Найти в Дзене

Рождение фотографии: как делали снимки 200 лет назад

Дагеротипия — это первая в мире работоспособная технология фотографии, изобретённая французским художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером в 1839 году. Луи Жак Дагер - изобретатель дагеротипии Получаемые с её помощью снимки, называемые дагеротипами, представляли собой изображения на металлических пластинах, обработанных йодистым серебром, и внешне напоминали отражение в зеркале. Технология стала революционным прорывом в фиксации изображений, хотя и имела ряд ограничений.  "Парижский бульвар дю Тампль" (1838) - самый ранний дагеротип с изображением человека, сделанное Дагером. Вид на бульвар дю Тампль в Париже, весна 1838 года. В левом нижнем углу видны чистильщик обуви и его клиент. Остальные движущиеся фигуры и экипажи не отобразились на снимке из-за длительной выдержки (около 10—12 минут). История изобретения Дагер работал над проблемой фиксации изображения почти два десятилетия. Ключевым открытием стало использование паров ртути для проявления скрытого изображения на свето
Оглавление

Дагеротипия — это первая в мире работоспособная технология фотографии, изобретённая французским художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером в 1839 году.

Луи Жак Дагер - изобретатель дагеротипии
Луи Жак Дагер - изобретатель дагеротипии

Получаемые с её помощью снимки, называемые дагеротипами, представляли собой изображения на металлических пластинах, обработанных йодистым серебром, и внешне напоминали отражение в зеркале. Технология стала революционным прорывом в фиксации изображений, хотя и имела ряд ограничений. 

"Парижский бульвар дю Тампль" (1838) - самый ранний дагеротип с изображением человека, сделанное Дагером. Вид на бульвар дю Тампль в Париже, весна 1838 года. В левом нижнем углу видны чистильщик обуви и его клиент. Остальные движущиеся фигуры и экипажи не отобразились на снимке из-за длительной выдержки (около 10—12 минут).
"Парижский бульвар дю Тампль" (1838) - самый ранний дагеротип с изображением человека, сделанное Дагером. Вид на бульвар дю Тампль в Париже, весна 1838 года. В левом нижнем углу видны чистильщик обуви и его клиент. Остальные движущиеся фигуры и экипажи не отобразились на снимке из-за длительной выдержки (около 10—12 минут).

История изобретения

Дагер работал над проблемой фиксации изображения почти два десятилетия. Ключевым открытием стало использование паров ртути для проявления скрытого изображения на светочувствительной пластине, обработанной йодом.

Старейший снимок Парижа 1838 г. Источник: https://nz.pinterest.com/
Старейший снимок Парижа 1838 г. Источник: https://nz.pinterest.com/

Это произошло в 1837 году. Ранее, с 1829 года, Дагер сотрудничал с Жозефом Нисефором Ньепсом, который разработал гелиографию — предшествующую технологию, дававшую контрастные изображения без деталей и полутонов.

Луи Жак Дагер
Луи Жак Дагер

После смерти Ньепса в 1833 году Дагер продолжил эксперименты и в 1839 году представил технологию миру. 

дагерротип "Вид из дома Дагеров", источник: wikipedia.org
дагерротип "Вид из дома Дагеров", источник: wikipedia.org

Сообщение об изобретении сделал физик Франсуа Араго на заседании Парижской академии наук 7 января 1839 года. В августе того же года права на технологию приобрело правительство Франции, сделав процесс общественным достоянием. Дагер и наследник Ньепса Исидор получили пожизненную пенсию. 

дагеротип "Мастерская художника" - созданный Луи Дагером в 1837 году и представленный физиком Франсуа Араго на заседании Парижской Академии наук во время объявления об изобретении
дагеротип "Мастерская художника" - созданный Луи Дагером в 1837 году и представленный физиком Франсуа Араго на заседании Парижской Академии наук во время объявления об изобретении

Технология дагеротипии

Процесс создания дагеротипа включал несколько этапов:

  1. Полировка. Медная пластина, покрытая тонким слоем серебра, полировалась до зеркального блеска.
  2. Сенсибилизация. Пластину обрабатывали парами йода и брома в темноте или при слабом неактиничном свете, создавая светочувствительный слой йодистого серебра.
  3. Экспонирование. Пластину помещали в камеру-обскуру и экспонировали от нескольких секунд до 30 минут в зависимости от освещённости и светосилы объектива.
  4. Проявление. Скрытое изображение делали видимым с помощью паров нагретой до 50–70 °C ртути.
  5. Фиксация. Оставшиеся светочувствительные участки серебра растворяли гипосульфитом натрия или соляным раствором.
  6. Тонировка. Для защиты от повреждений пластину иногда обрабатывали хлоридом золота, который придавал изображению красно-коричневый оттенок. 

Готовый дагеротип помещали под стекло и запечатывали в футляр или раму для защиты от повреждений и контакта с воздухом. 

Дагерротип 1839
Дагерротип 1839

Особенности дагеротипов

Зеркальное изображение. Поскольку пластина непрозрачна, изображение рассматривали со стороны, обращённой к объекту съёмки. Иногда это устраняли с помощью зеркала или призмы перед объективом. 

процесс дагеротипии (создания снимка) 1842-1843 год, источник: wikipedia.org
процесс дагеротипии (создания снимка) 1842-1843 год, источник: wikipedia.org

Двойственность позитива и негатива. В зависимости от угла наклона пластины к источнику света изображение могло выглядеть как позитив, так и как негатив. 

Автопортрет Роберта Корнелиуса, сделанный в октябре или ноябре 1839 года. Считается, что это самая ранняя из сохранившихся американских портретных фотографий. Источник: theatlantic.com
Автопортрет Роберта Корнелиуса, сделанный в октябре или ноябре 1839 года. Считается, что это самая ранняя из сохранившихся американских портретных фотографий. Источник: theatlantic.com

Высокая детализация. Даже небольшой портрет можно было увеличить и рассмотреть в подробностях. 

