Найти в Дзене
Друг Истории

Секреты сериала ”Хроники русской революции”. Флирт с подсознанием. - Чужой среди своих, свой среди чужих

Из всех серийных фильмов 2025 года “Хроники русской революции” Андрея Кончаловского вызвал, пожалуй, самое большое обсуждение, если не осуждение и непонимание. Сериал представляет собой некие фантазии режиссёра на тему русской революции, демонстрируя попытку свергнуть титана Ленина с его величественного пьедестала и в то же время фильм не размазывает вождя “на сковородке”, а признаёт его заслуги. Что ж, немало сюрпризов принёс скандальный сериал зрителю. С позиций строгого судьи, это, разумеется, не настоящие драматические хроники русской революции, сходные с романами Алексея Толстого ”Хождение по мукам” и “Тихий Дон” Михаила Шолохова. Об этом как-то даже скучно говорить. Тем не менее претензия на что-то общее с классикой есть. Например, попытка нарисовать судьбу человека. Примечательно, что наибольшее число в поисковых интернет-запросах выпадает не на долю забавного вождя октябрьского переворота и даже не долю матерого злодея-эсера Лютера, а на пианиста-революционера Алексея Тихомиро
Оглавление

Из всех серийных фильмов 2025 года “Хроники русской революции” Андрея Кончаловского вызвал, пожалуй, самое большое обсуждение, если не осуждение и непонимание. Сериал представляет собой некие фантазии режиссёра на тему русской революции, демонстрируя попытку свергнуть титана Ленина с его величественного пьедестала и в то же время фильм не размазывает вождя “на сковородке”, а признаёт его заслуги. Что ж, немало сюрпризов принёс скандальный сериал зрителю. С позиций строгого судьи, это, разумеется, не настоящие драматические хроники русской революции, сходные с романами Алексея Толстого ”Хождение по мукам” и “Тихий Дон” Михаила Шолохова. Об этом как-то даже скучно говорить. Тем не менее претензия на что-то общее с классикой есть. Например, попытка нарисовать судьбу человека. Примечательно, что наибольшее число в поисковых интернет-запросах выпадает не на долю забавного вождя октябрьского переворота и даже не долю матерого злодея-эсера Лютера, а на пианиста-революционера Алексея Тихомирова.

Алексей Тихомиров - кто это

Пианиста Тихомирова сыграл Никита Каратаев. 1 серия
Пианиста Тихомирова сыграл Никита Каратаев. 1 серия

Моим отправным пунктом для обсуждения тайн сериала является утверждение о том, что у Алексея Тихомирова нет исторического прототипа. Это даже не многоликий собирательный персонаж в отличие от Лютера и Михаила Прохорова. О прототипах этих героев я рассказываю в другом очерке. Внешняя задача образа Алексея показать эволюцию взглядов интеллигента на эпохальном промежутке времени. Сначала Тихомиров был эсером-террористом, стал ленинцем, был творческим человеком – подчинился воле партии,был соратником Ленина - стал служить Сталину. Впрочем, дидактический, надуманный характер персонажа вовсе ещё не означает, что у Алексея Тихомирова вовсе нет прототипов. Наоборот, на эту роль годится один, очень живой человек, и это сам Андрей Кончаловский, вернее, его фантазия о себе в предложенных обстоятельствах места и времени. Например, наиболее яркая фантазия выдает мнение, что, например, в июльские дни 17-го Андрей встал бы на сторону незамедлительного восстания против Временного правительства (см. пояснения к кадру ниже).

Тихомиров: "Это я написал листовку. Это моя идея." Тихомиров признается Ленину, что это он написал листовку с призывом к восстанию. Точно неизвестно, кто кинул в массы тогда воззвание - Сталин или Багдатьев, а их бессмысленно вписывать в прототипы пианиста. Главное, что режиссер затушевывает (не озвучивает) ту мысль, что Ленин был  тогда против восстания, поскольку на фронте шло наступление против немцев, а Владимир Ильич не хотел  прослыть национал-предателем. Большевики ждали провала военных планов Керенского, а тут не вовремя восстание. В роли Подвойкого - Алексей Кирсанов.10 серия
Тихомиров: "Это я написал листовку. Это моя идея." Тихомиров признается Ленину, что это он написал листовку с призывом к восстанию. Точно неизвестно, кто кинул в массы тогда воззвание - Сталин или Багдатьев, а их бессмысленно вписывать в прототипы пианиста. Главное, что режиссер затушевывает (не озвучивает) ту мысль, что Ленин был тогда против восстания, поскольку на фронте шло наступление против немцев, а Владимир Ильич не хотел прослыть национал-предателем. Большевики ждали провала военных планов Керенского, а тут не вовремя восстание. В роли Подвойкого - Алексей Кирсанов.10 серия
В июльские дни многие демонстрации носили вооруженный характер и чаша весов относительно власти в Петрограде колебалась
В июльские дни многие демонстрации носили вооруженный характер и чаша весов относительно власти в Петрограде колебалась

