Найти в Дзене
Русь Изначальная

Было или не было: Миф о торговом пути "Из варяг в греки"?

Споры по торговому пути "Из варяг в греки" и скандинавскому влиянию на культуру Древней Руси не утихают и по сей день. Норманисты с пеной у рта доказывают, что благодаря скандинавам Русь окультурилась. На что антинорманисты отвечают комбинацией из трёх пальцев. А спорить, собственно, и не о чем. Как указывает официальная история, что впервые об этом торговом пути сказано в ПВЛ, написанной в Киево-Печерском монастыре в 1110 - 1118 годах монахом Нестором Печерским. И вот эта запись в ПВЛ: Из этого описания очень хорошо видно географическое расположение водных бассейнов и рек по отношению друг к другу. Но нет даже намёка о том, что это маршрут какого-то торгового пути и тем более Балто-Днепровской торговой магистрали. Но вот что интересно. Это географическое описание удивительным образом совпадает с миссионерским путём апостола Андрея из «Крыма в Рим, через Ладогу». Где апостол, путешествуя по Днепру, попутно «постави на горе крест, где же ныне град Киевъ» и, держа путь в Ладогу, загляну
Оглавление

Цель любой идеологии - это формирование будущего образа. Но важен не только образ, а объединение людей вокруг чьей-то цели с определённой моделью мышления.

Споры по торговому пути "Из варяг в греки" и скандинавскому влиянию на культуру Древней Руси не утихают и по сей день. Норманисты с пеной у рта доказывают, что благодаря скандинавам Русь окультурилась. На что антинорманисты отвечают комбинацией из трёх пальцев.

А спорить, собственно, и не о чем.

Как указывает официальная история, что впервые об этом торговом пути сказано в ПВЛ, написанной в Киево-Печерском монастыре в 1110 - 1118 годах монахом Нестором Печерским. И вот эта запись в ПВЛ:

-2

Из этого описания очень хорошо видно географическое расположение водных бассейнов и рек по отношению друг к другу. Но нет даже намёка о том, что это маршрут какого-то торгового пути и тем более Балто-Днепровской торговой магистрали. Но вот что интересно. Это географическое описание удивительным образом совпадает с миссионерским путём апостола Андрея из «Крыма в Рим, через Ладогу». Где апостол, путешествуя по Днепру, попутно «постави на горе крест, где же ныне град Киевъ» и, держа путь в Ладогу, заглянул в Новгород ( на Волхве).

Апостол Андрей Первозванный на горах киевских. Фото из общих источников.
Апостол Андрей Первозванный на горах киевских. Фото из общих источников.

О чём сделана запись в «Изборнике» 1076 г. в Киеве :

-4

Но не только в Киеве писали о пути апостола Андрея. Самое раннее упоминание о его жизни указывается в Евангелии от Иоанна, которое было переписано с папируса предположительно в 90 - 100 годах первого тысячелетия. И вот как описан путь апостола:

-5
Карта с отмеченными местами посещения  Апостолом Андреем. Фото из общих источников.
Карта с отмеченными местами посещения Апостолом Андреем. Фото из общих источников.

Удивительно, но из этого описания видно, что апостол Андрей на территорию, обозначенную как Русь, совсем не ходил. И уж в Новгороде (на Волхве) точно не был. Но раз запись есть, то, значит, в ней была у кого-то необходимость.

Но это всё в теории. А что же говорит практика?

И первыми ярыми и неумолимыми противниками этого варяжского торгового пути, а так же всей норманской теории, выступили археологи. Всё правильно. Лопатой копать - это не в грёзах витать. Суммирование всех столетних результатов археологических работ показало, что Балто-Днепровский транзит между Северной Европой и Византией не существовал. И, как выразился советский географ и специалист по экономической географии водного транспорта С. В. Бернштейн-Коган:

-7
С.В.Бернштейн - Коган. Фото из общих источников.
С.В.Бернштейн - Коган. Фото из общих источников.

Точно так же, как и крайне редкие штучные находки и захоронения скандинавов присутствуют в районах Новгорода и Ладоги. Что не может служить доказательством о каком – то экономическом или политическом влиянии. А от выводов доцента кафедры истории Отечества С.-П. Технологического университета П. И. Федотовой, вздрогнули не только норманисты:

-9

Действительно, очень сложно переосмыслить то, что с незапамятных времён считалось аксиомой. Норманов с варягами элементарно придумали и записали на бумаге ... греки!

С.В. Бернштейн-Коган с опытом собственных полевых работ и приложением документации по палеогеографии, археолог и доктор исторических наук А. М. Микляев, а так же обобщённый материал советских климатологов, собранный А. Шнитниковым, полностью доказали несостоятельность водного маршрута Ладога-Днепр. А так же мифичность Балто-Днепровской магистрали. И вот выводы по результатам исследования:

По археологическим исследованиям установлено, что «в 1 тысячелетии н.э. вода в реках Северо-Запада стояла как минимум на 3 метра ниже современного уровня».

