Из всех серийных фильмов 2025 года “Хроники русской революции” Андрея Кончаловского вызвал, пожалуй, самое большое обсуждение, если не осуждение и непонимание. Сериал представляет собой некие фантазии режиссёра на тему русской революции, демонстрируя попытку свергнуть титана Ленина с его величественного пьедестала и в то же время фильм не размазывает вождя “на сковородке”, а признаёт его заслуги. Что ж, немало сюрпризов принёс скандальный сериал зрителю. С позиций строгого судьи, это, разумеется, не настоящие драматические хроники русской революции, сходные с романами Алексея Толстого ”Хождение по мукам” и “Тихий Дон” Михаила Шолохова. Об этом как-то даже скучно говорить. Тем не менее претензия на что-то общее с классикой есть. Например, попытка нарисовать судьбу человека. Примечательно, что наибольшее число в поисковых интернет-запросах выпадает не на долю забавного вождя октябрьского переворота и даже не долю матерого злодея-эсера Лютера, а на пианиста-революционера Алексея Тихомирова.
Алексей Тихомиров - кто это
Моим отправным пунктом для обсуждения тайн сериала является утверждение о том, что у Алексея Тихомирова нет исторического прототипа. Это даже не многоликий собирательный персонаж в отличие от Лютера и Михаила Прохорова. О прототипах этих героев я рассказываю в другом очерке. Внешняя задача образа Алексея показать эволюцию взглядов интеллигента на эпохальном промежутке времени. Сначала Тихомиров был эсером-террористом, стал ленинцем, был творческим человеком – подчинился воле партии,был соратником Ленина - стал служить Сталину. Впрочем, дидактический, надуманный характер персонажа вовсе ещё не означает, что у Алексея Тихомирова вовсе нет прототипов. Наоборот, на эту роль годится один, очень живой человек, и это сам Андрей Кончаловский, вернее, его фантазия о себе в предложенных обстоятельствах места и времени. Например, наиболее яркая фантазия выдает мнение, что, например, в июльские дни 17-го Андрей встал бы на сторону незамедлительного восстания против Временного правительства (см. пояснения к кадру ниже).
Заглянем в биографию режиссера, родившегося в 1937 году. В 1952 году Андрей Сергеевич окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского, в 1957 году — Академическое музыкальное училище при МГК. В 1957–1959 годах учился в Московской консерватории по классу фортепиано. Кончаловский: “Я должен был стать пианистом — этого очень хотела моя мама. Но не стал….Каждый фильм строится как музыкальное произведение: оно должно быть текучим. Большое кино — это музыка изображения”. Что ж, творческую свободу бывший пианист Кончаловский обрел в кинематографе, а его слепок Тихомиров - в революции. Своеобразным антиманифестом этой свободы становится бессмысленное убийство пришедшим ни с того, ни с сего в ярость Тихомировым - городской сумасшедшей, читающей стихи Волошина. Это как бы символ вседозволенности революции (и кино), но в силу искусственности ситуации, эта сцена так же малохудожественна, как и не документальна. Не было профессиональных пианистов (музыкантов), к их чести, ни в среде эсеров-террористов, ни в ближнем окружении Ленина, хотя последний музыку любил.
Откуда взялась Ариадна Славина
Внутренние переживания Тихомирова помогает показать другой вымышленный персонаж сериала – Ариадна Славина, которую играет Юлия Высоцкая – (Кончаловская). Противостояние этих персонажей является сквозным для сериала, выступает творческой подпиткой создателя кино. Не даром роковая женщина Славина много старше Тихомирова, - что может быть сильнее ностальгии по юности у пожившего человека со своими думами и проблемами на пьедестале элит?