Заглянем в биографию режиссера, родившегося в 1937 году. В 1952 году Андрей Сергеевич окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского, в 1957 году — Академическое музыкальное училище при МГК. В 1957–1959 годах учился в Московской консерватории по классу фортепиано. Кончаловский: “Я должен был стать пианистом — этого очень хотела моя мама. Но не стал….Каждый фильм строится как музыкальное произведение: оно должно быть текучим. Большое кино — это музыка изображения”. Что ж, творческую свободу бывший пианист Кончаловский обрел в кинематографе, а его слепок Тихомиров - в революции. Своеобразным антиманифестом этой свободы становится бессмысленное убийство пришедшим ни с того, ни с сего в ярость Тихомировым - городской сумасшедшей, читающей стихи Волошина. Это как бы символ вседозволенности революции (и кино), но в силу искусственности ситуации, эта сцена так же малохудожественна, как и не документальна. Не было профессиональных пианистов (музыкантов), к их чести, ни в среде эсеров-террористов, ни в ближнем окружении Ленина, хотя последний музыку любил.

Тихомиров убивает сумасшедшую в июле 1918г. В роли Ариадны Славиной - Юлия Высоцкая. 14 серия
Тихомиров убивает сумасшедшую в июле 1918г. В роли Ариадны Славиной - Юлия Высоцкая. 14 серия

Откуда взялась Ариадна Славина

Внутренние переживания Тихомирова помогает показать другой вымышленный персонаж сериала – Ариадна Славина, которую играет Юлия Высоцкая – (Кончаловская). Противостояние этих персонажей является сквозным для сериала, выступает творческой подпиткой создателя кино. Не даром роковая женщина Славина много старше Тихомирова, - что может быть сильнее ностальгии по юности у пожившего человека со своими думами и проблемами на пьедестале элит?

Зинаида Тихомирова (Наталья Благих):  Ариадна, я  прошу вас отстранить от себя мальчика. 1 серия
Зинаида Тихомирова (Наталья Благих): Ариадна, я прошу вас отстранить от себя мальчика. 1 серия

Впрочем, у Славиной есть хотя бы намек на прототип – это Мария Закревская-Будберг (1892-1974). Максим Горький называл её железной женщиной, для сценаристов же всех мастей этот персонаж – горячая штучка, или бомба. Славина становится секретарем Горького в 1917, Мария (Мура) знакомится с писателем в 1919, становится его секретарем, а затем гражданской женой. Другим пересечением является то обстоятельство, что и киноАриадна, и Мария являются любовницами главы британской миссии Локкарта. Локкарт и высвобождает настоящую Марию из ЧК в 1918г., а не Горький. К тому же Закревская после ареста становится и любовницей чекиста Петерса (1886-1938), одного из прототипов эсера Лютера, в связь с которым Славина иллюстрирует ещё в 1905г.

Славина при аресте в английском посольстве: Ну, наконец, мы вместе все втроем.. В ночь на 1 сентября 1918 года отряд чекистов под руководством коменданта Кремля Малькова  делал в квартире  Локкарта обыск и в его спальне обнаружил и арестовал Марию Закревскую. В кино совместили перестрелку в посольстве с частной квартирой.  В роли Михаила Прохорова  - Юра Борисов
Славина при аресте в английском посольстве: Ну, наконец, мы вместе все втроем.. В ночь на 1 сентября 1918 года отряд чекистов под руководством коменданта Кремля Малькова делал в квартире Локкарта обыск и в его спальне обнаружил и арестовал Марию Закревскую. В кино совместили перестрелку в посольстве с частной квартирой. В роли Михаила Прохорова - Юра Борисов
Горький  (Евгений Смирнов-Иваницкий) встречает Славину у дверей ЧК. В 1919 Горький помогал освободить М.Закревскую из под ещё одного (второго) ареста
Горький (Евгений Смирнов-Иваницкий) встречает Славину у дверей ЧК. В 1919 Горький помогал освободить М.Закревскую из под ещё одного (второго) ареста
Максим Горький  с гражданской женой Марией Закревской-Будберг
Максим Горький с гражданской женой Марией Закревской-Будберг

