Найти в Дзене
Токсичный зритель

"Невидимка": фильм 2000 г. спустя 25 лет

Привет киноманам! Довольно легко посчитать, что с 2000 года минуло уже 25 лет. Именно столько времени прошло с последней работы Пола Верховена в жанре фантастики. Конец 80-ых был для него золотым временем. Можно сказать, что Пол Верховен в какой-то степени дважды опередил успех будущего «Терминатора 2»: в 1987 году ему удалось покорить сердца зрителей очеловеченным роботом в своем «Робокопе», а через 3 года он снял фантастический боевик с Арнольдом Шварценеггером «Вспомнить всё», который стал кассовым хитом. После этого Пол Верховен решил покорить другую аудиторию и приковывать зрителей к экрану с помощью женской красоты и обнаженки: он снял супер-успешный секс-триллер «Основной инстинкт» и провальный «Шоугёлз». Последний стал первой ласточкой в череде провалов Пола Веховена. Его «Звездный десант» принес сумасшедшие убытки, а «Невидимка» хоть и не стал откровенным провалом в прокате, все же не смог стать новым хитом Пола Верховена и вернуть ему былой статус. Давайте разбираться, почему

Привет киноманам! Довольно легко посчитать, что с 2000 года минуло уже 25 лет. Именно столько времени прошло с последней работы Пола Верховена в жанре фантастики. Конец 80-ых был для него золотым временем. Можно сказать, что Пол Верховен в какой-то степени дважды опередил успех будущего «Терминатора 2»: в 1987 году ему удалось покорить сердца зрителей очеловеченным роботом в своем «Робокопе», а через 3 года он снял фантастический боевик с Арнольдом Шварценеггером «Вспомнить всё», который стал кассовым хитом. После этого Пол Верховен решил покорить другую аудиторию и приковывать зрителей к экрану с помощью женской красоты и обнаженки: он снял супер-успешный секс-триллер «Основной инстинкт» и провальный «Шоугёлз». Последний стал первой ласточкой в череде провалов Пола Веховена. Его «Звездный десант» принес сумасшедшие убытки, а «Невидимка» хоть и не стал откровенным провалом в прокате, все же не смог стать новым хитом Пола Верховена и вернуть ему былой статус. Давайте разбираться, почему же так вышло. Камера, мотор, начали!

Лично я посмотрел «Невидимку» лишь в 2003 году. Помнится, как я вернулся домой с новенькими VHS-кассетами «Халк» и «Невидимка». Скажу сразу – мне фильм тогда очень понравился. Компьютерные спецэффекты будоражили воображение. Научный подход к демонстрации наступления (и снятия) невидимости просто потряс меня. Думаю, для каждого смотревшего «Невидимку» эти эпизоды остались самыми запоминающимися. То, как инъекция вводится в кровеносную систему подопытного и постепенно возвращает ему видимый облик, заслуживает аплодисментов. Вакцина разносится кровью и, шаг за шагом, делает видимым все, чего «коснется». Вначале мы видим всю сосудистую систему подопытного, потом начинают проявляться органы, кости, мышцы и остальные ткани. Высочайшая работа всех, кто был ответственен за эти эпизоды. Сразу понимаешь, что появившиеся компьютерные технологии тогда использовались киношниками с умом, и призваны были впечатлять, даже поражать зрителя. Хочу провести аналогию с «Мумией» 1999 года – когда Имхотеп в образе мумии впервые появлялся на экране, примерно в середине фильма, у зрителей отвисала челюсть. «Невидимка» обладает тем же эффектом. Видно, на что были потрачены деньги немалого по тем временам бюджета в 95 млн. долларов. Это больше, чем бюджеты таких фильмов как «Парк юрского периода 2: затерянный мир» (1997г.), «Матрица» (1999г.) или та же «Мумия» (1999г.). В современных же фильмах компьютерная графика стала применяться по принципу «чем больше – тем лучше». Зачем выезжать на живые локации или, не дай бог, специально строить локации? Проще все отснять на зеленом фоне, а потом разукрасить. Причем как можно ярче. Так ведь, Марвел? Так ведь, Дисней?

Заветный момент - подопытная горилла Изабелл возвращена в видимое состояние
Заветный момент - подопытная горилла Изабелл возвращена в видимое состояние

В центре сюжета амбициозный и эгоцентричный ученый исследователь Себастьян Кейн в исполнении Кевина Бейкона. Он руководитель научной группы, работающей на Пентагон. Основное место событий – подземная исследовательская база. Его работа заключалась в поиске способа сделать человека невидимым. Эксперименты на животных удались, но выяснилось, что вернуть видимость значительно сложнее, чем наделить невидимостью. Однако, Себастьян Кейн смог раскусить и этот орех. При этом он не спешит докладывать об успехе руководству в лице военных генералов. Персонаж доктора Кейна во многом похож на более популярного Тони Старка (ака Железный человек). Из-за непомерного эго Себастьян Кейн ставит себя выше окружающих, таргет всеобщего внимания должен быть сфокусирован на нем и его гении. Он не ведет себя с остальными неуважительно или грубо, но его поведение и внешний вид говорят о его нарциссизме. Он ярко выглядит и ездит на Porsche без верха, не давая окружающим не заметить себя. Помимо стремления быть в центре всеобщего внимания, Себастьяну не чужды непристойные наклонности. Он довольно ревностно относится к тому, что у его бывшей пассии, доктора Линды МакКей в исполнении Элизабет Шу, появился новый любовник. Ему нравятся непристойные анекдоты, о он любит понаблюдать из окна за своей соседкой напротив. Соседку, кстати, играет тогда еще непопулярная Рона Митра, красота которой сыграет с ее героиней злую шутку.