С. В. Бернштейн-Коган утверждает, что никогда и никакие суда, даже при высокой воде в 18 веке не поднимались по Ловати из-за её обильности порогов.

Пороги реки Ловать. Фото из общих источников.
Пороги реки Ловать. Фото из общих источников.

И эти пороги имеют протяженность около 200 вёрст от самого устья и до Великих Лук. И только при попутных осенних западных ветрах "скандинавы" могли добраться до Ладоги, дождаться зимы и по зимнику добираться до Новгорода или Киева. Об этом свидетельствуют и многочисленные древние записи. В исландском сборнике саг "Хеймскрингла" (Круг Земной) Снорри Стурлусона записано:

-11

О зимних торговых экспедициях волжских булгар на север сообщают и арабские писатели 10 века:

«булгары везут в страну вису и йура товары на санях, которые тащат собаки по сугробам снега, сами люди передвигаются на лыжах» [11. С. 29].»

Об этом же записано и у византийского императора Константина Багрянородного:

«Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия…Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав» [16. С. 50].

И такие многочисленные записи древности подтверждаются исследованиями климатологов:

-12

Но не так всё просто и с самой рекой Днепр. Прокладывая на бумаге торговый путь «Из варяг в греки» заинтересованные лица либо совсем не знали рельефа местности, либо считали не достойным внимания. А зря.

Апостол Андрей «постави на горе крест, где же ныне град Киевъ» поставил его в районе отрога Карпатских гор. Что чуть ниже истока реки Истр, который берет своё начало от Днепра. Именно это и был древнейший летописный Вышгород, что в 15 км от современного Киева. Сегодня на этом месте находится село Новые – Петровцы.

Современная карта. Выступ карпатского отрога. В то время водохранилища не было.
Современная карта. Выступ карпатского отрога. В то время водохранилища не было.

И как написано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

’’Днепр, пройдя извилисто от Севера к Югу, почти вплоть до восточных отрогов Карпатских гор, у Киева поворачивает к ЮВ.’’
Вид отрога Карпатских гор возле Днепра. Фото из общих источников.
Вид отрога Карпатских гор возле Днепра. Фото из общих источников.

И прорываясь сквозь гранитную гряду, воды Днепра, изобилуют порогами и каменными перекатами. Только до Запорожья этих порогов насчитывается больше десятка. Поэтому о судоходстве не может быть и речи. А уж про килевые глубоководные суда всех типов и говорить не стоит.

Днепровские пороги. Фото из общих источников.
Днепровские пороги. Фото из общих источников.

Совокупный материал исследований доказывает, что возможности свободного водного сообщения по Волхву, Ловати и Днепру как такового быть не могло. Даже на сегодняшний день, при более высоком уровне воды, судоходство по этим рекам очень проблематично.

Но офисный планктон, пардон, любители норманской теории решили насмешить, пардон, доказать всем свою правоту. И в 1986 году и по 2001 год организовали пять экспедиций по маршруту «Торговый путь из варяг в греки». В этом эксперименте участвовали суда, построенные по точному образцу (с выполнением всех элементов крепления) викингов того времени. Из работы П.И. Федотовой:

-16

И как результатом стало то, что суда от Ловати до Днепра, от озера к озеру тащили военными вездеходами. Судно, построенное как у "викингов", не смогло по Двине преодолеть мелей. А от Риги 250 км. вверх по Двине просто его везли в автоприцепе. У образца скандинавского судна "Айфур" (мелководное) в среднем течении Ловати сломался киль. В общем, весь варяжский путь всех кораблей передвигался на автотелегах и буксировки с помощью разных приспособлений. И это, учитывая, что все суда были без груза, пропитания и снаряжения. Надо полагать, что и весёлая команда не отказывала себе в отдыхе и калорийном питании.

Экипаж варяжской экспедиции бороздит просторы трасс с Айфуром. Фото из общих источников.
Экипаж варяжской экспедиции бороздит просторы трасс с Айфуром. Фото из общих источников.

Так, участник экспедиции, петербуржский археолог П. Е. Сорокин вынужден был признать гипотезу С. В. Бернштейна-Когана, о несуществовании этого варяжского пути, справедливой и доказанной.

Образ торгового пути не только объединил людей своей идеей, но и разделил на два враждующих лагеря. Возможно, потребуются ещё подобные экспедиции, чтобы убедиться в том, что у любой идеи всегда есть выгодоприобретатель.

Но торговля ведь была?! Скажет удивленный читатель. Да, безусловно, была. И торговля была и торговые пути были. Но не так, как это написали авторы бредовых идей и мифических путей.