Компрометация соперников Сталина в партии

Вполне естественно, что обсуждаемый сериал своей попыткой вычурного осмысления русской революции вызвал шквал критики, в первую очередь, “красной” аудитории, ностальгирующей добрым словом по золотым временам СССР. Между тем, ещё одной тайной Хроник является, что своей шаржевой несерьёзной манерой представления Ленина хроники преподносят “неокоммунистической” аудитории скорее подарок. В ключевых, болезненных вопросах Кончаловский делает как раз большие уступки поклонникам Ленина-Сталина. Думаю, что это вытекает из его боязни потревожить кого-то по-настоящему. Уж лучше пусть в массах обсуждают роль Юлии Высоцкий. А кто умный, сам поймёт. Вы не заметили, что одним из положительных героев сериала является верный, белый и пушистый ленинец Сталин, он здесь, как всегда, и мудрый, и не жестокий, и тактичный?! Например, в 16 серии мы видим сцену предъявления Сталина компромата членам Политбюро в 1923г.. Всех присутствующих пятерых товарищей в этой сцене Сталин впоследствии физически уничтожит. Это верно, даже если учесть то обстоятельство, что Бухарин в 1923г. членом Политбюро ещё не был, а вместо него должен был бы здесь присутствовать будущий враг народа Томский.

Заседание Политбюро в 1923. Вместо Бухарина (Дмитрий Тихонов) должен быть Томский. Сталин (Тимофей Окроев), Троцкий (Николай Куглянт), Лев Каменев (Андрей Вальц), Зиновьев (Александр Горелов), Рыков (Андрей Кирьян)
Заседание Политбюро в 1923. Вместо Бухарина (Дмитрий Тихонов) должен быть Томский. Сталин (Тимофей Окроев), Троцкий (Николай Куглянт), Лев Каменев (Андрей Вальц), Зиновьев (Александр Горелов), Рыков (Андрей Кирьян)

Ладно, кто помнит сейчас о Томском? Главное, что показывает эта сцена! Что у всех этих партийных деятелей рыльце (кроме Бухарина) было в пушку, а потому не так уж был несправедлив к ним Сталин! Иначе зачем режиссер придумал наличие у Льва Каменева зарубежных счетов в Швейцарии? К чему председателя СНК Рыкова обвинять в том, что он вывез на 5 млн долл. золота на свой личный счет в США? Это золото из СССР поступило в 1928г в США для расчета по оплате импортной техники, а вовсе не на личный счет Рыкова. В 1929г. Сталин обвинял Рыкова не в краже, а в том, что эта операция была проведена без санкций Политбюро (ЦК). Кто ж знал тогда, что Банк де Франс предъявит претензии на это золото, и его возвращение на родину из США пройдет с приключениями? По паровозной сделке в Швеции, надо заметить, что возможные подозрения в коррупции Троцкого возведены в этой сцене в непреложный факт. Но между прочим, эта сделка получила одобрение и поддержку Ленина в 1920г. Другими словами, сама паровозная сделка проводилась, возможно, в обеспечение тайных политических соглашений верхушки большевиков. Единственная реальная претензия высказывается в адрес Зиновьева, который потратил 200 тыс. марок под личные (представительские) нужды по линии Коминтерна. В сериале эта цифра увеличена до 0,5 млн марок золотом.

