Есть на юге Западной Сибири кряж, название которого, порой, не найти на физической карте России.
Здесь не горы, а копны, что от внешнего вида гор, схожих с копнами сена…
И такая интересная история…
Салаирский кряж - невысокий, частично выровненный горный массив. Он представляет собой полого-холмистые пространства, расчлененные сетью логов и балок. Рельеф включает так называемые «сопки» ли «копны», сложенные трудно выветриваемыми породами: диаритами, габбро, порфиритами, гранитами.
На Салаире известно более 250 месторождений и рудопроявлений полиметаллических и медных руд. Наиболее известен кряж своим россыпным золотом.
Высоты сопок разные: Барсук – 567 м, Мохнатая – 557 м, Пихтовая – 510 м, Копна – 509 м, Золотая - 416 м, Белуха – 375 м. Средняя высота несколько меньше 400 м. Самая высокая вершина – гора Кивда (618 м).
Северная часть Салаирского кряжа представлена Буготакскими сопками, что с тюркского «бык-гора».
Тягунский хребет на дореволюционных геологических картах назывался Зарод, что по Далю – длинный стог сена или хлеба, что подчеркивало его вытянутость.
Общая протяженность Салаирского кряжа 300 км. При ширине 20 – 60 км.
Высоты кряжа к западу понижаются плавно, а к востоку - в сторону Кузнецкой котловины, обрываются местами отвесно.
На Салаирском кряже распространены карстовые формы в виде воронок, котловин, поноров, сухих логов, пещер.
Речная сеть слабо врезана, долины имеют пологие склоны, часто ассиметричны. С кряжа берут начало реки: Бердь, Суенга, Чумыш.
Есть легенда, что реку Бердь хан Кучум подарил одному из своих сыновей, отсюда, предположительно, и название реки (от татарского «бери», «дал», «дар», то есть подарок).
Встречаются небольшие таежные озера.
Климат континентальный умеренный.
Растительность лесная, представленная смешанным и хвойными сообществами с названием «черневая тайга».
В конце 18 века Салаирский кряж воспринимался как часть Алтая. Позднее, как и Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж получит от русских первоначальное название Кузнецкие горы.
Современное название кряжа связывают с деревней Салаирка, рядом с которой был построен Салаирский рудник по добыче серебряных руд. Месторождение было открыто в 1787 г. После чего название Салаир распространилось на весь кряж. Сейчас здесь город Салаир.
В переводе с тюркского и монгольского языков название трактуют как «сухое каменистое русло» или «небольшая речка».
Наиболее интересный исторический объект Салаира – старый Екатерининский тракт, по которому велось торговое сообщение.
В современное время через Салаирский кряж проложена автомобильная дорога «Алтай – Кузбасс».
Дорога имеет интересную историю, но об этом чуть позже.
Мы этой дорогой пересекали Салаирский кряж 19 ноября 2025 года, когда возвращались из Красноярска.
И не просто пересекали, а оказались в зимней сказке.
Глаз невозможно было отвести от заснеженного леса. Сосны, пихты были укутаны снежными шубами. На ветках берез снег лежал и был похож на таких белых питонов. Кусты были украшены снежными шарами, застрявшими между сплетением веток. Они – шары напоминали новогодние игрушки, которые были развешаны неведомой рукой. Высоченные пихты, укутанные снежным саваном, напоминали гигантские рождественские свечи.
И все это, выше перечисленное, блистало в лучах яркого солнца и особенно выделялось на фоне синего неба.
Все, кто ехал в автобусе и не спал, снимали эту красоту на телефон и я в том числе.
У меня в рюкзаке был фотоаппарат, но не было смысла его доставать. Стекла автобуса были грязным, да и его скорость была приличной.
Я очень жалела, что не было возможности остановиться и выйти на обочину дороги, чтобы насладиться этим зимним великолепием.
Дорога проложена на одном уровне, не взирая, на вершины сопок и понижения речных долин. Поэтому у нас была возможность в отдельных местах, когда дорога шла по виадукам, смотреть на эту зимнюю сказку как бы с высока.
В снегу были не только деревья, но и скалы, что появились при взрывных работах вдоль трассы.
Там - в дали - на сопках – «копнах», где ветер уже сбросил с деревьев снежные коконы, тайга была пестрой – серо-черной – «черневой».
Если у вас есть возможность, прокатитесь после снегопада по этой трассе и погрузитесь в Салаирскую сказку.
Теперь о дороге «Алтай-Кузбасс».
Продолжительным участком эта дорога идет через Салаирский кряж, что разделяет Алтайский край и Кемеровскую область.
- Дорога построена на насыпи, на которой планировали возвести железную дорогу.
- На ней нет крутых поворотов.
- Также дорога отличается отсутствием резких подъемов и спусков.
- Через понижения в рельефе, где протекают речки, ручьи – проложены виадуки.
- На десятки километров вблизи дороги нет населенных пунктов, единичны заправки и кафе.
Есть у этой дороги мистическая сторона.
Она стала набирать обороты после многочисленных аварий на трассе, которые, скорее всего, стали результатом монотонности и однообразия этой дороги.
«…По слухам раньше у села Думчево располагалось старинное кладбище. Строительство железной дороги, а потом и автомобильной, прошлось по нему как «катком». Мало того, что снесли все надгробия, так еще и бульдозерами разровняли кладбищенскую землю вместе с остатками сгнивших гробов и костями покойников по всей протяженности трассы в этой округе. Кости и черепа по сей день там встречаются…»
Когда-то давно мы на Салаире в ходе научной экспедиции искали реликтовую липовую рощу. Мы ее нашли, собрали гербарий. Потом его определяли, писали статьи.
Липы, конечно, нас удивили. Они были огромной высоты. Мы по этому лесу ходили среди серых стволов, а кроны были где-то на недосягаемой высоте….
В студенческие времена на Салаир мы ездили кататься на лыжах каждые выходные, слова Тогуленок, Тягун, Аламбай были для нас родными.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора, прошу прощение за качество телефонных снимков
Буду признательна вам за донаты