Найти в Дзене

Тайна Челубея: кем был загадочный противник Пересвета на Куликовом поле

По легенде, Куликовская битва началась с поединка золотоордынца Челубея с иноком-богатырем Александром Пересветом. Авторы древнерусского «Сказания о Мамаевом побоище» отдают должное мощи и ратному искусству «татарина», однако практически ничего не сообщают о его личности. Кем он был и существовал ли вообще? Разбираемся... К загадочной фигуре татарина интерес у историков давно: кем был, откуда пришел в войско темника Мамая, почему произвел столь сильное впечатление не только на современников-ратников, но и на летописцев? Не смотря на многочисленные вопросы, ответов у историков не так много. Ряд исследователей придерживается мнения, что Челубей – персонаж вымышленный. Российский историк и литературовед А. Л. Никитин в своей работе «Основания русской истории. Мифологемы и факты» вообще утверждает, что ни Челубей, ни его визави Пересвет не существовали в реальности. Описание поединка между Челубеем и Пересветом есть сразу в нескольких литературных источниках. Однако, те же «Сказание о Мам

По легенде, Куликовская битва началась с поединка золотоордынца Челубея с иноком-богатырем Александром Пересветом. Авторы древнерусского «Сказания о Мамаевом побоище» отдают должное мощи и ратному искусству «татарина», однако практически ничего не сообщают о его личности. Кем он был и существовал ли вообще? Разбираемся...

К загадочной фигуре татарина интерес у историков давно: кем был, откуда пришел в войско темника Мамая, почему произвел столь сильное впечатление не только на современников-ратников, но и на летописцев? Не смотря на многочисленные вопросы, ответов у историков не так много.

Ряд исследователей придерживается мнения, что Челубей – персонаж вымышленный. Российский историк и литературовед А. Л. Никитин в своей работе «Основания русской истории. Мифологемы и факты» вообще утверждает, что ни Челубей, ни его визави Пересвет не существовали в реальности.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. М. Авилов, 1943
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. М. Авилов, 1943

Описание поединка между Челубеем и Пересветом есть сразу в нескольких литературных источниках. Однако, те же «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» противоречат друг другу. Например, в последней «поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу». При этом «Сказание…» сообщает нам, что поединок Пересвета и Челубея закончился для обоих смертью.

▶▶▶Наш канал в месенджере MAX◀◀◀

Пока историки продолжают изучать архивы и искать свидетельства, опровергнуть или подтвердить реальное существование Челубея не предоставляется возможным.

Вернемся к «Сказанию…». В разных его версиях ордынский воин, с которым сражался Пересвет, носил имена Челубей, Темир-мурза и Таврул. Два последних у монголов издревле олицетворялись с упорством, агрессивностью, силой и жесткостью (Тимур - «железный»). У тюркских народов таврул – это сокол, которого люди наделяли такими качествами как воинственность и мужество.

Поединок Пересвета с Челубеем. Репродукционная открытка, вторая половина ХХ в
Поединок Пересвета с Челубеем. Репродукционная открытка, вторая половина ХХ в

Во всех вариантах «Сказания…» Челубей описан как сильный и умелый воин:

Уже близко сходятся сильные полки, выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество перед всеми. Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен высота его, а трех сажен ширина его. Увидев его, старец Александр Пересвет, который был в полку Владимира Всеволодовича, выехал из полка. Бросился он на печенега, говоря: «Игумен Сергий, помогай мне молитвою». Печенег же устремился против него. И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались.

Свержение такого могучего соперника, безусловно, отразилось на боевом духе русского войска и вполне могло стать составной частью победы его в Куликовской битве

Читайте также:

Куликовская битва: вопросы и ответы | Музей-заповедник «Куликово поле» | Дзен
Артефакты Мамаева побоища | Музей-заповедник «Куликово поле» | Дзен