Найти в Дзене

«Русская весна» и Степан Разин: почему «Тума» Захара Прилепина не о прошлом, а о настоящем

Исторический роман Захара Прилепина «Тума» с самого начала претендовал на звание главного литературного бестселлера года. Очевидцы говорили, что на презентации романа к автору за автографами выстроилась километровая очередь из читателей, появление произведения на книжных прилавках стало настоящей литературной сенсацией. Кроме того, роман удостоился престижной премии «Книга года» и остаётся хитом продаж на платформе «Литрес». Замысел произведения очень нестандартный: вместо того, чтобы описывать известные современному читателю страницы биографии Степана Разина, Прилепин сконцентрировался на литературной реконструкции детства и юности одного из главных бунтовщиков в российской истории. Об этом периоде жизни Разина не осталось никаких исторических свидетельств, что, конечно, удобным образом развязало руки писателю и позволило ему воссоздать реальность по своему вкусу, без оглядки на источники. Но, забегая вперёд, могу сказать, что это же и стало главной проблемой романа, ведь повседневная
Оглавление

Исторический роман Захара Прилепина «Тума» с самого начала претендовал на звание главного литературного бестселлера года. Очевидцы говорили, что на презентации романа к автору за автографами выстроилась километровая очередь из читателей, появление произведения на книжных прилавках стало настоящей литературной сенсацией. Кроме того, роман удостоился престижной премии «Книга года» и остаётся хитом продаж на платформе «Литрес».

Замысел произведения очень нестандартный: вместо того, чтобы описывать известные современному читателю страницы биографии Степана Разина, Прилепин сконцентрировался на литературной реконструкции детства и юности одного из главных бунтовщиков в российской истории. Об этом периоде жизни Разина не осталось никаких исторических свидетельств, что, конечно, удобным образом развязало руки писателю и позволило ему воссоздать реальность по своему вкусу, без оглядки на источники. Но, забегая вперёд, могу сказать, что это же и стало главной проблемой романа, ведь повседневная жизнь на тот момент ещё обычного человека, казака, не предполагает захватывающих сюжетных поворотов. Всё самое интересное в биографии Разина начнётся потом, уже когда Прилепин поставит точку.

Принц-полукровка с Дона

Роман написан фирменным прилепинским языком, избыточным, настолько перенасыщенным литературными тропами, метафорами, что это порой начинает граничить с графоманией — правда, автор всё же никогда не переходит эту границу. Кому-то такой «жирный» стиль письма доставит удовольствие, но кого-то будет раздражать — это уже дело личных предпочтений. Впрочем, к авторскому стилю быстро привыкаешь и перестаёшь спотыкаться о рассыпанные по тексту метафоры.

Сюжет развивается в двух временных плоскостях — собственно, в настоящем, в юности Разина, где он ещё молодой казак, но уже очень опытный воин и толмач. Говоря современным языком, он полиглот, знает все языки и наречия обширного региона, включающего Турцию, юг России и те земли, которые станут её частью в будущем. Второй пласт — детские воспоминания Разина, воспоминания о матери-турчанке, из-за которой он не полноценный казак, а «тума» — полукровка. Об отце, выдающемся воине, его боевых товарищах и друзьях-сечевиках — казаков, которые живут на территории современной Украины и наведываются к донским собратьям то в гости, то проходя мимо с походом.

Сюжетный застой

Но даже наличие двух временных пластов не способно оживить роман и придать ему динамику. Это главная проблема произведения: действие в нём практически нет, сюжет не развивается, а ходит по кругу. В современности половину романа Разин проводит в яме, оказавшись в плену у крымских татар. Вторую половину – в однообразных в своей кровавости битвах и казачьих попойках. Скорее всего, таким и был быт обычного казака, каким на тот момент являлся Разин. И надо отдать должное Прилепину — в реконструкцию бытовых деталей он явно вложил очень большие силы. На страницах романа встречается множество неизвестных современному человеку, давно забытых терминов, с точки зрения воссоздания исторической реальности к произведению не может быть никаких претензий.

Однако какой в этом всём смысл, если роман топчется на месте? Глупо от серьёзной прозы требовать ухода в беллетристику, в конце концов, есть феномен «Улисса», где действия нет как такового. Но в «Туме» не считывается подобного замысла автора, роман позиционируется как эпос на историческую тематику, а вовсе не как литературный эксперимент для специалистов. Впрочем, судя по немалому числу хвалебных отзывов Прилепину всё же удалось компенсировать дефицит сюжетных поворотов обилием кровавых сцен, которые придали произведению видимость динамики.

Эти сцены, конечно, заслуживают отдельного упоминания, потому что, во-первых, отличаются особым изуверством, во-вторых, им отдана, наверное, четверть всего «экранного времени», если не больше. Их так много, что книга начинает уходить уже чуть ли не в «чернуху» — достаточно дешёвый приём привлечения злительского/читаельского внимания.

«Русская весна» царя Алексея Михайловича

Что же до идей, которые транслирует автор, то они явно навеяны не столько историей разинского восстания, сколько событиями 2014 года в Донбассе. Удивительно, но для большинства жителей не только других стран, но даже России те относительно недавние по историческим меркам события уже успели окутаться туманом, но не для Прилепина, который всё же был одним из их участников. Нетрудно догадаться, что Азов, которые то берут, от оставляют по приказу московского царя казаки, проливая кровь и наматывая кишки на татарские сабли, это аналог Мариуполя и других донбасских территорий, которые точно таким же образом возвращались в 2014 году Украине по политическому решению российской центральной власти. И по условиям Минских соглашений, и по факту.

Не ограничение казачьих вольностей (реальная причина восстания Разина) бесит больше всего героев «Тумы», а именно это — колеблющаяся линия царя в отношении многих политых кровью казаков земель. Таким образом, Прилепин придаёт, казалось бы, историческому роману политический пафос и обращает его в современность. Транслируя не только свою точку зрения, но и точку зрения значительной части российского общества, которую сегодня называют «рассерженными патриотами».

А что вы думаете о романе "Тума"? Делитесь мнениями в комментариях!

Если вам понравилась статья, буду благодарна за подписку на канал: только так он сможет развиваться.

И мой канал в Telegram.