление не забываете?
– Разве можно забыть изучение дисциплин, связанных с человеком и его жизнедеятельностью в обществе! Педагогика, психология, право, культурология, иностранные языки – все это дети с интересом изучают, эти дисциплины включены во внеурочную деятельность, работают различные кружки. Это направление очень востребовано. Мы плодотворно сотрудничаем с китайской
школой. Благодаря этому наши обучающиеся получили уникальную возможность прикоснуться к этой богатой культуре, изучая в рамках дополнительного образования китайский язык и участвуя в совместных интересных мероприятиях. У нас функционируют кружки изобразительного искусства, балетная студия, коллективы народного танца и современного танца.
Есть биссероплетение, квилинг, флористика… При этом, подчеркну, мы одновременно открыты всему новому и вместе с тем придерживаемся традиций прошлого. Согласна с утверждением: если мы забудем о своем прошлом, у нас не будет будущего.
– Какие из городских проектов в вашей школе представлены наиболее успешно?
– Очень хорошо развиваются образовательные вертикали. В минувшем учебном году отмечен повышенный спрос на естественно-научную вертикаль. И то, что к этому направлению массово повернулись наши дети, говорит в первую очередь не о них, а об учителях школы. От педагога во многом зависит то, какой путь в жизни выберет ученик. Также востребованы и хорошо развиваются математическая вертикаль и ИТ- вертикаль. Эти направления
очень важны для будущего нашей страны. И именно они способны обеспечить успешную карьеру наших будущих выпускников. Об этом и я, и администрация, и педагоги школы постоянно говорят нашим обучающимся самых разных возрастных категорий. Возможно, ребенок не представляет себя инженером или математиком, или ИТ – специалистом – и это нормально! Но мы стараемся
объяснить детям, почему эти направления так важны и как они могут повлиять на них в будущем.
– И как вы доносите эти идеи до ребят?
– Например, задаем такую задачку: дети, представьте себе мир, в котором ничего не изобретают нового. Не будет смартфонов, компьютеров, современных автомобилей и так далее. Все это создают инженеры, люди технической мысли. Они делают нашу жизнь удобней и безопасней. Многие знают, что такое «Умный дом» – во многих семьях он давно уже стал обыденностью. Но ведь кто-то же все это придумал!
– А что, ребята нормально воспринимают такие аргументы?
– Знаете, не стоит говорить: вот это ребенок поймет, а это – нет. Дети всегда все поймут. Все зависит от правильности подачи информации. В первую очередь, тот специалист, который разговаривает с ребятами, должен сам понимать и разбираться в тематике, которую представляет. Нужно учитывать при этом и
возраст той аудитории, которую предстоит заинтересовать. Не надо бояться представить ситуацию на практических, живых примерах. Тогда детям будет интересно. Наш девиз: «Инженерия – это не искусственные формулы, а увлекательные проекты». Для тех учащихся, кто участвует в проектах, у нас разработана система поощрений. И успехи налицо: наши ребята создают роботов, модели зданий будущего, изобретают умные приборы. У нас в школе
стала традиционной «Неделя детской науки», она проходит ежегодно. В минувшем году, юбилейном для российской науки, наши учащиеся в рамках проведения этой недели встречались в школьных стенах с академиками,
профессорами, людьми технической мысли. Все это помогает нам пропагандировать углубленное изучение ребятами физики, математики и информатики. Любой наш преподаватель алгебры и геометрии способен донести до слушателей, что математика – это не скучные школьные
уроки, а универсальный язык, на котором говорят программисты, экономисты и политологи, ученые и даже модельеры. И дети начинают понимать, что эти навыки пригодятся в любой сфере жизни. Педагоги тоже не отстают. Мне как директору, важно, чтобы педагогический коллектив владел современными технологиями обучения, знал, что востребовано и на что нацелено наше общее
будущее? Поэтому я настаиваю на обучении наших педагогов в Корпоративном университете московского образования, где организованы прекрасные курсы повышения квалификации. И это здорово, что Корпоративный университет выполняет наши насущные запросы, организуя интереснейшие и полезные
программы. Я говорю нашим педагогам: вовсе не обязательно получать повышение квалификации только по своему предмету, можно и нужно изучать новые для вас направления в педагогике – все это очень важно в реалиях сегодняшнего дня. Административная команда школы тоже должна подавать пример самосовершенствования. Изучать эффективные методы организации
процессов и использовать положительный опыт. Мы должны видеть будущее школы на пять шагов вперед. Хорошую мотивацию к саморазвитию дают педагогам и всевозможные городские конкурсы среди преподавательского состава. Считаю, что победа в этих конкурсах сама по себе не столь важна, очень важен факт участия. Такие конкурсы способны сориентировать учителя
на выполнение наиболее значимых задач современности. Хотя, конечно, у нас есть и победители профессиональных конкурсов разного уровня, и призеры профессиональных олимпиад.
– Что бы вы хотели отметить по итогам прошедшего учебного года?
