Найти в Дзене
Птица-Сибирь

Добрый Карабас-Барабас

Более 200 ролей сыграл за свою жизнь Юрий Викторович Кондратьев. 25 ноября Королю, Визирю и Папе Карло исполнилось бы 75 лет. Он стал настоящей легендой Новосибирского областного театра кукол, его талисманом и хранителем. До своего 75-летнего юбилея артист не дожил чуть больше года, не стало его 10 июня 2024-го. Артистизм и виртуозное кукловождение — это у него семейного. Дед играл в театре кукол на западе большой страны; отец работал артистом-кукловодом в Новосибирском театре кукол, один из его персонажей хранится в музее театра — кукла Отшельник из спектакля «Чёртова мельница» 1956 года. Юрий Викторович Кондратьев родился в Новосибирске 25 ноября 1950 года. Рос за кулисами театра кукол, наблюдая за репетициями, знал весь репертуар, часами пропадал в бутафорском цехе, а потом, сидя на спектакле в зале, всё равно ждал чудес. «Я начинал понимать мир, искусство через театр кукол», — скажет много лет спустя заслуженный артист России Юрий Кондратьев. Любознательный мальчик много чем увлека

Более 200 ролей сыграл за свою жизнь Юрий Викторович Кондратьев. 25 ноября Королю, Визирю и Папе Карло исполнилось бы 75 лет.

Заслуженный артист России Юрий Кондратьев с куклой Короля из спектакля «Золушка».
Заслуженный артист России Юрий Кондратьев с куклой Короля из спектакля «Золушка».

Он стал настоящей легендой Новосибирского областного театра кукол, его талисманом и хранителем. До своего 75-летнего юбилея артист не дожил чуть больше года, не стало его 10 июня 2024-го.

Артистизм и виртуозное кукловождение — это у него семейного. Дед играл в театре кукол на западе большой страны; отец работал артистом-кукловодом в Новосибирском театре кукол, один из его персонажей хранится в музее театра — кукла Отшельник из спектакля «Чёртова мельница» 1956 года.

Юрий Викторович Кондратьев родился в Новосибирске 25 ноября 1950 года. Рос за кулисами театра кукол, наблюдая за репетициями, знал весь репертуар, часами пропадал в бутафорском цехе, а потом, сидя на спектакле в зале, всё равно ждал чудес. «Я начинал понимать мир, искусство через театр кукол», — скажет много лет спустя заслуженный артист России Юрий Кондратьев.

Юрий Кондратьев в свои 17 лет. 1967 год
Юрий Кондратьев в свои 17 лет. 1967 год

Любознательный мальчик много чем увлекался, мечтал стать геологом и объехать всю страну. Занимался в авиастроительном кружке, пел в хоре, катался на коньках, первым во дворе научился играть на гитаре. В 1966 году, когда в театре объявили набор в молодёжную студию, Юрий успешно прошёл экзамен, уже через некоторое время его приняли актером вспомогательного состава, а потом и основного состава труппы. Так сцена постепенно завладела им.

«Сколько себя помню, всё время что-то кручу в руках, — рассказывал Юрий Викторович в одном из интервью. — Недавно рассматривал старые фотографии: то я с гармошкой, то с балалайкой, то с машинкой. Кукла тоже, наверное, под руку попалась и стала для меня средством самовыражения. Уметь «играть» на ней — высший класс. Я всегда говорил, что искусство кукловождения сродни творчеству музыканта. Без пианиста рояль не заиграет, без актера кукла — просто тряпочка. Нужен умный сильный человек, который заставит её жить по законам жанра...»

С куклой из спектакля «Два мастера». В это время Юрий Кондратьев совмещал работу с учёбой на заочном в ГИТИСе, отделение «Актёр драматического театра и кино». 1986 год.
С куклой из спектакля «Два мастера». В это время Юрий Кондратьев совмещал работу с учёбой на заочном в ГИТИСе, отделение «Актёр драматического театра и кино». 1986 год.

Уезжал из Новосибирска, работал в театрах кукол Читы и Барнаула, а в 1974 году вернулся в родной театр. Успевал играть в спектаклях и учиться на заочном в ГИТИСе, куда поступил с первого раза на отделение «Актёр драматического театра и кино», — хотел понять, стоит ли уйти в драму. И понял, что в драматическом театре ему не хватает средств выражения — той самой куклы. Скорее всего, что и в драме он состоялся бы, все данные для этого у него были.

«Однажды я сделал для себя вывод — я умею то, чего не умеют драматические актёры: я могу заставить куклу жить, могу играть любые роли, независимо от возраста, — говорил артист. — Зритель детский, он самый благодарный, он не может лукавить. Дети, если им нравится происходящее на сцене, реагируют, если не нравится, они шумят».

