Найти в Дзене

Дружим с Третьяковкой. О выставке "Владимир Немухин. Игра в абстракцию", до 09.03.26

Продолжаем дружить с Третьяковкой по программе 60+ и посещаем все интересные выставки. Одна из них, "Владимир Немухин. Игра в абстракцию. К 100-летию художника", оказалась неожиданно поучительной.

Преодоление барьеров ...
Преодоление барьеров ...

Пробежав 37 залов Новой Третьяковки на Крымском валу, оказываешься в зале № 38! на яркой камерной выставке. Цвета экспозиции: зеленый, красный, синий. Весьма позитивно среди серого ноября. Авангардное искусство. Картины, малые скульптурные формы и даже фарфор.

«Мой интерес к художественному фарфору зародился давно — когда я углубленно осваивал опыт первого русского авангарда... Меня интересовала сугубо эстетическая проблематика, революционные подходы, приемы, методология работы с этим материалом».

Немухин В. Предметы из сервиза. 1992г. Фарфор, подглазурная роспись. ГТГ
Немухин В. Предметы из сервиза. 1992г. Фарфор, подглазурная роспись. ГТГ

Всегда обращаю внимание на то, как организовано пространство и продумана экспозиция. Что пытаются донести до зрителя художник-оформитель и куратор выставки?

Немухин В. Посвящение А. Ремизову. 1986. Мемориальная композиция-оммаж.
Немухин В. Посвящение А. Ремизову. 1986. Мемориальная композиция-оммаж.

Скажу честно, о Владимире Немухине что-то слышала, что-то видела, но не более того. Ничего не ожидала. Но неожиданно понравилось!

Немухин В. Валет Мейерхольд. 1997. Бумага на картоне, масло, коллаж.
Немухин В. Валет Мейерхольд. 1997. Бумага на картоне, масло, коллаж.

Интересная личность, непонятное творчество, но что за этим скрывается? Важно понять и принять.

-5

Владимир Николаевич Немухин (1925-2016) - один из лидеров советского неофициального искусства, нонконформист, художник-шестидесятник, прошедший путь от абстракции к собственной художественной философии, которая определила его легко узнаваемый стиль и судьбу всемирно известного художника. В 2006 году он передал Третьяковской Галерее не только свои произведения, но и друзей - Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Анатолия Зверева, Олега Целкова и других легендарных шестидесятников.

Друзья и соратники
Друзья и соратники

Ретроспективная выставка охватывает все этапы его творческого пути: от ранних арт-объектов конца 1950-х до произведений 2000-х годов.

Немухин В. Бубновый валет. 1992. Бумага, смешанная техника. музей АЗ
Немухин В. Бубновый валет. 1992. Бумага, смешанная техника. музей АЗ

Но для начала надо разобраться, что такое: нонконформизм, московский концептуализм, андеграунд, вторая волна абстракционизма, неофициальное искусство). Вот, что из этого получилось.

Немухин В. Ломберный столик.
Немухин В. Ломберный столик.

Нонконформист - это индивидум, желающий выделиться в группе или в сообществе. Он идет против общепринятых правил, но не через открытую форму протеста, а через личностное самовыражение, делая все по-своему, проявляя свою индивидуальность. Я хочу так, как я хочу!

-9

Отсюда вытекает понятие "неофициальное искусство". Это искусство не признанное обществом и государством, не имеющее законных прав на официальный показ и распространение. Оно существует, нарушая общепризнанные правила. Противоречит им.

-10

Андеграунд - это сообщество индивидов или нонконформистов, которые противостоят общепринятому официальному искусству. Они идут против правил общества или государства. Т.к. они не признаны государством, то и финансируются некими Заказчиками, которые популяризируют и продвигают то, что считают нужным. Андеграунд - подпольное искусство.

-11

Поскольку темы в искусстве не могут существовать сами по себе, то общество индивидов образует свое сообщество, к которому примыкают литераторы и философы, как в недавней статье о китайском искусстве. Обосновывая и подводя свою концепцию, постепенно индивидуальное становится общепризнанным и принятым обществом, которое становится другим.

Вот вам и московский концептуализм, возникший в начале 1970-х годов. То, что когда-то шло вразрез с государственной политикой СССР, теперь признано всеми, но и государства такого больше нет ...