Работа Себастьяна Кейна заканчивается тем, что после опытов на обезьянах он самовольно решает стать первым невидимым человеком, прежде, чем предоставлять отчет о проделанной работе руководству. Однако, эксперимент идет не по плану, и, в отличии от обезьян, он не смог вернуть себе видимость. В первую же ночь, проводимую в лаборатории, он застает спящей другую свою коллегу, доктора Сару Кеннеди, и, не долго думая, расстегивает ее блузку. Все эти эпизоды рисуют яркий образ характера Себастьяна Кейна. Персонаж в целом удался Кевину Бейкону прекрасно, что является ценным достижением, поскольку после 33 минуты фильма мы больше не увидим его лица, он останется невидимым. Почему я называю работу Кевина Бейкона в «Невидимке» ценным достижением? Потому что в большинстве случаев зрителю было бы сложно воспринимать характер того, кого не видно на экране. Ведь, если нет лица персонажа, на котором можно было бы видеть его эмоции, то и зрителю не так-то просто испытывать хоть какие-то эмоции относительно этого персонажа. Но Кевину Бейкону хватило 33 минут, что бы максимально ярко представить своего персонажа зрителю. Стоит отметить, что некая озабоченность Себастьяна Кейна, возможно, является зеркалом самого Пола Верховена, поскольку он является автором таких сюжетов, как «Основной инстинкт». Чувствуется, что ему импонируют такие «шаловливые» идеи. Хотя, это, пожалуй, мои домыслы =).

Следующая удача - Себастьяна удалось сделать невидимым. Герои радуются роковому успеху
Следующая удача - Себастьяна удалось сделать невидимым. Герои радуются роковому успеху

Однако, не смотря на прекрасную актерскую игру и великолепные спецэффекты, критики холодно приняли «Невидимку», обеспечив фильму неблагосклонную прессу. Именно этот фактор я считаю главной причиной того, что «Невидимку» можно считать провалом. При бюджете 95 млн. долларов фильм собрал в прокате 190 млн. Сегодня такие цифры можно было бы смело называть кассовым провалом, но в 2000 году фильм как-то окупился… со скрипом. В 2001 году «Невидимка» получил приз зрительских симпатий, но плохая пресса в 2000-ом сделала все, что бы кинозалы наполнились по минимуму. В 2025-ом всем плевать на этих критиков, всемирная сеть без проблем даст исчерпывающую информацию о любой кино-новинке, но в 2000-ом интернет был не таким, как сегодня, все получали информацию из профильных журналов и прочей корреспонденции. Это яркий пример того, как трудоёмкая работа одних людей и потраченные колоссальные деньги становятся жертвой витиеватой бредятины из уст представителей самой ленивой и нетрудозатратной профессии – критиков.

Например, некий Роджер Эберт написал довольно скверную рецензию, где выразил мнение будто «Пол Верховен настолько низкого мнения о своей аудитории, что думает, что все, чего мы хотим, это увидеть (или не увидеть), как невидимка сходит с ума». Роджер Эберт использует тут именно слово «невидимка», забыв, что это, прежде всего человек. Человек, который застрял в своей невидимости. Эксперимент должен был его прославить, но поставил крест на его жизни. И кто после такого не свихнулся бы? Далее Роджер Эберт высказывается по поводу того, что «невидимка не может придумать ничего более интересного, чем шпионить за своей девушкой и нападать на соседку». Но так это же логичное развитие событий – случившееся дает выход демонам Себастьяна Кейна. Так же, как гамма-лучи дали выход Халку, альтер эго скромного и заурядного ученого Брюса Беннера. Себастьян Кейн хотел публичности и всеобщего признания путем проведения невероятного эксперимента, но получил противоположное – анонимность, о существовании которой никто не подозревает. Он задается максимально верным, хоть и пугающим, вопросом перед тем, как напасть на свою соседку – а кто узнает? И верно – что она могла бы сказать, придя в полицию? «На меня напал кто-то невидимый?» К тому же речь шла бы о сексуальном насилии. Девушку приподняла бы на смех жестокая общественность. Я так и вижу заголовки «Я провела ночь с невидимкой» и тому подобное.