Ключевой вопрос - был ли Ленин немецким агентом или получал деньги от Германии

Прохоров: Фальшивки! Батюшину (Владимир Майзингер): А мне плевать! "Плевать" и Кончаловскому  на достоверность показанной ситуации. Здесь сознательно (в угоду "массам") искажена работа петроградской  контрразведки по поиску материалов против Ленина.
Прохоров: Фальшивки! Батюшину (Владимир Майзингер): А мне плевать! "Плевать" и Кончаловскому на достоверность показанной ситуации. Здесь сознательно (в угоду "массам") искажена работа петроградской контрразведки по поиску материалов против Ленина.
Прохоров: У тебя откуда это? Манасевич-Мануйлов (Дмитрий Костяев). Чтобы "скомпрометировать" материалы контрразведки против Ленина, Кончаловский привлекает художественно фигуру авантюриста Мануйлова, который вовсе не был задействован в этой истории
Прохоров: У тебя откуда это? Манасевич-Мануйлов (Дмитрий Костяев). Чтобы "скомпрометировать" материалы контрразведки против Ленина, Кончаловский привлекает художественно фигуру авантюриста Мануйлова, который вовсе не был задействован в этой истории

Вторая услуга, которую оказал Кончаловский коммунистам, касается сокрытия связей Ленина с немцами. Проделан этот трюк с помощью политическое прозрение главного героя сериала полковника Михаила Прохорова, переходящего вдруг на сторону большевиков. В историческом плане сериал принципиально искажает роль петроградской контрразведки, активно собирающей сведения о связи лидера большевиков с немцами. В критический момент июльского кризиса 1917 года некоторая часть собранных сведений о национальном предательстве большевиков, может, самых кричащих, была передана в печать. Ещё ранее они были рассказаны солдатам петроградского гарнизона, что изменило их настроения. Перед лицом серьезных обвинений Ленину пришлось скрываться. Что пришлось сделать Кончаловскому, чтобы избегнуть ожесточённой критики? Контрразведчик Батюшин показывает расписки ленинских агентов в получении немецких денег в Стокгольме и письмо немецкого посла Людендорфа (на самом деле не посла, а зам. начальника герм. Генерального Штаба -О.Д.), переданные английской разведкой. Генерал требует передать это в утреннюю печать. Прохоров говорит только одно слово, которое жаждет услышать многомиллионная аудитория – Фальшивки! Увы, статья «Ленин, Ганецкий и Ко — шпионы!», опубликованная 5/18 июля 1917г. в газете “Живое слово” не была фальшивкой, по крайней мере, русские контрразведчики так не считали.

Знаменитая статья об измене  Ленина в газ.Живое слово, которую больше 100 лет пытаются из всех сил скомпрометировать в том числе профессора, придираясь к деталям и вопросам о том, кто такой этот прапорщик Ермоленко, чтобы ему немцы при вербовке выдавали фамилию Ленина. Кончаловский присоединяется к массе защитников вождя.
Знаменитая статья об измене Ленина в газ.Живое слово, которую больше 100 лет пытаются из всех сил скомпрометировать в том числе профессора, придираясь к деталям и вопросам о том, кто такой этот прапорщик Ермоленко, чтобы ему немцы при вербовке выдавали фамилию Ленина. Кончаловский присоединяется к массе защитников вождя.

К сожалению, расписок ленинских агентов в контрразведке не было. Были наблюдения за раздачей денег солдатам, были отобранные у арестованных солдат и матросов фальшивые деньги, изготовленные в Германии, были перехваченные телеграммы немецких агентов, свидетельствующих о переговорах с Лениным, были перехваченные письма немецкому агенту Парвусу, написанные рукой Ленина. Для печати тогда выбрали только краткую выжимку из всего имеющегося и показания прапорщика Ермоленко, которые допрашивался, кстати, не петроградской контрразведкой. Обо всём этом можно прочитать в воспоминаниях полк. Б.В.Никитина, главы петроградской контрразведки (а не Батюшина) в 1917г. Как правило, красные агитаторы в громких статьях типа “Несуществующие “деньги Ленина” ссылаются на эти воспоминания очень и очень выборочно, пытаясь громко утверждать, что связей Ленина с Германией не было.

Книга воспоминаний контрразведчика Никитина "Роковые годы" о деле против большевиков и немцах издана. Рекомендую читать её, а не пристрастных интрепретаторов.
Книга воспоминаний контрразведчика Никитина "Роковые годы" о деле против большевиков и немцах издана. Рекомендую читать её, а не пристрастных интрепретаторов.