Впрочем, у Славиной есть хотя бы намек на прототип – это Мария Закревская-Будберг (1892-1974). Максим Горький называл её железной женщиной, для сценаристов же всех мастей этот персонаж – горячая штучка, или бомба. Славина становится секретарем Горького в 1917, Мария (Мура) знакомится с писателем в 1919, становится его секретарем, а затем гражданской женой. Другим пересечением является то обстоятельство, что и киноАриадна, и Мария являются любовницами главы британской миссии Локкарта. Локкарт и высвобождает настоящую Марию из ЧК в 1918г., а не Горький. К тому же Закревская после ареста становится и любовницей чекиста Петерса (1886-1938), одного из прототипов эсера Лютера, в связь с которым Славина иллюстрирует ещё в 1905г.
Компрометация соперников Сталина в партии
Вполне естественно, что обсуждаемый сериал своей попыткой вычурного осмысления русской революции вызвал шквал критики, в первую очередь, “красной” аудитории, ностальгирующей добрым словом по золотым временам СССР. Между тем, ещё одной тайной Хроник является, что своей шаржевой несерьёзной манерой представления Ленина хроники преподносят “неокоммунистической” аудитории скорее подарок. В ключевых, болезненных вопросах Кончаловский делает как раз большие уступки поклонникам Ленина-Сталина. Думаю, что это вытекает из его боязни потревожить кого-то по-настоящему. Уж лучше пусть в массах обсуждают роль Юлии Высоцкий. А кто умный, сам поймёт. Вы не заметили, что одним из положительных героев сериала является верный, белый и пушистый ленинец Сталин, он здесь, как всегда, и мудрый, и не жестокий, и тактичный?! Например, в 16 серии мы видим сцену предъявления Сталина компромата членам Политбюро в 1923г.. Всех присутствующих пятерых товарищей в этой сцене Сталин впоследствии физически уничтожит. Это верно, даже если учесть то обстоятельство, что Бухарин в 1923г. членом Политбюро ещё не был, а вместо него должен был бы здесь присутствовать будущий враг народа Томский.
Ладно, кто помнит сейчас о Томском? Главное, что показывает эта сцена! Что у всех этих партийных деятелей рыльце (кроме Бухарина) было в пушку, а потому не так уж был несправедлив к ним Сталин! Иначе зачем режиссер придумал наличие у Льва Каменева зарубежных счетов в Швейцарии? К чему председателя СНК Рыкова обвинять в том, что он вывез на 5 млн долл. золота на свой личный счет в США? Это золото из СССР поступило в 1928г в США для расчета по оплате импортной техники, а вовсе не на личный счет Рыкова. В 1929г. Сталин обвинял Рыкова не в краже, а в том, что эта операция была проведена без санкций Политбюро (ЦК). Кто ж знал тогда, что Банк де Франс предъявит претензии на это золото, и его возвращение на родину из США пройдет с приключениями? По паровозной сделке в Швеции, надо заметить, что возможные подозрения в коррупции Троцкого возведены в этой сцене в непреложный факт. Но между прочим, эта сделка получила одобрение и поддержку Ленина в 1920г. Другими словами, сама паровозная сделка проводилась, возможно, в обеспечение тайных политических соглашений верхушки большевиков. Единственная реальная претензия высказывается в адрес Зиновьева, который потратил 200 тыс. марок под личные (представительские) нужды по линии Коминтерна. В сериале эта цифра увеличена до 0,5 млн марок золотом.
