Найти в Дзене
КиноБуква

Поразительная экранизация «Алиса в стране чудес» - как завалить ОГЭ и провалиться в кроличью нору под песни Высоцкого

Поражает в первую очередь тем, как плохо это снято. В 1865 году английский математик и прозаик Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл, пишет удивительную и инновационную во всех смыслах сказку о девочке Алисе, через кроличью нору попадающую в вымышленный мир, населенный странными существами и подчиненный странным законам. История Алисы стала не только классикой, но и одним из лучших образцов литературы в жанре абсурда, в дальнейшем оказав сильнейшее влияние на искусство, и особенно на фэнтези-жанр. Начиная с 1903 года «Алису» многократно экранизировали. Существует около пятидесяти фильмов, мультфильмов и аудио спектаклей. Что-то получалось хорошо, что-то не очень. Но ещё никогда не было так плохо, как сейчас. Мне нравится произведение Кэрролла, потому что оно уникально, нравятся скрытые смысли и аллюзии, нравится безуминка и сюр. А еще я фанат экранизаций Тима Бёртона и наших советских мультфильмов Ефрема Пружанского – могу пересматривать бесконечно. Включив новую «Алису» отечес
Оглавление

Поражает в первую очередь тем, как плохо это снято.

В 1865 году английский математик и прозаик Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл, пишет удивительную и инновационную во всех смыслах сказку о девочке Алисе, через кроличью нору попадающую в вымышленный мир, населенный странными существами и подчиненный странным законам. История Алисы стала не только классикой, но и одним из лучших образцов литературы в жанре абсурда, в дальнейшем оказав сильнейшее влияние на искусство, и особенно на фэнтези-жанр.

Начиная с 1903 года «Алису» многократно экранизировали. Существует около пятидесяти фильмов, мультфильмов и аудио спектаклей. Что-то получалось хорошо, что-то не очень. Но ещё никогда не было так плохо, как сейчас. Мне нравится произведение Кэрролла, потому что оно уникально, нравятся скрытые смысли и аллюзии, нравится безуминка и сюр. А еще я фанат экранизаций Тима Бёртона и наших советских мультфильмов Ефрема Пружанского – могу пересматривать бесконечно.

Включив новую «Алису» отечественного производства, с первых же кадров повеяло ярким взрывом красок. Тим Бёртон, ты ли это? А, нет, показалось. Потому что снять такую дичь – это особый талант нужен.

Вспоминая гениального Кэрролла:

««— Не грусти», — сказала Алисa. — Рано или поздно всё станет понятно, всё станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем всё было нужно, потому что всё будет правильно».

Но в нашей экранизации понятно становится примерно ничего и никогда, зато становится:

«Все чудесатее и чудесатее».

Поразительно, как эта цитата из сказки подходят к сему шедевру.

🎬Алиса в Стране чудес (2025)

Афиша фильма «Алиса в стране чудес», 2025 год, режиссер Юрий Хмельницкий
Афиша фильма «Алиса в стране чудес», 2025 год, режиссер Юрий Хмельницкий

Алисе Королёвой (Анна Пересильд) пятнадцать лет, и она современная московская школьница с современными подростковыми проблемами – первая любовь, дружба и предательство, и, о ужас – экзамен ОГЭ, который Алиса заваливает из-за всех личных передряг.

Живет Алиса с мамой и папой (Ирина Горбачёва и Милош Бикович). Обиженная девочка (мама отругала за ОГЭ) тихо плетется по парку, как вдруг видит нечто скачущее в белом костюме. Это должен быть Кролик, он же Сумасшедший Мартовский Заяц. Но это просто Андрей Федорцов в странном одеянии с накладными зубами.

Вообще тут сразу стоит сказать, что все персонажи-животные – мрак. Впрочем, как всегда. И после фееричных зверей в «Бременских музыкантах» это уже даже не удивляет. Пожалуй, неплох только Сергей Бурунов в образе Синей Гусеницы.

Кролик катится по детской спиралевидной горке и исчезает. Алиса за ним. Попадает в страну чудес, где вроде как по началу есть и «съешь меня», и «выпей меня», а потом что-то сворачивает не туда и начинается бред. Но не тот бред, который задумывал Кэрролл, увы.

В Стране чудес Алиса встречает непонятных персонажей – людей и животных, которые выглядят, как её московские знакомые.

Мама – Красная Королева, папа – Безумный Шляпник, директор школы – Герцогиня (Паулина Андреева), одноклассник Костя Додолев – птица Додо (Олег Савостюк), подруга Вика (Полина Гухман) – Мышь, учитель литературы (Илья Лыков) якобы Чеширский Кот, который в сказочном мире вообще как бы без роли…

Зачем в Страну чудес переместилось полкласса Алисы? К чему вялотекущая любовная линия между Додо и Алисой? Почему Безумный Шляпник – не безумный, а аморфный меланхолик? Почему жители Страны Чудес похожи на аниматоров из не менее провального фильма «Возвращение попугая Кеши»? К чему чехарда с наручными часами Алисы? Алиса тут антипят/антипятка(?)и тот, кто может управлять лавинами. Где, в конце концов, Чеширский Кот???

Гипнотизм, сюрреализм и знаменитые вывернутые цитаты? Не, не слышали. Ощущение, что режиссер сам до конца не понял, что хотел сказать – то ли про подростковые проблемы снимать (почему так невыразительно в таком случае), то ли подражать Бёртону (что получилось не просто плохо, а вообще не получилось), то ли снять нечто по мотивам Кэрролла (тогда где хоть какой-то смысл книги?), то ли угодить поклонникам советского аудио спектакля 1976 года с песнями Высоцкого (тогда на кой ляд эта аранжировка?), то ли это американизированный мюзикл, когда все внезапно подскакивают и начинают петь и танцевать посреди улицы (к сожалению, классические мюзиклы – не самая сильная сторона нашего кинематографа и фильм Юрия Хмельницкого яркое тому подтверждение).

Всё смешалось, люди-кони. Лучше, чем Кэрролл придумать сложно, так зачем было городить огород? Есть готовый сюжет, снимай. Да, пусть Алиса старшеклассница, пусть перенос в современность. Претензии же не в этом.

Как очень хороший утренник в начальной школе – да, вполне. Как экранизация сказки – категорическое нет. Нет ни кэрролловского абсурда, ни безуминки.

Кадр из фильма «Алиса в стране чудес», 2025 год, режиссер Юрий Хмельницкий
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес», 2025 год, режиссер Юрий Хмельницкий

Хорошо, что я не пошла на этот фильм в кино, вряд ли бы досидела. В уютной домашней обстановке можно смело смотреть на перемотке – абсолютно ничего не потеряете, ибо всё уже утеряно до вас – режиссером и бездарным сценарием.

Кто смотрел, есть, что добавить?

Напоминаю, что я пишу ещё в ТГ и ВКонтакте. Подписывайтесь, чтобы не потеряться!