Что ж, не они не первые. Телеграмма зам.министра иностранных дел Германии Bussche послу в Копенгаген 18 августа 1917 гласит: “Подозрение, что Ленин немецкий агент, было энергично парировано в Швеции и Швейцарии по нашему наущению. Таким образом влияние сообщений на этот счёт предположительно сделанные немецкими офицерами [Генштаба агенту -пленному прапорщику Ермоленко] рассеяно. Утверждение, сделанное Хаазе (депутатом Рейхстага), [что Парвус (Гельфанд) является посредником между правительством Германии и большевиками], опровергнуто.” Итак, режиссер сериала предпочел транслировать российской аудитории официальную позицию германского МИДА в 1917 году и известную отговорку – нет расписки в получении денег – нет и доказательств.

Переписка  немецкого МИД по поводу перепубликации материалов  о немецких связях Ленина в кадетской газ.Речь 7/20 июля 1917. Ист.  “Germany and the Revolution in Russia: 1915-1918, Documents from the Archives of the German Foreign Ministry, By: Anthony Bohuslav Zeman”
Переписка немецкого МИД по поводу перепубликации материалов о немецких связях Ленина в кадетской газ.Речь 7/20 июля 1917. Ист. “Germany and the Revolution in Russia: 1915-1918, Documents from the Archives of the German Foreign Ministry, By: Anthony Bohuslav Zeman”

Переход Прохорова на сторону большевиков

Чтобы Прохоров не выглядел белой вороной, пошедшей к большевикам, ужаснувшись восстановлением смертной казни на фронте Корниловым, в сериале задействованы реальные фигуры генералов Маниковского, Самойло и Потапова, перекинувшихся на сторону советской власти. В сериале они являются пред глазами Сталина и Дзержинского летом 1917 года и предлагают свои услуги в госперевороте с целью сделать монархом Ленина. Само по себе это бред.

Переговоры генералов со Сталиным и Дзержинским(Евгений Ратьков) придуманы. В роли Маниковского (Пётр Олев), Самойло (Олег Кузнецов),Потапов (Сергей Петров)
Переговоры генералов со Сталиным и Дзержинским(Евгений Ратьков) придуманы. В роли Маниковского (Пётр Олев), Самойло (Олег Кузнецов),Потапов (Сергей Петров)

Но генерал-квартирмейстер Главного управления Генерального штаба Потапов действительно летом 1917 года – ещё до октябрьского переворота - предложил свои услуги через М.С.Кедрова большевикам и контактировал с членом военно-революционного комитета Подвойским. Поскольку Потапов общался с контрразведкой и знал в общих чертах о её изысканиях против Ленина, я бы предложил сюжет, когда генерал-квартирмейстер помогает замести следы связи немцев с большевиками. Ничем не хуже фантазий Кончаловского), хотя за такую могут прилететь настоящие камни. Проще сказать - Какая разница с чьей помощью гений Ленина сотворил великие дела?

Расстрел 5 трусов и убийц офицеров в 10 серии по приказу Корнилова, свидетелем которого стал Прохоров. (Смертная казнь на тот момент была отменена). По замыслу режиссера этот ужас, помимо коррупции, помогает Прохорову перейти  на сторону большевиков и помочь Ленину в дни июльского выступления 1917г.  Трюк кино состоит в том, что Корнилов впервые приказал расстрелять 14 грабителей и убийц мирного населения 9/22 июля уже после "помощи  Прохорова", предупреждающего о постановлении об аресте Ленина 7/20 июля 1917г.
Расстрел 5 трусов и убийц офицеров в 10 серии по приказу Корнилова, свидетелем которого стал Прохоров. (Смертная казнь на тот момент была отменена). По замыслу режиссера этот ужас, помимо коррупции, помогает Прохорову перейти на сторону большевиков и помочь Ленину в дни июльского выступления 1917г. Трюк кино состоит в том, что Корнилов впервые приказал расстрелять 14 грабителей и убийц мирного населения 9/22 июля уже после "помощи Прохорова", предупреждающего о постановлении об аресте Ленина 7/20 июля 1917г.

Продолжение по темам сериала, возможно, следует

Очерк включен в подборки Исторические сериалы и Революция и гражданская война блога Друг Истории.

Признателен за лайки, подписку и донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №393, следите за анонсами публикаций - на Tелеграмм канал Друг Истории и в группе ВК