Найти в Дзене
История культуры СССР

Музейные тайны. Два скандала пушкинского музея изобразительных искусств

Большинству обывателей хорошо известна история с похищением "Святого Луки" из пушкинского музея. Об этом был снят художественный фильм с демоническим Владиславом Дворжецким в главной роли. Менее известна другая история, начала 80-х годов. Расскажу, как было дело. Дежурный искусствовед совершал традиционный вечерний обход. Дело рутинное. И вдруг в одном из залов он увидел пустоту: на месте итальянской иконы XIV века болтались лишь нитки. Смотрительница зала заснула, чем и воспользовался преступник. Искусствовед срочно вызвал милицию, которая, как известно, дежурит в музее, а та позвонила директору — Ирине Антоновой. Директор сразу предложила не терять время: закрыть все ходы и выходы на замок, никого не выпускать. Приказ был выполнен. Вскоре Ирина Антонова сама примчалась в музей. По громкой связи она объявила, что будет лично досматривать всех на выходе. В качестве альтернативы она дала 15 минут, чтобы выставить похищенную икону на видном месте. Доблестная советская милиция знала зак

Большинству обывателей хорошо известна история с похищением "Святого Луки" из пушкинского музея. Об этом был снят художественный фильм с демоническим Владиславом Дворжецким в главной роли. Менее известна другая история, начала 80-х годов. Расскажу, как было дело.

Дежурный искусствовед совершал традиционный вечерний обход. Дело рутинное. И вдруг в одном из залов он увидел пустоту: на месте итальянской иконы XIV века болтались лишь нитки. Смотрительница зала заснула, чем и воспользовался преступник.

Владислав Дворжецкий / Ирина Антонова
Владислав Дворжецкий / Ирина Антонова

Искусствовед срочно вызвал милицию, которая, как известно, дежурит в музее, а та позвонила директору — Ирине Антоновой.

Директор сразу предложила не терять время: закрыть все ходы и выходы на замок, никого не выпускать. Приказ был выполнен. Вскоре Ирина Антонова сама примчалась в музей. По громкой связи она объявила, что будет лично досматривать всех на выходе. В качестве альтернативы она дала 15 минут, чтобы выставить похищенную икону на видном месте. Доблестная советская милиция знала законы и отказалась проводить досмотр без санкции суда, но Антоновой удалось уговорить своих непосредственных подчинённых на этот акт самоуправства.

Однако досмотр проводить не потребовалось. Директору музея удалось запугать грабителя, и через 15 минут икона стояла на лестнице.

Такой вот волей обладала легендарная Ирина Александровна. Могла и на преступника произвести впечатление.

Кстати, есть сильные подозрения, что чем больше организация, тем больше в ней скандалов. Отличие большого музея от НИИ в том, что скандалы в первом никому не интересны, а вот музейные тайны мы читаем и слушаем с большим интересом.

Кукрыниксы "Конец"
Кукрыниксы "Конец"

В этой связи напомню другой подзабытый скандал. В 1959 году на выставку в США отправляли картины советских художников. Пароходом, через Атлантический океан. И случился шторм. Каким-то непостижимым образом картины пострадали — и не просто пострадали, а превратились в грязные холсты. Сюжета уже не разобрать, остались лишь грязные полосы в стиле модного русско-американского художника Марка Ротко, чьи работы американцы привозили в СССР. Весь список испорченных картин сегодня назвать трудно, но в числе главных жертв числились Кукрыниксы с почти шедеврами "Конец" и "Ходоки у Ленина" Серова.

Такие дела. Как всегда жду ваших комментариев, читатели.

Статьи по теме:

Искусство в СССР | История культуры СССР | Дзен