Кадр из документального фильма «Кукольная душа» (цикл «Сибирская энциклопедия», ГТРК-Новосибирск). Юрий Кондратьев в костюме Карабаса-Барабаса с юными зрителями в фойе театра кукол. 2008 год
Кадр из документального фильма «Кукольная душа» (цикл «Сибирская энциклопедия», ГТРК-Новосибирск). Юрий Кондратьев в костюме Карабаса-Барабаса с юными зрителями в фойе театра кукол. 2008 год

Он обладал тонким чувством юмора и искусством импровизации, к каждой своей роли относился с уважением и наделял своих героев неповторимым характером. Виртуозно владел всеми системами театральных кукол: тростевой,  перчаточной, планшетной, ростовой, марионеткой. Сыгранные им роли вошли в «золотой фонд» ГАУК НСО «Театр кукол». Незабываемые Папа Карло и Базилио в «Буратино», а потом и Карабас-Барабас в спектакле «Приключения Буратино», Визирь в «Волшебной лампе Аладдина», Король в «Золушке», Купец в спектакле «Аленький цветочек», Кот в спектакле «Кот в сапогах», Тезей и Оберон в спектакле «Сон  в летнюю ночь».

За Короля из сказки «Свинопас и Принцесса» в 2003 году Юрий Кондратьев был отмечен премией «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей, лауреат в номинации «Лучшая роль в театре кукол». Почетное звание «Заслуженный артист РФ» ему было присуждено в 1993 году, а в 2007-м он был удостоен премии губернатора Новосибирской области «За достижения в культуре и искусстве» и почётной грамоты Министра культуры РФ.

Ольга Гущина и Юрий Кондратьев, тогда художественный руководитель курса «Актёр театра кукол» в Новосибирском театральном училище, со своими студентами. 2002 год
Ольга Гущина и Юрий Кондратьев, тогда художественный руководитель курса «Актёр театра кукол» в Новосибирском театральном училище, со своими студентами. 2002 год

Юрий Викторович щедро делился своими познаниями в профессии. 15 лет был художественным руководителем курса «Актёр театра кукол» в Новосибирском театральном училище, выпустил три курса. В нашем театре дело своего учителя продолжают сегодня его выпускники — ведущие мастера сцены, артисты-кукловоды Владимир Вайман, Павел Высоких, Ольга Елисеева, Андрей Меновщиков, Наталия Шутова, артисты-кукловоды Михаил Галкин и Андрей Котельников.

«Вся прелесть нашей профессии в том, что каждый вечер мы совершаем путешествие в детство...»

В его творческой биографии были и режиссёрские работы. Юрий Викторович поставил спектакли, которые стали настоящими хитами своего времени: «Кошкин дом» (1992 г.), «Полянка» (1996 г.), «Ищи и найдёшь» (1997 г.), «Колобок» (2001 г.). Вместе с режиссёром Ольгой Гущиной они выпустили  «Новогодний сюрприз» (1998 г.), «Сказку о попе и работнике его Балде» (1999 г.), а в 2000 году целую серию спектаклей — «Заячья школа», «Волшебный подарок», «Мир, в котором мы живём», «Аленький цветочек», «Машенька и Медведь» и «Приключения Буратино» (2000 г.), кстати, этот спектакль до сих пор идёт на сцене театра и пользуется большой популярностью у зрителей.

Спектакль «Лесные приключения» по пьесе Нины Гернет Юрий Кондратьев и Ольга Гущина играли на японском языке.
Спектакль «Лесные приключения» по пьесе Нины Гернет Юрий Кондратьев и Ольга Гущина играли на японском языке.

И сожаления не испытывал, что не стал геологом, как мечтал в детстве о путешествиях, ведь театр гастролировал по девять месяцев в году, играл по всей Новосибирской области, ездил по стране. А с 1990-х годов неоднократно выезжал за рубеж, в Японию, США и Таиланд, где принимал участие в симпозиумах, семинарах, фестивалях. С коллегами они представляли спектакли «Вместе с нами поиграй!» Михаила Супонина и «Лесные приключения» Нины Гернет на английском и японском языках.

«Первый раз в Японии играли с переводчиком, и я понял, что получается немножко не то, — вспоминал Юрий Викторович. — А потом несколько месяцев занимались с репетитором в центре «Сибирь — Хоккайдо» и стали работать по-японски. Волновались... Начали первый спектакль — чувствуем, они понимают. Мы-то как радовались! За ширмой работал в основном я, кукол одновременно появлялось по три. Зрители никак не могли понять, как так получается. И говорить приходилось за всех персонажей, а их восемь. И Ежик, и Петух, и Филин, и Лягушка...»

В Японию выезжали и после аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году — Ольга Гущина и Юрий Кондратьев давали мастер-классы для школьников из пострадавших районов. Артист утверждал, что в самой профессии заложены идеи гуманизма, «злой человек никогда не найдёт с куклой общего языка, не узнает её секрета. Вся прелесть нашей профессии в том, что каждый вечер мы совершаем путешествие в детство...»

Марина Шабанова

Фото из архива музея Новосибирского областного театра кукол