Найти в Дзене

Два ребенка, две реакции: почему дети по-разному ведут себя у стоматолога?

Друзья, всем привет! Сегодня у меня на приеме была ситуация, которая, возможно, знакома многим из вас. Пришли два ребенка, оба мальчики, обоим вот-вот исполнится 7 лет. Одному из них мы смогли спокойно вылечить два зуба, он был открыт к сотрудничеству, анестезия прошла незаметно. Лечу его не первый раз, последний раз виделись год назад. До меня он также посещал и другого детского стоматолога, и тоже все проходило гладко. С другим же ребенком, к сожалению, не получилось даже сделать анестезию – он категорически отказался от любого вмешательства, плакал, истерил, задавал миллион вопросов, чтобы отвлечь врача и родителей, ну знаете, это такая защитная реакция, и в итоге так и не дал ничего сделать во рту, не подпустил меня, и нам пришлось прекратить прием. Почему так происходит? Почему дети одного возраста, казалось бы, в одинаковых условиях, реагируют так по-разному на визит к стоматологу? Как детский стоматолог, я могу сказать, что причин множество, и они редко бывают однозначными. О

Друзья, всем привет!

Сегодня у меня на приеме была ситуация, которая, возможно, знакома многим из вас. Пришли два ребенка, оба мальчики, обоим вот-вот исполнится 7 лет. Одному из них мы смогли спокойно вылечить два зуба, он был открыт к сотрудничеству, анестезия прошла незаметно. Лечу его не первый раз, последний раз виделись год назад. До меня он также посещал и другого детского стоматолога, и тоже все проходило гладко.

С другим же ребенком, к сожалению, не получилось даже сделать анестезию – он категорически отказался от любого вмешательства, плакал, истерил, задавал миллион вопросов, чтобы отвлечь врача и родителей, ну знаете, это такая защитная реакция, и в итоге так и не дал ничего сделать во рту, не подпустил меня, и нам пришлось прекратить прием.

Почему так происходит? Почему дети одного возраста, казалось бы, в одинаковых условиях, реагируют так по-разному на визит к стоматологу? Как детский стоматолог, я могу сказать, что причин множество, и они редко бывают однозначными.

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка на приеме:

1. Индивидуальный темперамент и личность ребенка.

 Характер:

Некоторые дети от природы более тревожны, чувствительны к новым ситуациям, шумам, запахам. Другие – смелее, более любопытны и легко адаптируются. Эта внутренняя предрасположенность играет огромную роль.

 Зрелость:

Несмотря на одинаковый возраст, дети могут быть на разных стадиях эмоционального и когнитивного развития. Кто-то уже способен понять объяснения, кто-то еще нет.

2. Предыдущий опыт (как стоматологический, так и медицинский в целом).

Негативный опыт:

Если у ребенка был болезненный или неприятный опыт в прошлом (даже не у стоматолога, а, например, у хирурга, при сдаче анализов или из-за плохого обращения медперсонала), он будет заранее напуган и насторожен.

 Отсутствие опыта:

Первое знакомство с креслом, звуками, запахами может быть пугающим само по себе для некоторых детей.

 Боль до визита:

Если ребенок пришел к врачу уже с острой болью, его уровень стресса и страха будет гораздо выше.

3. Влияние родителей и их подготовка к визиту.

 Собственная тревожность родителей:

Дети очень тонко чувствуют эмоции взрослых. Если родитель сам нервничает или боится стоматолога, ребенок это улавливает и перенимает (это, кстати, реально очень заметно на приеме. У спокойных родителей и дети, как правило, ведут себя спокойно. И даже один и тот же ребенок может абсолютно по-разному вести себя на приеме, когда приходит с мамой, и когда приходит к папой. Иногда это на столько ярко и очевидно, что я прям родителям говорю, что пусть на прием ребенка водит только папа или только мама. Еще был случай, когда ни папа, ни мама не могли как-то повлиять на ребенка, а вот с бабушкой на приеме он был как шелковый. Так что это тоже очень важно, обращайте на это внимание).

 Подготовка к приему:

  •  Недостаточная подготовка:

Привести ребенка "с улицы" без объяснений – прямой путь к стрессу.

  •   Неправильная подготовка:

Упоминание слов "укол", "больно не будет" (что подразумевает, что может быть больно), "сверлить", "удалять", "терпи" – все это формирует негативное ожидание.

  •   Позитивная подготовка:

Рассказы о "сонной водичке" вместо укола, "щетках, которые жужжат, чтобы почистить зубик" вместо сверлить зуб, все это создает положительный настрой.

4. Коммуникация и доверие со стоматологом и его командой.

 "Мост доверия":

Важно найти детского стоматолога, который пользуется техникой "покажи-расскажи-сделай". Однако для некоторых детей этого может быть недостаточно.

 Скорость и последовательность:

Для ребенка важно, чтобы его действия были предсказуемы. Если врач слишком торопится или не дает ребенку привыкнуть к обстановке, это может вызвать протест. Но и затягивать тоже нельзя, ребенок может устать и не дать доделать врачу свою работу.

5. Чувство контроля.

 Маленькие дети часто хотят контролировать ситуацию. В стоматологическом кресле они полностью лишены этого контроля. Возможность "поднять ручку, если устал", выбрать «запах» пломбы, посмотреть мультик – дает им ощущение участия и контроля. Детский стоматолог должен быть эмпатом и чувствовать своего маленького пациента.

Выводы для родителей:

Как помочь ребенку справиться со страхом?

 Начинайте рано:

Первый уже осознанный визит к стоматологу должен состояться в возрасте 1 года или сразу после прорезывания первых зубов (про осмотр в месяц я не говорю, это вряд ли как-то повлияет на психику ребенка). Это естественно будет знакомство, а не лечение. Чем раньше ребенок привыкнет к атмосфере, тем лучше.

Создавайте позитивный образ:

Не используйте стоматолога как "пугалку". Говорите о визите к "зубной фее" или "доктору, который помогает зубам быть сильными".

Будьте честны, но без лишних деталей:

Не обманывайте, говоря, что "вообще не больно", но и не описывайте процесс "сверления" или "укола". Используйте слова-эвфемизмы (например, "водичка для зубика", "щеточка, которая жужжит"). Доверяйте стоматологу – он знает, как говорить с детьми.

Играйте дома:

Купите игрушечный набор стоматолога, лечите зубы мишкам, рассмотрите картинки про зубных врачей.

 Выбирайте детского стоматолога:

Специалист, который работает только с детьми, обладает не только специфическими знаниями, но и психологическими навыками, и его кабинет оборудован для маленьких пациентов.

 Контролируйте свою тревожность:

Помните, что ваше спокойствие – залог спокойствия ребенка.

Терпение и понимание:

Иногда требуется несколько визитов для адаптации. Не давите на ребенка, если он не готов. Важно не сломать его доверие.

Помните, что каждый ребенок уникален. Наша задача, как стоматологов, найти ключик к каждому маленькому пациенту, а ваша задача, как родителей, – помочь нам в этом, создавая для ребенка максимально комфортную и безопасную психологическую обстановку. Регулярные профилактические визиты – лучшая стратегия, чтобы избежать боли и страха!

Еще больше всего интересного и полезного вы найдете у меня на канале.

t.me