Чугай Кирилл Вячеславович и
Николаев Алексей Андреевич
Студенты
факультет информационных технологий
Подольская Олеся Викторовна канд. пед. наук
Доцент
Отделение физической культуры и спорта
Алтайский государственный технический университет
имени И.И. Ползунова
Барнаул, Россия
10.03.01
nialan@bk.ru
kirillleto682@gmail.com
Формирование потребности в самостоятельных занятиях у студентов с отклонениями в здоровье
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема формирования потребности в самостоятельных занятиях физической культурой у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Представлены методологические принципы организации самостоятельной работы, включая индивидуальный подход, использование рейтинговых систем и адаптацию содержания занятий. Разработаны практические рекомендации для преподавателей по формированию устойчивой мотивации и интеграции студентов в здоровьесберегающую деятельность.
Ключевые слова: самостоятельные занятия, отклонения в здоровье, мотивация, здоровый образ жизни, адаптивная физическая культура, индивидуальный подход, рейтинговая система, студенты.
Актуальность формирования потребности в самостоятельных занятиях у студентов с отклонениями в здоровье обусловлена необходимостью компенсации гиподинамии, связанной с учебным процессом, и целенаправленного укрепления здоровья данной категории обучающихся. Согласно статистическим данным, в современном вузе до 30% студентов могут относиться к подготовительной и специальной медицинской группам [5, с. 18]. Для этих молодых людей систематическая двигательная активность является не только средством повышения функциональных возможностей организма, но и важнейшим элементом реабилитации и социализации [3, с. 52].
Современные исследования показывают, что значительная часть студентов с ограничениями по здоровью имеет низкий уровень мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой, что требует разработки специальных, научно обоснованных подходов к организации данного процесса [4, с. 25]. Целью данной статьи является систематизация и описание эффективных методов и организационных форм, направленных на формирование устойчивой потребности в самостоятельных занятиях у студентов с отклонениями в здоровье.
1. Методологические основы формирования потребности в самостоятельных занятиях
Основополагающим принципом организации самостоятельной работы является индивидуальный подход, который предполагает учет характера и степени отклонений в состоянии здоровья, а также личностных особенностей студентов [2, с. 45]. Содержание, объем и интенсивность нагрузок должны строго дозироваться в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся [5, с. 67].
Второй ключевой принцип — мотивационное обеспечение. Активная самостоятельная работа возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации [1, с. 33]. Для студентов с отклонениями в здоровье особенно важна внутренняя мотивация, исходящая от самой деятельности, когда восприятие новой информации вызывает положительные эмоции, а сама деятельность побуждает к дальнейшим занятиям [1, с. 35]. Эффективными способами формирования мотивации являются соревновательный момент (в адаптированной форме), индивидуальный подход, определение конечного результата, правильно подобранный комплекс упражнений и соблюдение регулярности занятий [2, с. 48].
Эффективным методом организационно-мотивационного обеспечения является рейтинговая система оценки, которая целенаправленно регламентирует самостоятельную работу обучающихся, не подавляя их творчество и познавательную активность [3, с. 74]. Рейтинговая система обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов [3, с. 76].
2. Специфика мотивации и адаптации содержания занятий
Студенты с отклонениями в здоровье представляют особую категорию обучающихся, которые могут иметь ограниченные возможности для усвоения информации и формирования сложных поведенческих схем [4, с. 30]. Это проявляется в затрудненном понимании значимости здорового образа жизни, трудностях в формировании полезных привычек и недостаточной мотивации к ведению здорового образа жизни [4, с. 32].
В связи с этим, формирование потребности в самостоятельных занятиях требует адаптации содержания и методов работы:
· Упрощение и наглядность: Обучение новым навыкам и привычкам требует больше времени и повторений, так как учащиеся могут забывать или путать информацию [4, с. 35]. Необходимо использовать визуальные опоры, четкие алгоритмы действий и упрощенные инструкции [4, с. 36].
· Акцент на физическое благополучие: Формирование здорового образа жизни должно быть нацелено на воспитание и закрепление у обучающихся навыков, умений и привычек, которые обеспечивают рациональную организацию труда и отдыха [2, с. 50]. Это включает в себя снижение факторов риска, негативно влияющих на здоровье, таких как нерациональное питание, гиподинамия и вредные привычки [2, с. 52].
· Поэтапность формирования привычки: Процесс формирования потребности должен включать этапы от осознания необходимости занятий через положительное подкрепление успехов к интеграции физической активности в повседневную жизнь [1, с. 40].
3. Практические аспекты организации и содержания самостоятельных занятий
Для студентов специальной медицинской группы должна быть разработана отдельная программа, которая включает физические упражнения, позволяющие компенсировать дефицит двигательной активности, который ведет к ухудшению здоровья и росту заболеваемости [5, с. 70]. Для данной категории студентов двух занятий в неделю в рамках учебного расписания недостаточно, поэтому необходима правильно организованная самостоятельная работа [5, с. 72].
Примерный комплекс мероприятий для формирования потребности в самостоятельных занятиях:
1. Обучение самоконтролю: Студентов необходимо обучать контролировать свое функциональное состояние: владеть своими мышцами, суставами, правильно дышать, измерять пульс, управлять чистотой сердечных сокращений и регулировать свое артериальное давление [5, с. 75].
2. Внедрение малых форм занятий: Рекомендовать и инструктировать студентов по выполнению утренней гигиенической гимнастики, а также легкого бега на дистанцию 3-4 км. После бега выполняются дыхательные упражнения на растяжку и гибкость. Пульс на таком занятии должен быть не ниже 130, но не выше 160 ударов в минуту [5, с. 78].
3. Разработка индивидуальных планов: Для каждого студента с отклонениями в здоровье следует разработать персональный план самостоятельных занятий, который может включать упражнения для мышц спины и пресса, подобранные с учетом нозологии [2, с. 55].
4. Рейтинговый учет активности: Внедрить систему накопления баллов (рейтинга) за регулярность выполнения самостоятельных занятий, ведение дневника самоконтроля и улучшение личных показателей (например, времени удержания планки или количества правильно выполненных упражнений) [3, с. 80].
Таким образом, формирование потребности в самостоятельных занятиях у студентов с отклонениями в здоровье является важной составляющей их физического воспитания и реабилитации, непосредственно влияющей на общее состояние здоровья и качество жизни. Наиболее эффективными для данной категории обучающихся являются методики, основанные на принципах индивидуального подхода, мотивационной поддержки и доступности [2, с. 60].
Использование адаптированных комплексов упражнений, обучение навыкам самоконтроля и внедрение элементов рейтинговой системы позволяют комплексно решать задачи формирования устойчивой потребности в физической активности, обеспечивая безопасность и эффективность самостоятельного тренировочного процесса [3, с. 85].
Систематические, правильно организованные самостоятельные занятия не только способствуют повышению уровня физической кондиции и компенсации нарушений здоровья, но и положительно сказываются на психоэмоциональном состоянии студентов, их дисциплине, уверенности в своих силах и успеваемости [5, с. 82].
Список литературы
1) Иванов В.Д., Никитина Е.С. Мотивация студентов к самостоятельным занятиям физической культурой: учебное пособие. – М., 2021. (стр. 33, 35, 40)
2) Соколов Н.Г., Овчинников В.П., Соколовская О.Л. Физическая подготовка студентов: учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2021. (стр. 45, 48-50, 52, 55, 60)
3) Склярова О.Н. Организация самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы: монография. – Барнаул, 2020. (стр. 52, 74-76, 80, 85)
4) Ибрагимова А.Р., Медведева Т.В. Особенности формирования здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. – СПб., 2019. (стр. 25, 30-32, 35-36)
5) Ягодин В.В., Бородулина М.С., Мусина О.И. Адаптивная физическая культура в вузе: учебное пособие. – М., 2020. (стр. 18, 67, 72-75, 78, 82)