– Мы ведем огромную аналитическую работу по всем направлениям работы школы. Я сейчас внимательным образом анализирую работу педагогического коллектива и работу школы в целом. Без этого не простроишь траекторию дальнейшего развития. И уже сейчас могу сказать, что этот учебный год был для нас достаточно плодотворным и продуктивным! В течение года было реализовано множество интересных и инновационных проектов наших
учеников, которые позволили школьникам проявить свои творческие способности и применить полученные знания на практике. Ребята успешно приняли участие в городских научных конференциях таких как, «Наука для жизни», «Старт в медицину», «Инженеры будущего» – есть победители и
призеры. Всего было разработано 200 проектов. Это тоже меня, как руководителя, не может не радовать! Это значит – что дети хотят
творить, хотят изучать, хотят развиваться, а педагоги им способствуют. И это очень здорово! В прошлом году наши выпускники 9-х и 11-х классов показали хорошие результаты на государственных экзаменах, что позволило им поступить в колледжи Москвы и самые престижные ВУЗы нашего города и не только. Наши выпускники – студенты РЭУ им. Плеханова, МГТУ им. Баумана, Сеченовского университета, РАНХиГС, МИСиС, РУДН, МАИ, МГСУ, МПГУ, МГУ ТУ им. К.Г. Разу мовского и многих других. Наши выпускники активно поступали в военные учебные заведения, чему я очень рада и чему очень горда! Пока не
могу поделиться результатами этого года, так как экзаменационная пора еще в самом разгаре, но знаю точно, что наши ученики справятся с поставленными задачами и совсем скоро получат свой первый документ об образовании на пути своего профессионального становления. Наши обучающиеся активно принимали участие в городских мероприятиях системы ДОНМ – показали
отличные результаты в творческих и спортивных, интеллектуальных и в особенных мероприятиях, я имею ввиду участие детей с ОВЗ и инвалидностью. Я думаю, что школа уверенно движется по пути дальнейшего повышения качества образовательно-воспитательного процесса. И я благодарю наших педагогов за их самоотверженный труд, учащихся – за их стремление к получению знаний. Подведение итогов и анализ результатов важен для меня!
Я придаю очень большое значение поощрению сотрудников. В повседневной школьной жизни, помимо материального вознаграждения, очень важно вовремя похвалить учителя, дать ему почетную грамоту, отметить публично его заслуги. Я говорю сейчас и о грамотах Департамента образования и науки города Москвы, и о наших внутришкольных благодарностях и грамотах. Учителя на протяжение всей своей жизни выполняют самую благородную миссию на земле, и заслуженная награда напоминает им об этом, настраивает на дальнейший труд по воспитанию подрастающего поколения.
– У вас, похоже, формировалось некое братство выпускников?
– Я считаю наше «Братство выпускников» одним из главных достижений педагогического коллектива. Всегда говорю преподавателям: учите детей так, чтобы они потом всю жизнь вспоминали вас и родную школу исключительно добрым словом. И для меня, как директора, важно то, чтобы школа стала для детей не просто местом получения знаний, а особенным миром, где формируется их личность, их мировоззрение и, в конечном итоге – их будущее. Чтобы от школы у них остались яркие воспоминания о первых победах,
настоящей дружбе и взаимовыручке, об успешной самореализации. Наши выпускники приходят в свою школу спустя годы после ее окончания. Значит, труд наш – педагогов и администрации – не напрасен. Выпускники приходят
сюда по-разному: и целыми классами, и по одному, и на юбилеи, и просто так, по зову сердца. Мы организуем встречи выпускников с нынешними учащимися самых разных возрастов. Мы им очень рады! Всегда тепло проходят эти встречи. Ребята делятся своими достижениями и проблемами или просто приходят пообщаться по душам! И это очень приятно! Значит не зря мы работаем! Не зря отдаем с каждым выпуском частичку своего сердца и своей души!
– Что вы можете сказать о роли Управляющего совета в образовательно-воспитательном процессе?
– За годы работы я поняла, что активное участие Управляющего совета в жизни школы – это ключ к успеху в развитии организации! Главное, чтобы это была команда! Команда людей, которая понимает возложенные на нее обязанности, осознает ответственность и смысл «доверия», которым его наделили все участники образовательных отношений. Это должен быть единый организм:
слаженный, компетентный, дотошный и цепкий! Ведь от того, как сложится взаимодействие внутри этого единого организма многое зависит! Их работа сильно влияет на качество образования и воспитания и на общую атмосферу в
учебном заведении. В этом плане наш Управляющий совет реально существует не на бумаге, а в жизни. Проводятся открытые стречи директора и родителей в
рамках работы УСа и его подразделений. Администрация, на мой взгляд, всегда должна находиться в открытом доступе для родителей наших учащихся. И родители должны иметь возможность просто прийти поговорить – без
какого-то особенного повода. Члены Совета участвуют в разработке и обсуждении ключевых документов, определяющих образовательную политику школы. Участвуют в организации воспитательной работы, в организации
внеклассных мероприятий, что позволяет разнообразить творчество в нашей школе. Их инициативы всегда поддерживаются мною и административной командой школы. Мне, как руководителю, важна обратная связь от Управляющего Совета школы! Это ценность! Информацию, полученную
от них о качестве преподавания, о воспитательной работе, об эффективности используемых методов обучения и т. п. – всегда тщательно анализирую. Я рада
тому, что наш Управляющий Совет открыт и прозрачен, работа ведется во взаимном уважении к друг другу, решения принимаются единогласно, а значит был выстроен конструктивный диалог! И самое главное, все понимают
свою личную ответственность, а значит ответственность за общие результаты есть.
– Спасибо вам за беседу, Татьяна Евгеньевна, и – успехов вам на вашем нелегком и самом благородном поприще!
Интервью провела Светлана Аннина
Материал из журнала "Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра"