Найти в Дзене
Платочек

Я перестал ходить к священнику Даниилу Сысоеву когда он начал оскорблять Ислам и Пророка.

Священник Даниил Сысоев отправился к Иисусу Христу 20 ноября 2009 года, и каждый год, в конце ноября в интернете возникают публикации посвященный этому богослову и миссионеру. Лично я был знаком с этим священником с самого начала его миссионерской и в этой статье, я расскажу о своём опыте общения с Даниилом Сысоевым и проанализирую его богословскую и миссионерскую деятельность с научной и с Богословской точки зрения. Священник Даниил Сысоев стал известен широкой общественности благодаря как минимум трём скандальным историям. Впервые Священник Даниил Сысоев стал известен широкой общественности тем, что его грохнул яко бы мусульманский религиозный фанатик прямо в храме, в котором этот священник проводил свою богословскую, миссионерскую и сектоборческую деятельность. Это был 2009 год, когда окончилась Вторая Чеченская В-на и подобное происшествие могло спровоцировать конфликты на межнациональной и межрелигиозной почве с разрушениями и жертвами но, к счастью, этого не произошло. Разные во
Оглавление

Священник Даниил Сысоев отправился к Иисусу Христу 20 ноября 2009 года, и каждый год, в конце ноября в интернете возникают публикации посвященный этому богослову и миссионеру. Лично я был знаком с этим священником с самого начала его миссионерской и в этой статье, я расскажу о своём опыте общения с Даниилом Сысоевым и проанализирую его богословскую и миссионерскую деятельность с научной и с Богословской точки зрения.

Священник Даниил Сысоев
Священник Даниил Сысоев

Скандалы по которым священник Даниил Сысоев известен широкой общественности.

Священник Даниил Сысоев стал известен широкой общественности благодаря как минимум трём скандальным историям.

Скандал 1. Жертва межрелигиозного конфликта.

Впервые Священник Даниил Сысоев стал известен широкой общественности тем, что его грохнул яко бы мусульманский религиозный фанатик прямо в храме, в котором этот священник проводил свою богословскую, миссионерскую и сектоборческую деятельность. Это был 2009 год, когда окончилась Вторая Чеченская В-на и подобное происшествие могло спровоцировать конфликты на межнациональной и межрелигиозной почве с разрушениями и жертвами но, к счастью, этого не произошло. Разные военно-патриотические православные "казаки" и "опричники" собирались отомстить за священника нелегальным мигрантам, но как то не собрались. А мусульмане, даже очень лояльные, ознакомились с высказываниями Сысоева и намекнули что "так ему и надо" потому что не хорошо говорить Пророка и Священный Коран то, что говорил этот священник. Громкого расследования не было и вокруг происшествия возникло много таинственной конспирологии.

Священномученик Даниил Сысоев
Священномученик Даниил Сысоев

Интересна была и реакция официальной Русской Православной церкви - её не было, то есть классическое замалчивание скандала. Если священник убит в храме во время религиозной деятельности - то за такое надо канонизировать, как священномученика. Но официальной канонизации не было, тему по традиции, спрятали далеко под пуфик, однако последователи Сысоева сразу начали рисовать иконы своего духовного учителя.

Священномученик Даниил Сысоев
Священномученик Даниил Сысоев

Скандал 2. Семейное насилие и личная жизнь вдовы Сысоева.

Вдова священника Даниила и мать троих дочерей после смерти мужа быстренько вышла замуж за духовного ученика своего мужа и этот Отчим начал смотреть на своих несовершеннолетних (или всё же совершеннолетних) приемных дочерей "как на женщин". И не только смотреть но и, возможно, кое что делать. И по доносу одной из дочек этот Отчим даже присел в тюрьму. Правда дочка-доносчица очень скоро осознала, что была не права и отказалась от своих показаний. Что там было на самом деле - не известно. Об этом процессе осознавания повзрослевшая дочка позже рассказала журналистам. Так была поднята тема про детей - жертв семейного насилия: что испытывает ребенок настучавший на Отчима, и остающийся в семье этого Отчима, когда вся семья смотрит на ребенка как на стукача, а на Отчима как на жертву??? Отчима выпустили, после того как тот отсидел некоторое время. Получается, что мужик ни за что отсидел в тюрьме, а дочке которая на него на клеветала ни чего за это не было? Дочки повзрослели, обустроили личную жизнь и начали давать интервью журналистам - так эта история стала достоянием общественности.

Священник Даниил Сысоев с женой и дочерьми
Священник Даниил Сысоев с женой и дочерьми

Скандал 3. Суд по старому делу.

В конце октября 2025 года началось рассмотрение старого дела по поводу у-бийства Священника Даниила Сысоева.

Вот такую вот статью я нашел.
Мертвый киллер: дело об убийстве священника Сысоева дошло до суда

То есть ожидается подъем темы и про мигрантов и про семейное насилие и кекс-скандалы ну и скорее всего окажется что вдова дочки Сысоева начнут делить наследство убитого священника или как минимум хайповаться.

Анализ биографии священника Даниила Сысоева.

Сначала Рассмотрим биографию священника Даниила Сысоева на основании статьи в Википедии.

Дании́л Алексе́евич Сысо́ев род. 12 января 1974,

Судя по возрасту застал "поздний СССР" и в юном возрасте и слишком сильно доверял религии, которую "раньше было нельзя, а потом стало можно." В принципе он мой ровесник, так что я хорошо понимаю эту эпоху. Интересное и весёлое было время, но не все его пережили.

наполовину русский, наполовину татарин. Вырос в семье художников. Отец — священник Алексей Николаевич Сысоев, клирик храма Петра и Павла в Ясеневе. Мать — Анна Мидхатовна Амирова. Прадед по материнской линии был муллой.

Из семьи интеллигенции, которая интересовалась темой духовности. Это в то время было модно.

Священник Даниил Сысоев во время миссионерской беседы
Священник Даниил Сысоев во время миссионерской беседы

Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни, где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым) (18 апреля 1993 года убитым вместе с иноками Оптиной пустыни Трофимом и Ферапонтом).

Не имея жизненного опыта и знаний относительно религии, отправился волонтерить на восстановление монастыря Оптина Пустынь, это в то время было очень "модно и духовно", и там увлёкся религией, что тоже было "модно и духовно", однако, критически осмыслить Церковь и Религию Сысоев не мог в силу отсутствия жизненного опыта и отсутствия тематических знаний. Для сравнения, более старший и образованный священник Артемий Владимиров был более политкорректный и аккуратный в своих высказываниях.

В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию с характеристикой и рекомендацией, выданной священником Артемием Владимировым.

Не имея светского высшего образования получает духовное образование. Общался в окружении священника Артемия Владимирова - то есть среди творческой интеллигенции ожидающей от возрождения духовности "великого и огромного чего то".

Священник Артемий Владимиров во время миссионерской беседы
Священник Артемий Владимиров во время миссионерской беседы

Учась в Московской духовной семинарии, по воспоминаниям иеромонаха Иова (Гумерова) «был проникнут горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину.

То есть слишком близко принял к сердцу идею "мы хорошие, а все вокруг плохие" а критически оценить эту идею в рамках что думает человек иной религии не мог и/или не хотел. В принципе в то время люди активно увлекались религией, в том числе "не традициолнными религиями типа секты".

В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1995 году рукоположён в священный сан диакона. В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия.

Получил классическое Богословское образование от Русской Православной Церкви. У меня примерно такое же, только по сокращенной программе. В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия.

Тема защищённой диссертации «Антропология Адвентистов седьмого дня и Общества сторожевой башни и её анализ».

Интерес к теме борьба с сектами.

Служил священником на Крутицком подворье в храме Воскресения Словущего у о. Анатолия Берестова.
иеромонах Анатолий Берестов (не путать с Рафаилом Берестовым, который его брат)
иеромонах Анатолий Берестов (не путать с Рафаилом Берестовым, который его брат)

Это Душепопечительский центр по духовной реабилитации бывших наркоманов и сектантов. Там я познакомился со священником Даниилом. А в душепопечительский центр я попал после того как прочитал книгу Анатолия Берестова "православные колдуны" и заинтересовался этим священником и православием. А до этого интересовался психологией и не тарадиционными религиями, то есть сектами.

В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская и, получив в ноябре 2003 года благословение Святейшего Патриарха Алексия II, приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы.

То есть по классической схеме бизнеса РПЦ - строит храм и попутно собирает последователей, для которых он - духовник, и вообще "наше всё".

В ноябре 2006 года был возведён временный деревянный храм, престол которого освящён в честь апостола Фомы. При храме апостола Фомы, где Сысоев настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице.

Уличные миссионеры - это фактически агрессивный маркетинг, смысл которого подойти к рандомному человеку и что то впарить, то есть продать ему, например Иисуса Христа. Это было популярно в то время, только вместо товара - впаривалась религия. У сектантов, с которыми боролся о.Даниил такая практика тоже была. К слову, в то время набить морду торгашу, который "впарил фуфло за большие деньги" было нормой, так как цивилизованного рынка еще не состоялось. И впаривателей не любили. Да и сейчас не любят. Так что расправиться с отцом Даниилом вполне мог этнический мусульманин, который почувствовал себя обманутым получив проповедь православия с крещением, но это одна из версий.

C 2004 по 2009 год преподавал сначала литургику, а потом миссиологию в Перервинской духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре.
Николо-Перервинский монастырь в нулевые годы
Николо-Перервинский монастырь в нулевые годы

Когда на своих проповедях священник Даниил Сысоев начал приравнивать мировые религии Ислам и Буддизм а так же Католицизм к сектантам для меня это был сигнал что священник не прав, и возникло желание получить системное Богословское образование, а не ходить на лекции к разным священникам, и я поступил на Высшие Богословско-катехизаторские курсы при Николо-Перервинском монастыре. Ну и там снова встретился с Сысоевым, который преподавал богословские предметы. А на Крутицком подворье и в храме Апостола Фомы у Сысоева были миссионерские проекты по "впариванию православия".

Как я познакомился со священником Даниилом Сысоевым.

Со священником Даниилом Сысоевым я познакомился когда волонтерил в душепопечительском центре на Крутицком подворье. Туда я пришёл после того как начитался книг иеромонаха Анатолия Берестова про православных колдунов и экстрасенсов. Берестов писал, что сектанты плохие, а православие хорошее и плохие сектанты обманывают людей выдавая себя за православных. Тогда это мне показалось очень круто, гораздо позже, познакомившись с научно-популярным контентом про историю религии, я узнал, что христианство и язычество вместе с присущим язычеству магией и колдовством мирно сосуществовали. То есть рядом с князем епископ, симфония военной и религиозной аристократии. А в деревне - то есть у простых людей рядом и иконы и храмы и языческие амулеты - подтверждено археологией. И всегда церкви было строго пофиг, кто с каким лешим или домовым как взаимодействует, главное чтобы верноподданый дань во время платил. То есть идея борьбы с сектами, которые лояльны к власти, это новинка от РПЦ, не имеющая исторических аналогов. Даже чисто теоретически, чтобы знать правильную веру нужно Богословское образование, а для этого нужины книги, а книги надо во первых иметь а во вторых уметь читать. Так что в россии-которую-мы-потеряли гармонично сосуществовали и попы и колдуны.

Крутицкое подворье, Москва
Крутицкое подворье, Москва

Я до этого увлекался модными в то время нетрадиционными религиями и с помощью этих религий хотел получить практическую пользу - успех в бизнесе, обустройство личной жизни, душевное спокойствие. Однако эти нетрадиционные религии типа секты сразу показались мне какими то странными. И противоречат друг другу и себе в учениях и разводят людей на деньги под предлогом покупки духовных товаров и услуг да и вообще большинство людей там какие то не совсем адекватные. А тут вроде священник и вроде и ученный с мировым именем и вроде бы правильно всё пишет. Ну и конечно же православие это круто, духовно, традиционно. Познакомился я с Берестовым, начал волонтерить у него, кучу компьютеров починил, базы данных написал, с интересным народом пообщался. И там возник молодой энергичный священник Даниил Сысоев у которого и лекции интересные и тем у борьбы с сектами интересную проводит и побеседовать с ним позволяет.

Когда то 1С бухгалтерия была такая
Когда то 1С бухгалтерия была такая

Я в то время занимался автоматизацией бухучета на недавно возникшей программе 1С и был востребован, так как при работе с 1С каждый бухгалтер говорит "я не программист", каждый программист говорит "я не бухгалтер" и ни кто кроме редкого специалиста вроде меня не знает что делать с глючной программой 1с. А в каждом подвале сидит куча мелких предпринимателей с этой самой 1С. Так что я этого Сысоева своим знакомым бизнесменам рекомендовал, на тему и офис освятить и поговорить, он и офисы освящал и интересные беседы о религии проводил. Это были нулевые годы - в то время это было востребовано, то есть секты всем надоели, и был запрос на интеллигентного и умного православного священника который умеет не только детей крестить и машины святить но и говорить на актуальные темы.

В чем я был не согласен со священником Даниилом Сысоевым.

В момент когда я познакомился со священником Даниилом Сысоевым у нас был стандартный багаж знаний по теме религии:

Самая популярная книга про православие
Самая популярная книга про православие

  • Библия
  • официальное православие в виде учебника "Закон Божьий" от Слободского с пониманием что это морально устарело.
  • сектантская литература на тему медитация, оккультизм, эзотерика и понимание что это всё фуфло.
  • Психология и понимание что религия это дополнение к психологии
  • литература от христиан иных конфессий, который считались тоже сектантами, но у которых можно чему то учиться полезному.
  • проповеди известных священников таких как Артемий Владимиров.
  • публичные богословы диакон Андрей Кураев и профессор Алексей Ильич Осипов
  • отдельные книжки в стиле мнение священника по какому то вопросы.
  • жития отдельных святых таких как Серафим Саовский и Матрона Московская
  • аскетическая литература "Невидимая брань" и "Лествица"
  • монастырские патерики - большой дефицит, в частности за Киево-печерскими патериками для библиотеки Николо-Перервинского монастыря я с группой паломников специально ездил в тогда еще братскую православную Украину.

Так же были устойчивые стереотипы:

  • жития святых это не художественная литература а достовернейшая информация.
  • Если Библия противоречит научным данным - то верить надо Библии
  • молитва и аскетика реально помогает решать практические вопросы
Диакон Андрей Кураев, самый известный Богослов и полемист конкурент Даниила Сысоева.
Диакон Андрей Кураев, самый известный Богослов и полемист конкурент Даниила Сысоева.

Однако у меня был опыт практического общения с реальными сектантами и иноверцами в их среде обитания, а у Даниила Сысоева было стандартное Богословское образование и опыт общени я с иноверцами которые уже разочаровались в своих неправильных религиях. Даниил Сысоев утверждал что надо убеждать в правоте православия и неправоте их неправильных религий, а я придерживался точки зрения что надо объективно рассказывать всю правду про православие и пусть человек сам сделает выводы.

профессор Богословия Алексей Ильич Осипов, еще один конкурент Даниила Сысоева
профессор Богословия Алексей Ильич Осипов, еще один конкурент Даниила Сысоева

И уже тогда у меня начали возникать конфликты с церковными служителями, которые активно скрывали разные неприглядные вещи под предлогом, что "это может отвратить от православия" а я придерживался позиции что отвратить от православия может только ложь которая всё равно вскроется.

Потому что если религия учит об истине по вопросам которые нельзя проверить и тут же врёт по вопросам которые можно проверить то доверие к этой религии пропадает. Именно так я разочаровывался в не традицилонных религиях типа секты, когда ловил их на обмане. А еще меня очень сильно тригерило отсутствие фактчекинга в работе с сектантами. То есть работы по сектоведению, которые писались в душепопечительском центре, в том числе совместно с главным сектоведом Дворкиным - составлялись на основании рассказов бывших сектантов. То есть человек пришел в секту, не разобрался в учении и духовной практике, ушел из секты и теперь пересказывает православным скектоведам - сектоборцам своё непонимание. Это как если из рассказов бабушек которые не разобрались с новым смартфоном и перешли на "кнопочную звонилку" писать статью про современные гаджеты. Типа на iPhone 17 не возможно набрать произвольный номер не получается установить будильник и вообще он большой, тяжелый и быстро разряжается аккумулятор.

При этом сами действующие сектанты находили по три фактических ошибки в одном предложении из справочника про их религию, но сектоборцам на это было строго пофиг. Но окончательно я поссорился с Даниилом Сысоевым, когда он поднял тему миссионерить и крестить трудовых мигрантов - этнических мусульман. Именно тогда Сысоев начал излагать мысли про Пророка и про Коран в том же стиле, как он это делал с заурядным экстрасенсом, который стукнулся головой об камень и у него открылся "канал в космос" или "третьий глаз". Я просто сказал Сысоеву, что во первых уважаю мусульман и их религию, и понимаю что с точки зрения религии христианствоа и ислама точка зрения на одни и те же вещи разная. А Сысоев придерживался мысли что его понимания православия абсолютная - Истина а все остальные точки зрения - ложь и всех надо переубедить и обратить в правильную религию. Сысоев хвастался тем, что ему угрожают и сектанты, и мусульмане и вообще рандомные личности и это хорошо, потому что стать мучеником это большое благо, ну а я ему указывал на учебник в котором по классификации святости праведник стоит выше мученика. Но Сысоев находил и цитировал какого то христианского мыслителя, который утверждал что мученик круче чем праведник. В общем я сказал ему что "ты как хочешь, а я жить хочу и не хочу мешать жить другим", и получил обвинение в малодушии, слабости веры и трусости. Ну а мне пофиг, я ценю человеческую жизнь больше чем любую религиозную демагогию.

Чем не прав с точки зрения Науки и Религии Даниил Сысоев

Чтобы понять ошибки Даниила Сысоева надо сравнить его деятельность с теорией и историческими аналогами.

Немного теории: религия это мировоззрение основаное на вере в сверхестественное. Утверждение принимаемое на веру без доказательств называется догма. На основе системы догм построена любая религия. Христианские догматы перечислены в Символе Веры.

догматы православия
догматы православия

И там нет догматов ни о правоте церкви РПЦ, ни о миссионерстве. Есть догматы о Иисусе Христе, о Церкви, о загробной жизни. Вот только по этим вопросам есть много разных Богословских мнений. И нет абсолютной истины, есть догмы какой то конкретной религии. В частности мусульманский Аллах отличается от христианского Элохима учением о Боге Троице в которой от Отца вечно рождается сын и вечно исходит Святой Дух. И если Бы Бог хотел то он бы сам установил одну правильную религию и научил бы всех людей этой правильной религии сверхестественным образом, но Бог так не поступил, следовательно Бог уважает свободу совести и свободу вероисповедания и признаёт многообразие религий.

С исторической точки зрения мы знаем, что религия используется в политике, в частности сакрализует текущую власть, текущие нормы морали и нравственности. У каждого правителя есть свои придворные Богословы, которые формируют конкретную религию. В то же время государственная власть ограничивает амбиции своих религиозных деятелей. Например государственные институты Римской Империи запрещали иудейским религиозным активистам побивать камнями несогласных. И это как выяснилось оказалось хорошо, иначе бы Иисуса Христа побили бы камнями и не возникло бы христианство. Так что прописаная в Конституции РФ свобода совести и вероисповедания это большое благо и не Сысоеву это отменять.

С исторической точки зрения миссионерство, которое так полюбил священник Даниил Сысоев, всегда было инструментом политики. Когда европейские миссионеры крестили какое то дикое племя они не просто совершали религиозный обряд, а несли с собой своё общество развитого феодализма дикарям живущим в родоплеменых отношениях. Другими словами, если Даниил Сысоев хотел бы крестить мусульман, то он должен был бы куда то дальше вести эту общину новообращенных. Но ему, в духе возрождаемой церкви РПЦ, было строго пофиг на тех, кого он отмиссионерил. То есть обеспечить обращенных в православие трудовых мигрантов из этнических мусульман гражданством, жильем и работой и дать возможность перевезти к себе свои семьи. Но такие задачи не под силу не то что приходу - всей церкви. Поэтому не надо было ни кого перекрещивать, тем более с применением агрессивного миссионерства. Когда миссионеры крестили племя аборигенов, то во первых крестили всё племя, во вторых обеспечивали это племя работой по строительству крепости или порта, в третьих помогали технически и организационно этому племени воевать с соседними племенами, чтобы захватывать земли и рабов. Однако Даниил Сысоев просто крестил трудовых мигрантов, наговорив им всякой демагогии и про христианство и про ислам. У них вахта закончилась, они вернулись к себе на родину в мусульманскую страну и там им свои мусульманские богословы объяснили их неправоту. Даниил Сысоев использовал в миссионерстве американскую практику уличных торговцев Библиями, когда человеку вместе с Библией продают разговор о духовности. Ну а в России такая практика не актуально, о духовности можно без проблем поговорить с таксистом, а человек которого развели на деньги или какие то действия потом очень сильно обищается, чувствуя себя обманутым.

Моё предположение за что грохнули Сысоева.

Таким образом, я рискну предположить, за что грохнули священника Даниила Сысоева. Итак, молодой священник слишком сильно уверовал что православные хорошие, а все вокруг плохие и активно продвигал эту тему в своей религиозной деятельности. В принципе любая религия учит что она правильная, так как смысл религии это свидетельство об Истине, а в каждой религии своё учение о том, что есть истина. Но за это не убивают. Мало ли фриков ходит по белу-свету. В какой то момент Сысоев начинает заниматься борьбой с сектами, причем кроме Богословских мнений активно использует непроверенную информацию про морально-нравственный облик основателей и активистов этих сект. В принципе за такое могут уже "предъявить за базар". Не хорошо распространять слухи и сплетни про уважаемых людей. Увлекшись борьбой с сектантами, Сысоев начал говорить и про Ислам как про секту, и говорить про священные книги и Пророка так же как про сектантов, тем самым настроив против себя слишком много людей, среди которых мог вполне найтись один способный пойти на криминал ради защиты своей религии. Впрочем, кроме религиозной версии есть и более бытовые версии. Например, конфликт из за денег на строительство храма, ревность или бытовая ссора. Интересно что к делу Даниилс Сысоева спустя много лет снова возник интерес, следовательно можно ожидать интересных результатов расследования.

-15

Если вам понравилась статья - поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи напишите его в комментарий.
Колян Платков и Лена Магадан - независимые православные блогеры, информация о нас на сайте: pofig.ucoz.net