Дагеротипия — это первая в мире работоспособная технология фотографии, изобретённая французским художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером в 1839 году.
Получаемые с её помощью снимки, называемые дагеротипами, представляли собой изображения на металлических пластинах, обработанных йодистым серебром, и внешне напоминали отражение в зеркале. Технология стала революционным прорывом в фиксации изображений, хотя и имела ряд ограничений.
История изобретения
Дагер работал над проблемой фиксации изображения почти два десятилетия. Ключевым открытием стало использование паров ртути для проявления скрытого изображения на светочувствительной пластине, обработанной йодом.
Это произошло в 1837 году. Ранее, с 1829 года, Дагер сотрудничал с Жозефом Нисефором Ньепсом, который разработал гелиографию — предшествующую технологию, дававшую контрастные изображения без деталей и полутонов.
После смерти Ньепса в 1833 году Дагер продолжил эксперименты и в 1839 году представил технологию миру.
Сообщение об изобретении сделал физик Франсуа Араго на заседании Парижской академии наук 7 января 1839 года. В августе того же года права на технологию приобрело правительство Франции, сделав процесс общественным достоянием. Дагер и наследник Ньепса Исидор получили пожизненную пенсию.
Технология дагеротипии
Процесс создания дагеротипа включал несколько этапов:
- Полировка. Медная пластина, покрытая тонким слоем серебра, полировалась до зеркального блеска.
- Сенсибилизация. Пластину обрабатывали парами йода и брома в темноте или при слабом неактиничном свете, создавая светочувствительный слой йодистого серебра.
- Экспонирование. Пластину помещали в камеру-обскуру и экспонировали от нескольких секунд до 30 минут в зависимости от освещённости и светосилы объектива.
- Проявление. Скрытое изображение делали видимым с помощью паров нагретой до 50–70 °C ртути.
- Фиксация. Оставшиеся светочувствительные участки серебра растворяли гипосульфитом натрия или соляным раствором.
- Тонировка. Для защиты от повреждений пластину иногда обрабатывали хлоридом золота, который придавал изображению красно-коричневый оттенок.
Готовый дагеротип помещали под стекло и запечатывали в футляр или раму для защиты от повреждений и контакта с воздухом.
Особенности дагеротипов
Зеркальное изображение. Поскольку пластина непрозрачна, изображение рассматривали со стороны, обращённой к объекту съёмки. Иногда это устраняли с помощью зеркала или призмы перед объективом.
Двойственность позитива и негатива. В зависимости от угла наклона пластины к источнику света изображение могло выглядеть как позитив, так и как негатив.
Высокая детализация. Даже небольшой портрет можно было увеличить и рассмотреть в подробностях.
Хрупкость. Несущий изображение слой был чрезвычайно тонким (около одной пятисотой толщины человеческого волоса), что затрудняло реставрацию.
Первые дагеротипы и их использование
Первые дагеротипы требовали длительной выдержки (15–30 минут) при ярком солнечном свете, что делало невозможной съёмку движущихся объектов. Среди первых работ — «Мастерская художника» Дагера (1837) и снимок парижского бульвара дю Тампль (1838), где из-за длительной выдержки люди и экипажи не отобразились, за исключением чистильщика обуви и его клиента.
Со временем технология совершенствовалась: в 1840-х годах нашли способ увеличить чувствительность дагеротипов, добавляя стадию окуривания бромом. В 1841 году появился объектив Петцваля, сокративший выдержку до нескольких секунд, что сделало возможными портретные съёмки.
Дагеротипы использовали для:
- студийных портретов (стали популярным бизнесом);
- пейзажей и архитектурных снимков;
- фиксации преступников в судебной практике.
Также были популярны раскрашенные дагеротипы, где вручную подкрашивали детали костюма, лица и фон.
Дагеротипия в России
В России об изобретении узнали в конце лета 1839 года. Первый дагеротип создал подполковник Франц Теремин в октябре того же года — он запечатлел строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но снимок не сохранился.
В 1840-х годах в России открылась «дагеротипомания»: в Петербурге, Москве и провинциальных городах появились профессиональные ателье. Известный критик Владимир Стасов писал, что к новой профессии «все бросились — учёные, художники, дилетанты, спекулянты».
Одним из пионеров русской дагеротипии был Сергей Львович Левицкий, двоюродный брат Александра Герцена.
В 1843 году он сделал несколько снимков Кавказа, а позже получил золотую медаль за свои работы на Парижской выставке.
К 1850-м годам дагеротипия начала уступать место более удобным и дешёвым технологиям, таким как мокрый коллодионный процесс.
Коллекция дагеротипов в Историческом музее
В собрании Государственного исторического музея насчитывается более 300 дагеротипов, преимущественно созданных в России. Это крупнейшее в мире государственное собрание «русских дагеротипов».
Среди них — работы шведского художника и дагеротиписта Карла Петера Мазера, который работал в России с 1838 по 1854 год. В 2025 году в музее проходила выставка, где 7 из 9 его дагеротипов были представлены публике впервые.
Коллекция включает портреты, пейзажи и другие работы, отражающие эпоху. Однако из-за хрупкости материала и различных причин многие дагеротипы утрачены. Всего в настоящее время выявлено и опубликовано немногим более тысячи русских дагеротипных пластинок.
Дагеротипия, несмотря на свою недолговечность как технологии, оставила значительный след в истории фотографии и визуальной культуры.