Продолжаем дружить с Третьяковкой по программе 60+ и посещаем все интересные выставки. Одна из них, "Владимир Немухин. Игра в абстракцию. К 100-летию художника", оказалась неожиданно поучительной.
Пробежав 37 залов Новой Третьяковки на Крымском валу, оказываешься в зале № 38! на яркой камерной выставке. Цвета экспозиции: зеленый, красный, синий. Весьма позитивно среди серого ноября. Авангардное искусство. Картины, малые скульптурные формы и даже фарфор.
«Мой интерес к художественному фарфору зародился давно — когда я углубленно осваивал опыт первого русского авангарда... Меня интересовала сугубо эстетическая проблематика, революционные подходы, приемы, методология работы с этим материалом».
Всегда обращаю внимание на то, как организовано пространство и продумана экспозиция. Что пытаются донести до зрителя художник-оформитель и куратор выставки?
Скажу честно, о Владимире Немухине что-то слышала, что-то видела, но не более того. Ничего не ожидала. Но неожиданно понравилось!
Интересная личность, непонятное творчество, но что за этим скрывается? Важно понять и принять.
Владимир Николаевич Немухин (1925-2016) - один из лидеров советского неофициального искусства, нонконформист, художник-шестидесятник, прошедший путь от абстракции к собственной художественной философии, которая определила его легко узнаваемый стиль и судьбу всемирно известного художника. В 2006 году он передал Третьяковской Галерее не только свои произведения, но и друзей - Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Анатолия Зверева, Олега Целкова и других легендарных шестидесятников.
Ретроспективная выставка охватывает все этапы его творческого пути: от ранних арт-объектов конца 1950-х до произведений 2000-х годов.
Но для начала надо разобраться, что такое: нонконформизм, московский концептуализм, андеграунд, вторая волна абстракционизма, неофициальное искусство). Вот, что из этого получилось.
Нонконформист - это индивидум, желающий выделиться в группе или в сообществе. Он идет против общепринятых правил, но не через открытую форму протеста, а через личностное самовыражение, делая все по-своему, проявляя свою индивидуальность. Я хочу так, как я хочу!
Отсюда вытекает понятие "неофициальное искусство". Это искусство не признанное обществом и государством, не имеющее законных прав на официальный показ и распространение. Оно существует, нарушая общепризнанные правила. Противоречит им.
Андеграунд - это сообщество индивидов или нонконформистов, которые противостоят общепринятому официальному искусству. Они идут против правил общества или государства. Т.к. они не признаны государством, то и финансируются некими Заказчиками, которые популяризируют и продвигают то, что считают нужным. Андеграунд - подпольное искусство.
Поскольку темы в искусстве не могут существовать сами по себе, то общество индивидов образует свое сообщество, к которому примыкают литераторы и философы, как в недавней статье о китайском искусстве. Обосновывая и подводя свою концепцию, постепенно индивидуальное становится общепризнанным и принятым обществом, которое становится другим.
Вот вам и московский концептуализм, возникший в начале 1970-х годов. То, что когда-то шло вразрез с государственной политикой СССР, теперь признано всеми, но и государства такого больше нет ...
Хорошо это или плохо? Вот в чем вопрос! С одной стороны - надо развиваться, с другой - куда ведет этот, как бы, самостоятельный путь и кто его направляет? Об этом пришлось задуматься после выставки.
Владимир Немухин родился в 1925 году. Детство прошло в Москве. В семье не было ни художников, ни коллекционеров. Но найти свой путь в искусстве, несмотря на бедное предвоенное детство и трудную военную юность, он смог благодаря учителю живописи П.Е. Соколову.
Он был учеником Ильи Машкова и ассистентом Казимира Малевича. Несмотря на то что Владимир Немухин продолжит учебу в разных художественных заведениях, именно Петра Соколова будет считать своим главным учителем. Тот познакомит его с произведениями русского авангарда, которые в то время уже были запрещены и неизгладимые впечатления останутся на всю жизнь. Художником "второй волны" русского авангарда назовут Владимира Немухина.
Молодое поколение 60-х будет стремиться изменить жизнь в советском обществе. Оттепель в политической жизни повлечет за собой стремление к свободе. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 г., выставка зарубежных художников в парке Горького произведет ошеломляющее впечатление на молодых художников. Можно всё и возможно всё!
Поэты и литераторы, художники и коллекционеры будут собираться вокруг идейных лидеров, выдвигать теории о том, как устроить свободную творческую жизнь и какое должно быть искусство. Так, в конце 1950-х возникнет "Лианозовская группа" андеграундных художников и поэтов.