Ключевой вопрос - был ли Ленин немецким агентом или получал деньги от Германии
Вторая услуга, которую оказал Кончаловский коммунистам, касается сокрытия связей Ленина с немцами. Проделан этот трюк с помощью политическое прозрение главного героя сериала полковника Михаила Прохорова, переходящего вдруг на сторону большевиков. В историческом плане сериал принципиально искажает роль петроградской контрразведки, активно собирающей сведения о связи лидера большевиков с немцами. В критический момент июльского кризиса 1917 года некоторая часть собранных сведений о национальном предательстве большевиков, может, самых кричащих, была передана в печать. Ещё ранее они были рассказаны солдатам петроградского гарнизона, что изменило их настроения. Перед лицом серьезных обвинений Ленину пришлось скрываться. Что пришлось сделать Кончаловскому, чтобы избегнуть ожесточённой критики? Контрразведчик Батюшин показывает расписки ленинских агентов в получении немецких денег в Стокгольме и письмо немецкого посла Людендорфа (на самом деле не посла, а зам. начальника герм. Генерального Штаба -О.Д.), переданные английской разведкой. Генерал требует передать это в утреннюю печать. Прохоров говорит только одно слово, которое жаждет услышать многомиллионная аудитория – Фальшивки! Увы, статья «Ленин, Ганецкий и Ко — шпионы!», опубликованная 5/18 июля 1917г. в газете “Живое слово” не была фальшивкой, по крайней мере, русские контрразведчики так не считали.
К сожалению, расписок ленинских агентов в контрразведке не было. Были наблюдения за раздачей денег солдатам, были отобранные у арестованных солдат и матросов фальшивые деньги, изготовленные в Германии, были перехваченные телеграммы немецких агентов, свидетельствующих о переговорах с Лениным, были перехваченные письма немецкому агенту Парвусу, написанные рукой Ленина. Для печати тогда выбрали только краткую выжимку из всего имеющегося и показания прапорщика Ермоленко, которые допрашивался, кстати, не петроградской контрразведкой. Обо всём этом можно прочитать в воспоминаниях полк. Б.В.Никитина, главы петроградской контрразведки (а не Батюшина) в 1917г. Как правило, красные агитаторы в громких статьях типа “Несуществующие “деньги Ленина” ссылаются на эти воспоминания очень и очень выборочно, пытаясь громко утверждать, что связей Ленина с Германией не было.
Что ж, не они не первые. Телеграмма зам.министра иностранных дел Германии Bussche послу в Копенгаген 18 августа 1917 гласит: “Подозрение, что Ленин немецкий агент, было энергично парировано в Швеции и Швейцарии по нашему наущению. Таким образом влияние сообщений на этот счёт предположительно сделанные немецкими офицерами [Генштаба агенту -пленному прапорщику Ермоленко] рассеяно. Утверждение, сделанное Хаазе (депутатом Рейхстага), [что Парвус (Гельфанд) является посредником между правительством Германии и большевиками], опровергнуто.” Итак, режиссер сериала предпочел транслировать российской аудитории официальную позицию германского МИДА в 1917 году и известную отговорку – нет расписки в получении денег – нет и доказательств.
Переход Прохорова на сторону большевиков
Чтобы Прохоров не выглядел белой вороной, пошедшей к большевикам, ужаснувшись восстановлением смертной казни на фронте Корниловым, в сериале задействованы реальные фигуры генералов Маниковского, Самойло и Потапова, перекинувшихся на сторону советской власти. В сериале они являются пред глазами Сталина и Дзержинского летом 1917 года и предлагают свои услуги в госперевороте с целью сделать монархом Ленина. Само по себе это бред.
Но генерал-квартирмейстер Главного управления Генерального штаба Потапов действительно летом 1917 года – ещё до октябрьского переворота - предложил свои услуги через М.С.Кедрова большевикам и контактировал с членом военно-революционного комитета Подвойским. Поскольку Потапов общался с контрразведкой и знал в общих чертах о её изысканиях против Ленина, я бы предложил сюжет, когда генерал-квартирмейстер помогает замести следы связи немцев с большевиками. Ничем не хуже фантазий Кончаловского), хотя за такую могут прилететь настоящие камни. Проще сказать - Какая разница с чьей помощью гений Ленина сотворил великие дела?
Продолжение по темам сериала, возможно, следует
Очерк включен в подборки Исторические сериалы и Революция и гражданская война блога Друг Истории.
Признателен за лайки, подписку и донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №393, следите за анонсами публикаций - на Tелеграмм канал Друг Истории и в группе ВК