Поначалу эксперимент с Себастьяном идет по плану
Поначалу эксперимент с Себастьяном идет по плану

Далее Роджер Эберт задается вопросом, зачем Пентагону строить целую подземную лабораторию ради сомнительного эксперимента? Встречный вопрос – а в каком моменте фильма говорится, что этот комплекс был построен специально для эксперимента Себастьяна Кейна? И где проводить подобные эксперименты Пентагону, в школьной лаборатории что ли? Кажется, Роджер Эберт сам себя возомнил сценаристом и автором небылиц. Далее Роджер уверен, что Пентагон не нуждался бы в невидимках, ведь их легко обнаружат датчики движения и тепла. Роджер, дружище, датчик движения должен видеть движение, а невидимку не видно… достраиваем логическую цепочку. А по поводу тепловизоров – тут Роджер снова «в яблочко». Конечно! Ведь каждый угол любого здания оборудован тепловизором. В общем, я читал рецензию Роджера Эберта на его личном сайте и от души смеялся над тем, как человек заигрался со своим «гением». А ведь он в этом же упрекает персонажа Кевина Бейкона. В завершении своей, прости господи, рецензии Роджер Эберт советует Полу Верховену самому сделать инъекцию. Мистер Эберт, инъекция нужна была вам, когда вы писали свою чушь. Инъекция здравомыслия.

Помимо Роджера Эберта, некий А.О. Скотт из New York Times «прокатился» по «Невидимке» своей писаниной. Этот гений мысли даже аргументировать ничего не стал. Он просто пересказал события фильма и смеялся над ними на каждом шагу. Мистер Скотт, таких «критиков» как вы полон интернет в комментариях к любому посту. Самое простое – это написать «фильм – г…но». А побольше аргументов можно было? Или ваше мнение – библейская истина, которую нужно воспринимать на веру? Например, А.О. Скотт посмеялся над образом Себастьяна Кейна, типа не так выглядит выдающийся ученый. Он задается вопросом, когда это ученые сменили белые халаты и очки в тяжелой оправе на черные кожаные пальто и Porsche? Мистер Скотт, когда в следующий раз киноиндустрии понадобится максимально душный, клишированный и неинтересный персонаж, вас обязааааательно пригласят в качестве консультанта!

Невидмый взгляд Себастьяна становится "плотоядным"...
Невидмый взгляд Себастьяна становится "плотоядным"...

В общем, в сторону, бездарные писаки! В дело вступает самый объективный критик – Токсичный зритель =). Конечно же, фильм не лишен недостатков. И самый главный из них – финальный экшен. Словно всё ради того, чтобы показать деньги на экране. У создателей фильма оказалась в руках выдающая технология компьютерной графики, и они предпочли в финале отдать приоритет ей, но не тому, чтобы логично и реалистичной написать концовку истории. Тут нам покажут облитого кровью невидимку, горящего невидимку, невидимку под струями пожарной системы и даже невидимку без верхних тканей тела. Только вот Себастьян Кейн приобрел невидимость, но не супер-силы. В определенный момент героиня Элизабет Шу по чем зря обливает Себастьяна с ног до головы из самодельного огнемета. После чего, кричащий Себастьян руками срывает с себя всю горящую одежду и маску (!), с него полностью осыпается пепел, подобно тому, как мы стряхиваем с себя снег, и он снова становится полностью здоров и боеспособен. Это выглядит нереально. После обгорания персонаж Джоша Бролина толкает Себастьяна на электрощиток, и последнего бьет током. Странно, что только его, поскольку оба стоят на одном залитом водой полу. Но и это не убивает Себастьяна, ведь он нападет на спасавшихся снова. В те годы почти все голливудские блокбастеры грешили нереалистичным финальным экшеном, и «Невидимка» не стал исключением. Но поскольку в остальном фильм является довольно умным и реалистичным, подобная концовка несколько рушит атмосферу и оставляет после себя налет сомнительности. В остальном фильм очень хорош, он не заслужил тех «отзывов», которыми его осыпали после премьеры.

Ни дождь, ни ветер, ни мороз... Не смогут остановить Себастьяна. Точнее, ни поджег из огнемета, ни удар током
Ни дождь, ни ветер, ни мороз... Не смогут остановить Себастьяна. Точнее, ни поджег из огнемета, ни удар током

Но имеем, что имеем – все эти заигравшиеся писаки вбили по гвоздю в крышку гроба «Невидимки». Однако, наступили времена, когда писанина этих «экспертов» имеет вес куриного пера, не более. И к лучшему. По моему убеждению, Полу Верховену удалось снять очень качественный научно-фантастический триллер с великолепными спецэффектами и отличной актерской игрой. В первую очередь игрой Кевина Бэйкона. Устарел ли фильм спустя 25 лет? Нет, не устарел. «Невидимка» уверенно держит зрителя у экрана. Фильм на голову выше обилия слешеров и до сих пор остается вполне самобытным, не имея, по сути аналогов. «Невидимка» значительно умнее и изобретательнее. Фильм без сомнения заслуживает места в вашей коллекции. От меня 8 баллов из 10.

Друзья, оставляйте Ваше мнение о фильме в комментариях. Смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Вы знаете – какое). Не прощаюсь…