Найти в Дзене
Забытые моряки

Самое загадочное место в Подмосковье. Что я нашёл.

Когда я впервые залез на тот чердак с фонариком — я понял, что наконец-то добрался до финальной точки расследования. Два года я рыл карты, архивы, старые фотографии, лазил по оврагам, чердакам и руинам. И знаете что? Самое таинственное место в Подмосковье начинает приоткрывать свои тайны. Истра. Истринское водохранилище. Вокруг него много совершенно необыкновенных мест - огромные валы, структурированные водоёмы, строения мощные, но обветшавшие, лачуги с советскими винными погребами и даже античные трактора с надписью US. Ну и конечно Чехов. Его дом стоял на горе и вдруг исчез вместе с горой. Всё здесь подчиняется одному - тому, что здесь происходило в тридцатых. Началось всё с того, что я съехал из Москвы и поселился в посёлке Гидроузла имени Куйбышева. Место тихое, уютное, кирпичные термо-дома. И только спустя месяц я понял, что прямо под моей квартирой стояли бараки Дмитлага, со всей своей вшивостью, теснотой, холодом, голодом и охраной по периметру. Жители гуляют здесь с собаками —

Когда я впервые залез на тот чердак с фонариком — я понял, что наконец-то добрался до финальной точки расследования. Два года я рыл карты, архивы, старые фотографии, лазил по оврагам, чердакам и руинам. И знаете что? Самое таинственное место в Подмосковье начинает приоткрывать свои тайны.

-2

Истра. Истринское водохранилище. Вокруг него много совершенно необыкновенных мест - огромные валы, структурированные водоёмы, строения мощные, но обветшавшие,

-3
-4

лачуги с советскими винными погребами и даже античные трактора с надписью US. Ну и конечно Чехов. Его дом стоял на горе и вдруг исчез вместе с горой. Всё здесь подчиняется одному - тому, что здесь происходило в тридцатых.

Началось всё с того, что я съехал из Москвы и поселился в посёлке Гидроузла имени Куйбышева.

Послёлок Гидроузла имени Куйбышева и Истринское водохранилище
Послёлок Гидроузла имени Куйбышева и Истринское водохранилище

Место тихое, уютное, кирпичные термо-дома. И только спустя месяц я понял, что прямо под моей квартирой стояли бараки Дмитлага, со всей своей вшивостью, теснотой, холодом, голодом и охраной по периметру. Жители гуляют здесь с собаками — а девяносто лет назад тут ходили совсем другие псы. Псы Генриха.

-6

Вот главный истринский пляжу. Люди думают — курорт, сосны, песок. Но весь этот песок привозили заключённые. И когда я нашёл в песке многослойную подошву — типичную лагерную — стало ясно: здесь начинается цепочка задавленных историей следов. Если идти по этой дороге дальше — она буквально прорезает землю. Строили её каторжане Дмитлага, вынимая грунт лопатами. Сейчас это просто тропа на пляж. Тогда — транспортный коридор крупнейшего лагеря ГУЛАГа - Дмитлага. До сих пор эти места хранят свою энергию - вплоть до того, что некоторые лагерные территории также огорожены и даже вышки есть с колючкой, правда современные.

-7

Официальная история строительства Истринской плотины выглядит гладко, как отчёт: «Строительство начато там-то, закончено там-то». На деле — это череда хаоса, переносов, закрытий и решений, которые менялись быстрее, чем успевали рыть землю. Четырые раза переносилось место стройки. И всякий раз удавалось построить очень многое. Например эти валы - два фото ниже. Одно и тол же место с разницей в 90 лет.

-8
-9

Я шёл по берегу Истры от самого гидроузла до монастыря и снова и снова натыкался на этот пруд. С виду обычный. Но именно с него начинались все тектонические события на Истре. Вот фото с разницей в 90 лет. Вот одни и те же фото с разницей в 90 лет.

-10
-11
-12

Этот пруд — не пруд, а вытянутый котлован. Берега — не берега, а дамбы.
А весь рельеф вокруг — результат работы грабарей. Именно здесь — Северный участок строительства. 1929-1932 годы. Заброшенная истринская плотина.

-13

1931 год. Каганович объявляет проект канала Москва–Волга. И по первоначальному варианту вода должна была идти… по долине Истры.Если бы проект Авдеева реализовали — Новоиерусалимский монастырь стоял бы на острове. А большая часть Истры была бы под водой. Стройку у Северного закрыли. Рабочих перевели в Зеленково (южный участок). И часть — к Никулино.

А потом — новый поворот. Проект канала меняют. Истра остаётся без волжской воды. И строительство возле монастыря закрывают. Всех возвращают в Северный. Представьте: бараки разобрали — увезли в Зеленково. Потом приказ — вернуть обратно. Рабочих гоняли по каждому новому приказу, как по шахматной доске.

Участки работ в Северном
Участки работ в Северном
Участки работ в Северном
Участки работ в Северном

А тут появляется комиссия: «Работы выполнены на 10%». И Каганович принимает окончательное решение: строительство Истринской плотины передать ОГПУ. Дмитлаг берёт Истру под контроль.

Зимой 1932–1933 инженеры лагеря приезжают на Истру, и с первого взгляда говорят: Всё, что вы копали здесь три года — закрыть. Плотина должна быть в районе Бужарово. И вот так количество переносов достигает абсурда.

Северный — Никулино — Зеленково — снова Северный — и окончательное место под Бужарово.

НО САМОЕ ГЛАВНОЕ ЧТО ЭТО ТОЛЬКО САМОЕ НАЧАЛО!!!!! Смотрим первую часть фильма "Тайна Истринского водохранилища".