В истории народов севера известна самобытная русская этнографическая группа – поморы, проживающие на побережье Белого и Баренцева морей, а так же на берегах северных рек. С конца XVII века и до XIX века весь Русский Север носил название Поморья. Поморы занимались рыбным и зверобойным промыслом в северных морях и в арктической зоне. А так же сопровождением европейских торговцев в конце XVII века.
Это были искусные мореплаватели в небезопасных водах северных морей, которые проложили свои маршруты на Русском севере. Их традиционные морские походы за рыбой и пушниной историки изображают так:
На своих небольших парусных судах, называемых кочах, они побывали в арктических районах: острова Колгуев, Новая Земля (старинное поморское название Матка), Шпицберген (поморское название Грумант), на востоке их походы доходили до севера Сибири, где они положили начало городу Мангазея, открыв северный путь в Сибирь. Поморы первыми исследовали Баренцево и Охотское моря (поморское название Ламской).
До нас дошли редкие фотографии поморов XIX века.
Коч поморов – небольшое парусное судно. Вот современная реконструкция этих кораблей.
Согласитесь, ходить на таких суденышках по северным морям, где частые шторма и непогода – дело отважное. А в открытом море важна была еще и навигация. Определение времени, долготы и широты. Если с широтой еще как-то можно определиться по звездам, то вот с долготой – только приборами: астролябией, секстантом. А для определения на север нужен компас. Имелись ли все эти приборы у поморов в XV-XVI веках – неизвестно. Но то, что они умели ориентироваться в открытом море – факт, который никак не объясняется.
Другое судно поморов – парусная лодка шняка для недолгих выходов в море и плаванию по рекам.
Опасаясь проникновения европейцев в Сибирь, Россия закрыла Мангазейский морской путь в 1619 году. Поморы стали менее активны в арктической зоне Азии, сопровождать стало некого. Большая часть исследований Арктики в XVII веке проводилась сибирскими казаками, которые плавали от одного устья реки к другому на поморских кочах.
Мастерство мореплавания поморов в свое время высоко оценил Витус Беринг. В 1733–1743 годах его Северная экспедиция с участием братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых нанесла на карту почти всё побережье Северного Ледовитого океана. Но это был уже XVIII век. Были до этого времени попытки плавания в арктических широтах кроме русских поморов?
Вот, что интересно. Арктическое побережье Евразии было обозначено на картах XVI века. Вот один из примеров:
Ортелий обозначил обширную сеть водных путей в Восточной Азии, подтвердив то, что через Китай можно добраться до Северного моря, а оттуда, через Северо-Восточный проход - в Европу.
Откуда географию арктического побережья могли знать в XVI веке? Считается, что это лишь догадки европейских картографов. К тому же, в районе Чукотки обозначены неизвестные города. А территория названа Тартарией, про которую отсутствует какое-либо упоминание в истории.
Идея возможного морского пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, была впервые предложена дипломатом Герасимовым в 1525 году. Однако русские поморы и торговцы на побережьях Белого моря, исследовали часть этого маршрута ещё в XI веке. Григорий Истома, дипломат при дворе Ивана III, описал своё путешествие по северным морям в 1496 году.
Рассказ Истомы о его путешествии в Северный Ледовитый океан позднее был опубликован Герберштейном в 1549 году и является первым в европейском книгоиздании описанием путешествия к северному побережью Скандинавского полуострова. Без поморов здесь явно не обошлось.
Во время плавания через Баренцево море в поисках Северо-Восточного прохода в Тихий океан в 1553 году английскому исследователю Хью Уиллоуби показалось, что он увидел острова на севере.
Острова под названием Земля Уиллоуби были показаны на картах, опубликованных Планциусом и Меркатором в 1590-х годах, и продолжали появляться на картах вплоть до 1640-х годов.
Про исследование Заполярья есть и такие упоминания:
- 1610 г. - русский исследователь Кондратий Курочкин исследует устье Енисея и прилегающее побережье.
- 1633–1634 гг. - И.Ребров исследует устье реки Лены
- 1633–1635 гг. - Илья Перфильев исследует Лену и реку Яну и прилегающее к ним побережье
- 1638 г. - И. Ребров исследует побережье между Леной и рекой Индигирка
- 1641 г. - Дмитрий Зырян и Михаил Стадухин исследуют устье реки Индигирки и прилегающее побережье
- 1646 г. - И.Игнатьев исследует устье реки Колымы и прилегающее побережье
- 1648 г. - Я.Семёнов исследует устье реки Котуй и прилегающее побережье
- 1648 г. - Семён Дежнёв и Федот Алексеевич Попов отправляются в экспедицию от реки Колымы через Берингов пролив
- 1649 г. - Михаил Стадухин исследует побережье от реки Колымы до Берингова пролива
- 1676 г. - Английская экспедиция под руководством Джона Вуда не смогла найти Северо-Восточный проход
- 1686–1687 гг. - экспедиция Ивана Толстоухова исследует устье реки Енисей и побережье Таймырского полуострова
К XVII веку торговцы с помощью поморов проложили непрерывный (без зимовок) морской путь от Архангельска до полуострова Ямал, откуда они добирались и до Обской губы. Этот путь, известный как Мангазейский морской путь был одним из первых предшественников и частью Северного морского пути.
К востоку от Ямала путь к северу от Таймырского полуострова оказался невозможным из-за льдов. Лишь в в XVII веке к востоку от Таймыра от устья реки Лены до устья реки Анадырь русские мореплаватели впервые совершили плавание вдоль арктического побережья. Это была экспедиция 1648 года Семёна Дежнёва. Стоит сказать, что Дежнёв был помором.
Дежнёв проплыл этот трудный и опасный маршрут вместе с другими опытными мореплавателями: Федотом Алексеевым, а так же с Андреевым и Афстафьевым. Но за исключением самого Дежнёва, никто из других капитанов этой экспедиции не выжил, чтобы рассказать о ней. Четыре из семи судов погибли, не достигнув Берингова пролива.
В 1736 году Герхард Фридрих Мюллер нашел отчеты Дежнёва в архивах Якутска. Потом в 1890 году Оглобин нашел в архивах еще несколько его отчётов. А в 1950-х годах некоторые оригиналы, скопированные Мюллером, были вновь обнаружены в архивах Якутска. Хотя, несколько столетий многие сомневались в достоверности истории Дежнёва.
Эти морские походы в XVII веке в тяжелых ледовых условиях как-то не вяжутся с картами в XVI-в XVII веков.
Вот еще одна европейская карта XVII века до похода Дежнёва, где Берингов пролив обозначен как Анианский пролив. Кто-то же дал ему это название?
Существует версия, что до XVI века на севере Евразии был не только иной климат, но и иная география без льдов. Мамонты же как-то в Арктике жили и леса там росли, стволы деревьев находят в вечной мерзлоте. Поэтому, предки поморов могли знать эти территории, которые отразились в картах европейцев. Но позже, после климатических изменений, поморы оставили своей территорией промысла лишь Баренцево и Карское моря в западной части Серверного-Ледовитого океана, как наиболее теплые.
И начиная с XVII века Арктику восточнее Таймыра пришлось открывать заново. Впрочем, как и все во времена великих географических открытий, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века.