В дореволюционное время владимирскими землями владели многие знатные дворянские семьи: Храповицкие, Всеволожские, Салтыковы, Апраксины, Бородины и другие. Всё благодаря близости Владимира к Москве. Зимой московская знать предпочитала проводить время в белокаменной, а летом – отдыхать в своих загородных поместьях. В своих имениях они строили роскошные усадьбы и разбивали парки с тенистыми аллеями и прудами. Сюда любили приезжать писатели, поэты и художники. В один из таких приездов Исаак Левитан, вдохновившись красотой поместья Анны Карповой, сестры мецената Саввы Морозова, написал полотно «У омута».
Предлагаем отправиться во владимирскую глубинку, в сёла, где когда-то обустраивали свои дворянские гнёзда представители знати.
Село Орехово
Земли в сельце Орехово Владимирского уезда получил от патриарха Гермогена боярин Василий Всеволоцкий – родоначальник дворянского рода Всеволожских, промышленников, купцов и меценатов. Его потомки владели Ореховым более двух веков, построив здесь деревянный усадебный комплекс из небольшого главного дома, флигеля и оранжереи и посадив липовый парк.
В XIX веке имением недолго владели Ляпуновы, пока его не выкупил действительный статский советник Егор Жуковский – отец учёного и основоположника русской авиации Николая Жуковского.
Юноша с ранних лет любил наблюдать за полётами птиц, пытаясь определить подъёмную силу крыла, проводил опыты с самодельными крыльями и писал научные труды, которые после использовали советские авиаконструкторы.
В селе Орехово сохранилась единственная во Владимирской области деревянная барская усадьба с подлинной основой, которую после революции большевики не тронули: очень им была дорога память учёного.
В бывшем дворянском поместье можно прогуляться по старинному липовому парку, в котором сохранена первоначальная планировка, отдохнуть в стилизованных под XIX век беседках, заглянуть в усадьбу с мансардой, где воссозданы прихожая, гостиная, кабинет Жуковского и его семьи, и познакомиться с научным наследием основоположника аэродинамики. Отдельная экспозиция посвящена самолётам, которые были сконструированы по чертежам учёного.
Село Черкутино
В XVII веке Черкутино было дворцовым имением и принадлежало царствующей династии Романовых, но к концу столетия перешло в дар Салтыковым – знатному дворянскому роду.
В 1730-м году адъютант лейб-гвардии Конного полка Иван Салтыков построил здесь первую в провинциальной России дворянскую усадьбу по европейскому типу. Главный усадебный дом с мезонином в духе барокко и хозяйственные постройки архитекторы разделили каскадными прудами. Возле барского дома разбили парк и построили каменную сцену для актёрской труппы и Никольскую церковь. В XIX веке в селе появился ещё один храм, Рождественский, с отдельно стоящей колокольней. Салтыковы также учредили здесь богадельню, церковно-приходскую школу и земскую больницу. Сейчас от бывших салтыковских построек остались только сильно перестроенная главная усадьба, флигель и колокольня Рождественского храма.
Черкутино славится тем, что здесь родился и провёл свои детские годы Михаил Сперанский, чьи реформы подтолкнули императора Александра II на отмену крепостного права. Его отец служил настоятелем приусадебной Никольской церкви. Сам Сперанский прожил здесь недолго: в восьмилетнем возрасте его отправили на учёбу во Владимирскую епархиальную семинарию, откуда и начался его путь государственного деятеля.
В 2019 году в здании бывшей церковно-приходской школы в Черкутино открыли Музей им. Сперанского. В экспозиции нет подлинных вещей, принадлежавших реформатору и его семье, зато есть коллекция старинных предметов: книги, карта имения 1913 года с подписью князя Ивана Салтыкова и Псалтырь.
Село Алепино
Алепино сначала принадлежало Новодевичьему монастырю, а потом перешло сподвижникам Петра I Ивану и Петру Салтыковым. До революции здесь хозяйствовали их потомки. Усадьбу в Алепино Салтыковы возводить не стали, их имение располагалось неподалёку, в Черкутино, зато заменили старую деревянную церковь на каменную, а при ней учредили церковно-приходскую школу.