Рабин Оскар. Один рубль. №3. Холст, масло. ГТГ
Рабин Оскар. Один рубль. №3. Холст, масло. ГТГ

Хорошо это или плохо? Вот в чем вопрос! С одной стороны - надо развиваться, с другой - куда ведет этот, как бы, самостоятельный путь и кто его направляет? Об этом пришлось задуматься после выставки.

Лианозовская группа
Лианозовская группа

Владимир Немухин родился в 1925 году. Детство прошло в Москве. В семье не было ни художников, ни коллекционеров. Но найти свой путь в искусстве, несмотря на бедное предвоенное детство и трудную военную юность, он смог благодаря учителю живописи П.Е. Соколову.

Немухин В. Посвящение П.Е. Соколову. 1985. Бронза. Дар автора ГТГ. 1998
Немухин В. Посвящение П.Е. Соколову. 1985. Бронза. Дар автора ГТГ. 1998

Он был учеником Ильи Машкова и ассистентом Казимира Малевича. Несмотря на то что Владимир Немухин продолжит учебу в разных художественных заведениях, именно Петра Соколова будет считать своим главным учителем. Тот познакомит его с произведениями русского авангарда, которые в то время уже были запрещены и неизгладимые впечатления останутся на всю жизнь. Художником "второй волны" русского авангарда назовут Владимира Немухина.

-15

Молодое поколение 60-х будет стремиться изменить жизнь в советском обществе. Оттепель в политической жизни повлечет за собой стремление к свободе. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 г., выставка зарубежных художников в парке Горького произведет ошеломляющее впечатление на молодых художников. Можно всё и возможно всё!

-16

Поэты и литераторы, художники и коллекционеры будут собираться вокруг идейных лидеров, выдвигать теории о том, как устроить свободную творческую жизнь и какое должно быть искусство. Так, в конце 1950-х возникнет "Лианозовская группа" андеграундных художников и поэтов.

Евгений Кропивницкий. Девушка с цветком. 1965. Холст, масло. ГТГ
Евгений Кропивницкий. Девушка с цветком. 1965. Холст, масло. ГТГ

В барачном поселке неподалеку от железнодорожной станции Лианозово они будут собираться на квартирниках у поэта и художника Евгения Кропивницкого. Завсегдатаями этих мероприятий и покупателями будут иностранные дипломаты, корреспонденты и другие заинтересованные лица. Неформальный лидер общества, художник Оскар Рабин, организует впоследствии знаменитую «Бульдозерную выставку».

Олег Целков. Агава в желтом горшке. 1956. Холст, масло. ГТГ
Олег Целков. Агава в желтом горшке. 1956. Холст, масло. ГТГ

Бульдозерная выставка. В 1974 г. художники-нонконформисты, стремясь заявить о себе, попытаются показать свои картины публике на пустыре в Беляево, предвосхищая ажиотаж и интерес. Власти об этом предупреждены и в свою очередь организуют в это же время посадку деревьев на пустыре. Ситуация провокационная с обеих сторон. Выставку разогнали, разровняв бульдозерами пустырь и картины, полив всех и все водой из машин.

 Ольга Потапова. Лес. 1964. Холст, темпера. Музей АЗ
Ольга Потапова. Лес. 1964. Холст, темпера. Музей АЗ

Но разгорелся международный скандал. Ведь основными покупателями андеграундного искусства были иностранные дипломаты, работавшие в СССР.

Зверев Анатолий. Натюрморт с лангустом. 1980. Холст, масло. Дар В. Немухина. ГТГ
Зверев Анатолий. Натюрморт с лангустом. 1980. Холст, масло. Дар В. Немухина. ГТГ

В международной прессе появились фотографии о разгоне бульдозерами мирных художников и статьи о чудовищных нападках на искусство в Советском Союзе. Сейчас нам понятны подобные технологии, а тогда ничто не предвещало. Все боролись за нашу свободу!

Немухин В. Покер на пляже. 1965. Холст, масло, игральные карты, коллаж. ГТГ.
Немухин В. Покер на пляже. 1965. Холст, масло, игральные карты, коллаж. ГТГ.