В барачном поселке неподалеку от железнодорожной станции Лианозово они будут собираться на квартирниках у поэта и художника Евгения Кропивницкого. Завсегдатаями этих мероприятий и покупателями будут иностранные дипломаты, корреспонденты и другие заинтересованные лица. Неформальный лидер общества, художник Оскар Рабин, организует впоследствии знаменитую «Бульдозерную выставку».
Бульдозерная выставка. В 1974 г. художники-нонконформисты, стремясь заявить о себе, попытаются показать свои картины публике на пустыре в Беляево, предвосхищая ажиотаж и интерес. Власти об этом предупреждены и в свою очередь организуют в это же время посадку деревьев на пустыре. Ситуация провокационная с обеих сторон. Выставку разогнали, разровняв бульдозерами пустырь и картины, полив всех и все водой из машин.
Но разгорелся международный скандал. Ведь основными покупателями андеграундного искусства были иностранные дипломаты, работавшие в СССР.
В международной прессе появились фотографии о разгоне бульдозерами мирных художников и статьи о чудовищных нападках на искусство в Советском Союзе. Сейчас нам понятны подобные технологии, а тогда ничто не предвещало. Все боролись за нашу свободу!
Власти, стараясь избежать проблем в международном формате, пошли на уступки. Разгром «Бульдозерной выставки» стал триумфом для неофициальных художников. Впоследствии официально было разрешено и организовано несколько выставок уже в 1975 году. Это помогло многим художникам легализоваться. Одним из переговорщиков и лидеров в этом процессе был Владимир Немухин, обладая даром спокойно рассуждать и оставаться убедительным в любых ситуациях.
Так что же стремились отвоевать нонконформисты. За что боролись? На выставке очень хотелось понять смысл этой борьбы.
В результате длительного творческого поиска художник нашел мотив, вновь и вновь возникающий в его произведениях на протяжении десятилетий – игральную карту. Колода становится символом таинственной и мистической неизвестности, неопределенности будущего. Едва заметная под слоем краски, занимающая центральное место в композиции игральная карта с ее формальными свойствами и глубоким символизмом стала одной из центральных тем в творчестве Немухина.
Он был преемником мастеров авангардистов 1910–1920 годов и наследником стиля общества «Бубновый валет».
Вплоть до середины 1980-х годов Немухин работает с карточной колодой как художественным концептом, внутри него постоянно развивая свой стиль. C 1965 года участвовал в зарубежных выставках (США, Польша, Италия, Франция). Активно участвовал в приватно-квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе в «Бульдозерной выставке» (1974), выставке в лесопарке «Измайлово» (1974), выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975) и др.
Неужели все ради темы карточной колоды? Нет, конечно. Ради свободы выбора. В итоге свободу получили все и что теперь имеем? Стоит подумать...
Параллельно шла другая жизнь художника. С середины 1970-х до середины 1980-х Владимир Немухин сочетал творческую работу с важной организационной деятельностью в Горкоме графиков. Помогал многим художникам, устраивал выставки Владимира Пятницкого, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева и других.
Вместе с женой Лидией Мастерковой, тоже известной художницей, они собирают предметы старины. В родовом доме Немухина, в подмосковных Прилуках, где проводили каждое лето, размещалась мастерская и предметы коллекции. Старинные безмены, прялки, ткани. Сюда приезжали друзья-единомышленники. Здесь Лидия Мастеркова делала свои знаменитые коллажи их тканей, спасенных из разрушенных церквей.
Самое интересное, что многие художники нонконформисты в 1970-е, а потом и в 1990-е эмигрировали в другие страны в погоне за новой свободой. Уехала во Францию и Лидия Мастеркова. Владимир Немухин метался в поисках ответа на вопрос: уезжать или нет?
Все надеялись, что их там ждут и наш "прогрессивный" авангард будет востребован. Но лишь немногие дождались. И какой ценой...
В 1990-е годы Владимир Немухин все-таки уехал за границу. Подогу жил в Рейнской области Германии, в Дюссельдорфе, летом возвращался в Россию, в деревню Прилуки, а потом вернулся насовсем. Сотрудничал с Третьяковской галереей. Дарил свои работы и коллекции. Работал, творил и прожил долгую жизнь. Визитной карточкой, всюду узнаваемых его работ, стали игральные карты...
Я вернулся в Россию не потому, что мне Германия не нравится. Когда ты чувствуешь, что ты аноним, ты никому не нужен, ты начинаешь осознавать себя. Там ты живешь как аноним, а здесь в день по три звонка, то кого-то хоронить, то на выставку идти, то «Старик, у меня день рождения, я надеюсь, ты придешь». И так каждый день. А там никого хоронить не надо, никто на дни рождения не зовет и выставок никаких не происходит.