Найти в Дзене
SinoImport®

Крупнейшая контейнерная компания мира CMA CGM возвращается на российский рынок

Французский контейнерный гигант CMA CGM возвращается на российский рынок после почти трёхлетнего перерыва. Как сообщили Reuters, компания возобновила поставки отдельных категорий продовольствия — в частности цитрусовых и кофе — по запросам отдельных клиентов. Формально речь идёт о частичном и ограниченном возврате, однако само решение стало заметным сигналом для всей логистической отрасли. Перевозки осуществляет сингапурская «дочка» — CNC, при этом в CMA CGM отдельно подчеркнули, что деятельность ведётся строго в соответствии с санкционным режимом. Таким образом, компания присоединяется к швейцарской MSC, которая продолжала перевозить в Россию продовольствие, медикаменты и гуманитарные грузы, заработав в 2024 году почти 10 млрд рублей. CMA CGM входит в тройку крупнейших контейнерных перевозчиков мира, работает в 177 странах и обслуживает 420 из более чем 520 мировых портов. До ухода в 2022 году компания активно заходила в Санкт-Петербург и расширяла маршруты до Финляндии. Информация о
Оглавление

Французский контейнерный гигант CMA CGM возвращается на российский рынок после почти трёхлетнего перерыва. Как сообщили Reuters, компания возобновила поставки отдельных категорий продовольствия — в частности цитрусовых и кофе — по запросам отдельных клиентов. Формально речь идёт о частичном и ограниченном возврате, однако само решение стало заметным сигналом для всей логистической отрасли.

Перевозки осуществляет сингапурская «дочка» — CNC, при этом в CMA CGM отдельно подчеркнули, что деятельность ведётся строго в соответствии с санкционным режимом.

Таким образом, компания присоединяется к швейцарской MSC, которая продолжала перевозить в Россию продовольствие, медикаменты и гуманитарные грузы, заработав в 2024 году почти 10 млрд рублей.

CMA CGM входит в тройку крупнейших контейнерных перевозчиков мира, работает в 177 странах и обслуживает 420 из более чем 520 мировых портов. До ухода в 2022 году компания активно заходила в Санкт-Петербург и расширяла маршруты до Финляндии.

Как CMA CGM готовилась к возвращению

Информация о возможном возобновлении работы впервые появилась 15 октября на сайте компании, но позже была удалена. В планах значились заходы судов North и Containerships Stellar, однако в расписании они пока отсутствуют. Запланированный на 17 ноября после трёхлетнего перерыва визит контейнеровоза также не состоялся — судно ушло в Германию.

Впрочем, на сайте CNC в графике Baltic Express Line указан заход контейнеровоза Victoria, который должен прибыть в Большой порт Санкт-Петербурга 27 ноября в терминал «Нева-Металл».

По данным источников «Фонтанки», интерес CMA CGM к возвращению проявился ещё в сентябре: делегация компании из Марселя встречалась с клиентами, терминалами и торговыми сетями Петербурга. Первой товарной категорией в планах остаются цитрусовые из Марокко, а российский офис перевозчика намерен расширить штат и нанять профильных сотрудников на конкурентных условиях.
Источник: The Moscow Times.

Как возвращение CMA CGM может изменить рынок

Несмотря на ограниченный объём операций, присутствие одного из крупнейших мировых перевозчиков способно запустить целый ряд изменений.

1. Рост конкуренции и плавное снижение ставок
На направлении, где сейчас доминируют MSC и азиатские линии, появление CMA CGM может привести к:

  • большей конкуренции,
  • умеренному снижению ставок на отдельных направлениях,
  • улучшению клиентского сервиса и графиков заходов.

2. Сокращение зависимости от «обходных» маршрутов
Часть грузов для РФ сейчас идёт через Турцию, ОАЭ, Китай и Казахстан.
Прямые линии, даже частичные, означают:

  • более стабильные сроки,
  • меньше логистических рисков,
  • предсказуемость поставок.

3. «Эффект домино» для других международных перевозчиков
Возвращение одного из мировых лидеров может стать сигналом для других компаний, что:

  • продовольственные категории остаются санкционно «чистыми»,
  • рынок сохраняет высокую ёмкость,
  • риски более управляемы, чем считалось в 2022–2023 годах.

В среднесрочной перспективе возможны локальные возвраты отдельных линий в гуманитарно-продовольственном сегменте.

4. Расширение ассортиментных ниш
Пока речь идёт о цитрусовых и кофе, но дальше могут добавиться:

  • фрукты и ягода,
  • орехи,
  • сырьё для кондитерки,
  • какао и кофе в зёрнах.

Поставщики из Марокко, Турции, ЮАР и Латинской Америки заинтересованы в стабильных каналах доставки.

5. Укрепление позиций портов Санкт-Петербурга
Появление регулярных заходов в Большой порт СПб:

  • увеличит контейнерооборот,
  • даст обслуживание терминалам,
  • создаст дополнительный поток грузов на Балтике.

6. Усиление локального присутствия CMA CGM

Компания рассматривает российское направление не как разовый тест, а как структурное вложение — о чём говорит намерение расширять локальный офис и нанимать специалистов.

7. Но сохраняются риски
К факторам неопределённости относятся:

  • возможное ужесточение санкций,
  • изменения в страховании и портовых услугах,
  • ограничения в банковских расчётах.

Любой из этих факторов может снова снизить активность перевозчика.

Возвращение CMA CGM — пусть и частичное — может стать важным поворотом для российского контейнерного рынка. Оно усиливает конкуренцию, сокращает зависимость от обходных маршрутов и может стимулировать других глобальных игроков присмотреться к рынку заново.

Если политическая и санкционная среда останется стабильной, к середине 2026 года возможно постепенное восстановление небольших, но устойчивых прямых контейнерных сервисов крупных международных линий.

Возобновление работы международных перевозчиков, таких как CMA CGM, подчёркивает важность гибкого и надёжного логистического сопровождения в условиях изменчивого внешнеэкономического климата.

Мы помогаем компаниям строить эффективные цепи поставок, беря на себя весь спектр ВЭД-процессов: от подбора оптимальных маршрутов и перевозчиков до оформления документации и таможенного сопровождения. Если вы планируете работать с новыми международными линиями, наш опыт позволяет минимизировать риски и ускорить доставку грузов