Хрупкость. Несущий изображение слой был чрезвычайно тонким (около одной пятисотой толщины человеческого волоса), что затрудняло реставрацию. 

Париж, вид на Сену и Новый мост 1839 год, источник: pinterest.com
Париж, вид на Сену и Новый мост 1839 год, источник: pinterest.com

Первые дагеротипы и их использование

Первые дагеротипы требовали длительной выдержки (15–30 минут) при ярком солнечном свете, что делало невозможной съёмку движущихся объектов. Среди первых работ — «Мастерская художника» Дагера (1837) и снимок парижского бульвара дю Тампль (1838), где из-за длительной выдержки люди и экипажи не отобразились, за исключением чистильщика обуви и его клиента. 

фотограф с дагерротипом (фотокамерой) 1850-е годы
фотограф с дагерротипом (фотокамерой) 1850-е годы

Со временем технология совершенствовалась: в 1840-х годах нашли способ увеличить чувствительность дагеротипов, добавляя стадию окуривания бромом. В 1841 году появился объектив Петцваля, сокративший выдержку до нескольких секунд, что сделало возможными портретные съёмки. 

Автопортрет М. В. Лобеталя, 1846 г., дагерротип, источник: wikimedia.org
Автопортрет М. В. Лобеталя, 1846 г., дагерротип, источник: wikimedia.org

Дагеротипы использовали для:

  • студийных портретов (стали популярным бизнесом);
  • пейзажей и архитектурных снимков;
  • фиксации преступников в судебной практике. 

Также были популярны раскрашенные дагеротипы, где вручную подкрашивали детали костюма, лица и фон. 

дагерротип портрет, 1840 год
дагерротип портрет, 1840 год

Дагеротипия в России

В России об изобретении узнали в конце лета 1839 года. Первый дагеротип создал подполковник Франц Теремин в октябре того же года — он запечатлел строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но снимок не сохранился.

дагерротип Исаакиевского собора 1839 год - первое дагерротипное изображение в российской истории, которое сделал подполковник путей сообщения Терёмин. Источник: pinterest.com
дагерротип Исаакиевского собора 1839 год - первое дагерротипное изображение в российской истории, которое сделал подполковник путей сообщения Терёмин. Источник: pinterest.com

В 1840-х годах в России открылась «дагеротипомания»: в Петербурге, Москве и провинциальных городах появились профессиональные ателье. Известный критик Владимир Стасов писал, что к новой профессии «все бросились — учёные, художники, дилетанты, спекулянты». 

Одним из пионеров русской дагеротипии был Сергей Львович Левицкий, двоюродный брат Александра Герцена.

Сергей Львович Левицкий - пионер дагерротипии в Российской Империи
Сергей Львович Левицкий - пионер дагерротипии в Российской Империи

В 1843 году он сделал несколько снимков Кавказа, а позже получил золотую медаль за свои работы на Парижской выставке. 

дагерротип Левицкого, 1845 год - Н. В. Гоголь в группе русских художников в Риме
дагерротип Левицкого, 1845 год - Н. В. Гоголь в группе русских художников в Риме

К 1850-м годам дагеротипия начала уступать место более удобным и дешёвым технологиям, таким как мокрый коллодионный процесс. 

1856 год, Левицкий - групповой портрет русских писателей (Толстой, Григорович, Гончаров, Дружинин, Тургенев, Островский)
1856 год, Левицкий - групповой портрет русских писателей (Толстой, Григорович, Гончаров, Дружинин, Тургенев, Островский)

Коллекция дагеротипов в Историческом музее

В собрании Государственного исторического музея насчитывается более 300 дагеротипов, преимущественно созданных в России. Это крупнейшее в мире государственное собрание «русских дагеротипов».

Сводный каталог «Дагеротип в России». В томе «Собрание Исторического музея» опубликована самая крупная в России коллекция дагеротипов из собрания Государственного Исторического музея. Здесь представлены портреты выдающихся деятелей XIX столетия — декабриста С. Г. Волконского, писателей И. С. Тургенева и А. И. Герцена, историков Т. Н. Грановского и И. Е. Забелина, славянофила А. С. Хомякова. Источник: shop.fotodepartament.ru
Сводный каталог «Дагеротип в России». В томе «Собрание Исторического музея» опубликована самая крупная в России коллекция дагеротипов из собрания Государственного Исторического музея. Здесь представлены портреты выдающихся деятелей XIX столетия — декабриста С. Г. Волконского, писателей И. С. Тургенева и А. И. Герцена, историков Т. Н. Грановского и И. Е. Забелина, славянофила А. С. Хомякова. Источник: shop.fotodepartament.ru

Среди них — работы шведского художника и дагеротиписта Карла Петера Мазера, который работал в России с 1838 по 1854 год. В 2025 году в музее проходила выставка, где 7 из 9 его дагеротипов были представлены публике впервые. 

Дагерротип Мазера из коллекции ГИМ, источник: shm.ru
Дагерротип Мазера из коллекции ГИМ, источник: shm.ru

Коллекция включает портреты, пейзажи и другие работы, отражающие эпоху. Однако из-за хрупкости материала и различных причин многие дагеротипы утрачены. Всего в настоящее время выявлено и опубликовано немногим более тысячи русских дагеротипных пластинок. 

Издание: Дагеротип в России. Собрание Исторического музея, источник: shop.fotodepartament.ru
Издание: Дагеротип в России. Собрание Исторического музея, источник: shop.fotodepartament.ru

Дагеротипия, несмотря на свою недолговечность как технологии, оставила значительный след в истории фотографии и визуальной культуры.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!