До наших дней от Салтыковых в память потомкам осталась лишь Покровская церковь, правда, сильно разрушенная.
Однако интересно Алепино не этим. В 1924 году здесь родился владимирский писатель Владимир Солоухин, воспевший красоту родной природы:
Мои первые семь лет были счастливейшими годами жизни. Вокруг меня российская доколхозная деревня с яблонями, пасеками, со светлой рекой Воршей, с грибными проселками, с васильками во ржи.
В память о писателе на родине открыли музей, где можно погреться у русской печки, пообщаться с кроликами, познакомиться с историей села и узнать много интересного из жизни Солоухина. А если немного прогуляться по селу, то можно найти домик родителей писателя. Он проводил здесь много времени в последние годы жизни, а сейчас в нём живёт его дочь Елена.
В 1950-е годы Владимир Солоухин отправился в путешествие по Владимирской области. Свои впечатления он описал в книге «Владимирские просёлки». Предлагаем и вам отправиться по маршруту писателя.
Село Давыдово
Деревня Давыдово с XVII века принадлежала Богородице-Рождественскому монастырю. В 1717 году Давыдово стало селом: здесь появилась Преображенская церковь, которую на свои деньги построили местные крестьяне.
В 1760-е годы Екатерина II упразднила монастырь, Давыдово стало государевым селом, а местные крестьяне начали заниматься отхожим промыслом. Со временем здесь появились две каменные церкви, школа, изба-читальня и больница. А ещё в Давыдово проводил летние отпуска композитор Александр Бородин – он приезжал к своему другу Александру Дианину.
В Давыдово композитор написал большую часть своей оперы «Князь Игорь», а о самом селе вспоминал в своих письмах:
Как хорошо здесь, в Давыдове! Одна прелесть! Сколько ни жил в деревнях, более здоровой и сухой местности решительно не видел. А леса, бор, пойма! Ходи всю жизнь – не находишься, гуляй – не нагуляешься, гляди – не наглядишься.
В память о великом композиторе в доме его друга открыт музей с воссозданными интерьерами усадьбы XIX века и коллекцией старинных предметов.
Ещё в Давыдово стоит каменная Преображенская церковь 1831 года. В советское время разрушать её не стали, лишь забросили на несколько десятилетий, поэтому до наших дней она сохранилась в почти изначальном виде.
Село Маринино
С владимирскими поместьями связано имя ещё одного выдающегося композитора – Сергея Танеева. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, которые оставили немалый след в истории России.
Танеевым пустошь Маринино «на речке на Вязе» пожаловал царь Василий IV. Вероятно, именно они и основали небольшую деревеньку, поселив в ней крепостных из других владений. В 1646 году здесь появилась деревянная Покровская церковь, давшая новое название селу – Покровское.
У Танеевых здесь была роскошная усадьба с господским домом, флигелем и хозяйственными постройками, парк с прудами и перестроенной в камень Покровской церковью, возле которой жили танеевские крестьяне.
До наших дней сохранились полуразрушенный храм и бревенчатая барская усадьба. Здесь можно прогуляться по реконструированным липовым аллеям, сверить время по солнечным часам, а ещё заглянуть в музей прославленного композитора и познакомиться с бытом дворян первой половины XIX века.
Село Павловское
Селом Павловским владели разные княжеские фамилии. Первыми владельцами были Ряполовские, затем Татевы, Куракиным, вновь Татевы, Салтыковы и, наконец, помещики Леванидовы, построившие здесь роскошный особняк. Сейчас он известен как «Усадьба двух генералов».
Андрей Леванидов закончил артиллерийский кадетский корпус, участвовал в войне с турками и штурме Измаила, дослужился до чина генерал-майора. После его смерти поместьем управлял его младший брат. А позднее имение перешло их родственнику, генералу Василию Юкичеву, участнику войны с Наполеоном и герою Бородинской битвы.
От бывших владельцев в Павловском сохранились лишь отреставрированная старинная церковь и здание бывшей церковно-приходской школы. Заглянуть сюда точно стоит. В селе установлен единственный в России обелиск памяти героев взятия крепости Измаил и создан музей. Здесь можно посмотреть реплики оружия и доспехов воинов прошедших веков, документы, награды и масштабную панораму Бородинского сражения.