Власти, стараясь избежать проблем в международном формате, пошли на уступки. Разгром «Бульдозерной выставки» стал триумфом для неофициальных художников. Впоследствии официально было разрешено и организовано несколько выставок уже в 1975 году. Это помогло многим художникам легализоваться. Одним из переговорщиков и лидеров в этом процессе был Владимир Немухин, обладая даром спокойно рассуждать и оставаться убедительным в любых ситуациях.

Так что же стремились отвоевать нонконформисты. За что боролись? На выставке очень хотелось понять смысл этой борьбы.

В. Немухин. Черный ломберный стол.  1990. ГТГ
В. Немухин. Черный ломберный стол. 1990. ГТГ
В результате длительного творческого поиска художник нашел мотив, вновь и вновь возникающий в его произведениях на протяжении десятилетий – игральную карту. Колода становится символом таинственной и мистической неизвестности, неопределенности будущего. Едва заметная под слоем краски, занимающая центральное место в композиции игральная карта с ее формальными свойствами и глубоким символизмом стала одной из центральных тем в творчестве Немухина.

В. Немухин. Натюрморт с картами.
В. Немухин. Натюрморт с картами.

Он был преемником мастеров авангардистов 1910–1920 годов и наследником стиля общества «Бубновый валет».

Вплоть до середины 1980-х годов Немухин работает с карточной колодой как художественным концептом, внутри него постоянно развивая свой стиль. C 1965 года участвовал в зарубежных выставках (США, Польша, Италия, Франция). Активно участвовал в приватно-квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе в «Бульдозерной выставке» (1974), выставке в лесопарке «Измайлово» (1974), выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975) и др.

Неужели все ради темы карточной колоды? Нет, конечно. Ради свободы выбора. В итоге свободу получили все и что теперь имеем? Стоит подумать...

В. Немухин. Абстракция.  1962. ГТГ
В. Немухин. Абстракция. 1962. ГТГ

Параллельно шла другая жизнь художника. С середины 1970-х до середины 1980-х Владимир Немухин сочетал творческую работу с важной организационной деятельностью в Горкоме графиков. Помогал многим художникам, устраивал выставки Владимира Пятницкого, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева и других.

Немухин В. Осенний пейзаж.
Немухин В. Осенний пейзаж.

Вместе с женой Лидией Мастерковой, тоже известной художницей, они собирают предметы старины. В родовом доме Немухина, в подмосковных Прилуках, где проводили каждое лето, размещалась мастерская и предметы коллекции. Старинные безмены, прялки, ткани. Сюда приезжали друзья-единомышленники. Здесь Лидия Мастеркова делала свои знаменитые коллажи их тканей, спасенных из разрушенных церквей.

Прилуки. В большой комнате. Мастерская. 1956. ГТГ
Прилуки. В большой комнате. Мастерская. 1956. ГТГ

Самое интересное, что многие художники нонконформисты в 1970-е, а потом и в 1990-е эмигрировали в другие страны в погоне за новой свободой. Уехала во Францию и Лидия Мастеркова. Владимир Немухин метался в поисках ответа на вопрос: уезжать или нет?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Все надеялись, что их там ждут и наш "прогрессивный" авангард будет востребован. Но лишь немногие дождались. И какой ценой...

Немухин стал знаменитым и признанным художником в Европе и не только...
Немухин стал знаменитым и признанным художником в Европе и не только...

В 1990-е годы Владимир Немухин все-таки уехал за границу. Подогу жил в Рейнской области Германии, в Дюссельдорфе, летом возвращался в Россию, в деревню Прилуки, а потом вернулся насовсем. Сотрудничал с Третьяковской галереей. Дарил свои работы и коллекции. Работал, творил и прожил долгую жизнь. Визитной карточкой, всюду узнаваемых его работ, стали игральные карты...

-29
Кадр из мини-сериала "Немухинские монологи". 2014 г.
Кадр из мини-сериала "Немухинские монологи". 2014 г.
Я вернулся в Россию не потому, что мне Германия не нравится. Когда ты чувствуешь, что ты аноним, ты никому не нужен, ты начинаешь осознавать себя. Там ты живешь как аноним, а здесь в день по три звонка, то кого-то хоронить, то на выставку идти, то «Старик, у меня день рождения, я надеюсь, ты придешь». И так каждый день. А там никого хоронить не надо, никто на дни рождения не зовет и выставок никаких не происходит.