Найти в Дзене

Выставка «Сокровенное — живое» в Зарядье

Всего два маленьких зала, но этого точно хватит для вдохновения. А еще — для получения бесценных знаний: ими делятся на бесплатной экскурсии. Вы знаете, сколько лет матрешке? Оказалось, она не такая древняя, как можно было подумать. Появилась матрешка в конце XIX века — в то время стали искать символ «русскости». Но, правда, при создании матрешки идею переняли. Собирательница предметов народного искусства Елизавета Мамонтова привезла из Японии небольшой сувенир — семь богов счастья. Один бог вставлялся в другого — и так до самого большого. То есть видим знакомый принцип. Роспись первой матрешки была очень простой: крестьянская девочка с двумя косичками, золотым петушком в руке и с белым передником. Ее презентовали на выставке в Париже в 1900 году. Успех был ошеломительный: матрешка завоевала бронзу! Теперь поговорим конкретно про матрешку на фото ниже. Мы живем в мире технологий. Но смотрите: эта железная броня вдруг треснула, и под ней стало виднеться дерево. Оно символизирует наше с

Всего два маленьких зала, но этого точно хватит для вдохновения. А еще — для получения бесценных знаний: ими делятся на бесплатной экскурсии.

Экспозицию создали вокруг части Китайгородской стены, раскопанной в 2015 году
Экспозицию создали вокруг части Китайгородской стены, раскопанной в 2015 году

Вы знаете, сколько лет матрешке? Оказалось, она не такая древняя, как можно было подумать. Появилась матрешка в конце XIX века — в то время стали искать символ «русскости».

Но, правда, при создании матрешки идею переняли. Собирательница предметов народного искусства Елизавета Мамонтова привезла из Японии небольшой сувенир — семь богов счастья. Один бог вставлялся в другого — и так до самого большого. То есть видим знакомый принцип.

Роспись первой матрешки была очень простой: крестьянская девочка с двумя косичками, золотым петушком в руке и с белым передником.

Ее презентовали на выставке в Париже в 1900 году. Успех был ошеломительный: матрешка завоевала бронзу!

Теперь поговорим конкретно про матрешку на фото ниже. Мы живем в мире технологий. Но смотрите: эта железная броня вдруг треснула, и под ней стало виднеться дерево. Оно символизирует наше стремление к природе. От истоков не уйти.

Слишком философски получилось
Слишком философски получилось

Матрешек другого вида разглядываем за следующей витриной. Это подставки под «Алису» или «Марусю». Да, у современных технологий должен быть свой «русский» домик.

Тут же давайте рассмотрим картину с лаптями. Интересно так они висят, правда? Ничего не напоминают? Может, пуанты?

А как вам дизайнерские лапти, что разместились под картиной? В продаже таких еще нет. Но, говорят, это до поры до времени.

В них смешалось все. Внимательно посмотрите: верх — плетение как у настоящих лаптей; стельки — стиральная доска; подошва — «ромбики» по мотивам железобетонного забора серии ПО-2.

Балдею от обилия красок
Балдею от обилия красок

Слышали необычное слово — «этноборды»? Это как скейтборд, но с орнаментом в виде наличника. Прототип каждого этноборда за витриной — реальный наличник в одном из старинных городов России.

Все гениальное просто
Все гениальное просто

Вон как девушки на них «летают»!

Без наличников — никуда. Поэтому они, конечно же, представлены на выставке. Те, что по бокам — сделаны из фетра! С таким необычным материалом для изготовления наличников столкнулась впервые.

Не удивлюсь, если сейчас выбегут девушки в сарафанах и кокошниках
Не удивлюсь, если сейчас выбегут девушки в сарафанах и кокошниках

Немного исторической справки (то, что запомнила из рассказа экскурсовода).

Если на наличниках увидите фараона, знайте — это работа мастеров, живших в XIX веке. В то время в моде среди горожан были фраки и цилиндры. А деревенские резчики перенимали и переосмысляли «городские» мотивы.

Еще на наличниках можно было увидеть львов. Иногда их хвост изображали в виде листьев. Что?! Оказывается, вот почему. Все животные автоматически попадают в рай (да-да, даже хищники). А там, то есть в раю, уже никто никого не ест, все превращаются в веганов. Поэтому листообразный хвост говорил сам за себя: я [лев] не агрессивен.

Кажется, моя футболка вписывается в эту картину)
Кажется, моя футболка вписывается в эту картину)

На переднем плане той же витрины стоят леденцы на палочке. Такими они были не всегда.

В XIV веке конфеты готовили из жженого сахара или патоки с медом и выдавали для лечения болей в горле, добавляя в состав различные целебные травы. И только спустя время леденцы приобрели «петушиную» форму и превратились в любимое лакомство ребятни.

Кадр для иллюстрации взяла с выставки «Свояси».

Мир детства
Мир детства

Идея о том, что леденцы — символ детства прослеживается и в другой работе. Автор поставила палочку от сладости на деревянную крышу дома. А сами леденцы превратила в солнышко.

Тут же стоят фигурки женщин. На Руси тех, кто первым родил мальчика, называли бабами. А тех, кто дочь — молодухами. Звание это было на всю жизнь: второй попытки нет.

Разглядели?
Разглядели?

Подхожу к последней витрине. Ключевая работа — картина «Сон» Натальи Байбековой.

На ней изображена девушка, которой заплетают две косы. Это значит, что она выходит замуж.

Кокошники — отдельное произведение искусства
Кокошники — отдельное произведение искусства

В юные годы девочки ходили с распущенными волосами. Когда девушка достигала брачного возраста, она заплетала одну косу, как знак, что готова искать жениха. Чем длиннее и толще была коса, тем красивее и завиднее считалась девушка. Если же природа не наградила роскошной шевелюрой, девушки шли на различные ухищрения (девочки, такие девочки).

Юноша мог подарить девушке красивую ленту, зачастую красного цвета. Если она была к нему благосклонна, вплетала подарок в косу. Тогда община понимала, что девушка согласна на ухаживания.

Краса
Краса

Ну а когда девушка выходила замуж — как я это уже упомянула — заплетала две косы. Почему? Да потому, что одна коса — свой род, другая коса — род мужа.

А уже после свадьбы волосы убирали под головной убор. Показаться на людях простоволосой считалось большим позором.

Малинки, малинки (знаю, что вы уже мне подпеваете)
Малинки, малинки (знаю, что вы уже мне подпеваете)

Подо что прятали волосы? Например, под кокошники.

Несколько рандомных фактов:

  • Шишак — псковский кокошник, его украшали шишками.
  • Костромские кокошники в высоту были 50 см. Разумеется, носить такие было сложно.

Но дома, наконец, можно расплести косы. Более того, раньше считалось, что супруг должен расчесывать жене волосы, чтобы отношения становились крепче. Мужчины, берем на заметку!

Та самая Китайгородская стена
Та самая Китайгородская стена

Отведем взгляд от картины и посмотрим на передний план. Там стоят головы Царевен Несмеян. Они вращаются вокруг своей оси на 360 градусов, поэтому мы видим то радостную девушку, то девушку со слезинкой на щеках. Кто-нибудь скажет — биполярка. Но здесь про двойственность человеческой души.

Кадр для иллюстрации взяла с выставки «Свояси».

И смешно, и грустно одновременно
И смешно, и грустно одновременно

Точно, еще несколько слов про головные уборы.

Девушки на картине надели кичку. Пополняем словарный запас: это такой женский головной убор с рогами.

Воинственная женственность
Воинственная женственность

Последнее что вам покажу — лодку-долбленку.

Сделана она вручную из цельного бревна: для таких работ выбирали осину, поскольку она часто растет без лишних изгибов и не выделяет смолу. Дерево должно было быть такой толщины, чтобы его нельзя было обхватить руками.

Свежеобработанная древесина осины имеет бело-кремовый оттенок, поэтому сначала лодка была светлой. А чтобы сделать ее темной, как на картинке, мастера приступали к обжигу. Для финального копчения на дыму часто использовали древесину твердых лиственных пород. Идеально для этого подходила рябина.

Такси. Тариф «До правого берега»
Такси. Тариф «До правого берега»

Если вас заинтересовал мой рассказ, приходите на экскурсию. Она бесплатная!

Адрес: Москва, подземный музей парка «Зарядье» (рядом с «парящим» мостом).
Успейте до 7 декабря!

Пишите, что вас больше всего впечатлило? 👇🏼