Найти в Дзене

Мои ошибки при постановке звука Р. Поставили, но что-то не так.

Теоретических знаний для постановки звука "Р" катастрофически не хватает на практике. Поэтому многие, и я в том числе, помимо дополнительных курсов, смотрят видеоролики, чтобы научиться у профессионалов. Но не все видео одинаково полезные и из-за них можно потерпеть неудачу. Некоторые авторы утверждают, что начинать постановку звука «Р» можно с попыток вызвать вибрацию языка сразу же, минуя предварительную подготовку. Зачастую, звук может быть поставлен даже на неподготовленном языке. То есть речевой аппарат ещё слаб: кончик языка вялый, рот толком не удерживается в открытом положении при поднятом языке, но вибрация уже появилась. В таком случае, высока вероятность, что звук будет неправильным или сложно произносимым из-за чего "не захочет" входить в речь. Ещё одно популярное заблуждение состоит в том, что получившуюся попытку воспроизвести звук «Р» тут же начинают соединять с гласными («ра», «ро», «ру»). Проблема заключается в том, что если сама вибрация была изначально неполноценной
Оглавление

Теоретических знаний для постановки звука "Р" катастрофически не хватает на практике. Поэтому многие, и я в том числе, помимо дополнительных курсов, смотрят видеоролики, чтобы научиться у профессионалов. Но не все видео одинаково полезные и из-за них можно потерпеть неудачу.

«Мотор!»

Некоторые авторы утверждают, что начинать постановку звука «Р» можно с попыток вызвать вибрацию языка сразу же, минуя предварительную подготовку.

Что на самом деле?

Зачастую, звук может быть поставлен даже на неподготовленном языке. То есть речевой аппарат ещё слаб: кончик языка вялый, рот толком не удерживается в открытом положении при поднятом языке, но вибрация уже появилась. В таком случае, высока вероятность, что звук будет неправильным или сложно произносимым из-за чего "не захочет" входить в речь.

«Сразу вперёд к слогам!»

Ещё одно популярное заблуждение состоит в том, что получившуюся попытку воспроизвести звук «Р» тут же начинают соединять с гласными («ра», «ро», «ру»). Проблема заключается в том, что если сама вибрация была изначально неполноценной или искажённой, то её закрепление в слогах или словах может привести к фиксации неправильного звучания.

Эффективный способ постановки.

Наиболее эффективный подход подразумевает поэтапную работу над звуком «Р». Прежде чем приступить непосредственно к выработке вибрации, важно убедиться, что мышцы языка достаточно развиты и готовы к выполнению нужных движений.

Теперь я обязательно выполняю с ребёнком артикуляционную гимнастику до тех пор, пока не увижу, что он легко выполняет движения (особенно упражнения "Дятел", "Грибочек" и жужание с открытым ртом "Джжж").

Хороший "Грибочек"
Хороший "Грибочек"

Вот после этого уже можно заниматься постановкой звука, скорее всего результат не заставит себя долго ждать.

Сам зарычал.

Иногда случается, что ребёнок самостоятельно осваивает звук «Р», но произносит его неправильно, с посторонними шумами или искажениями. В таких случаях важно обратить внимание на положение языка при произнесении звука «Р». Поскольку этот звук произносится с открытым ртом, увидеть ошибку гораздо легче, чем при работе со звуками типа «С» или «Ш», где рот остаётся закрытым.

Основные причины дефектов произношения звука «Р», с которыми я сталкивалась:

  • Вибрирует только одна сторона языка.
  • Колеблется не кончик языка, а его спинка.
  • Язык расположен слишком глубоко в ротовой полости или слишком близко к зубам (стучит по ним)

Тогда приходится ставить звук заново, формировать правильный артикуляционный уклад, но сначала пройти подготовительный этап (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж при необходимости, если владеете). Полезно также показать ребёнку в зеркале его произношение звука и пример правильного произношения. Иногда дети сами стремятся устранить недостаток, прилагая дополнительные усилия.

Когда переходить к слогам?

Когда вы услышите хороший, чёткий звук "Р" или "ДР" можно переходить к слогам. Это касается и других звуков, ведь если звук произносится неверно в изолированном положении, то он и будет автоматизироваться таким же искаженным. А соединить звук "Р" с гласными обычно не составляет труда. Как показывает практика, лучше не спешить, тогда не придётся делать шаг назад.

Спешка.

Одной из причин стремительного перехода от автоматизации изолированного звука к автоматизации звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях - это скука ребёнка. Когда занятия становятся монотонными и однотипными, интерес к ним стремительно угасает. Однако справиться с этим несложно, если разнообразить учебный арсенал различными пособиями и играми.

Кроме того, проведение занятий в игровой форме способствует лучшему усвоению материала и снижает риск переутомления. Таким образом, регулярно обновляя методы подачи материала, можно избежать потери интереса у ребёнка и сделать занятия эффективными.

Кстати, в моем сообществе в "Вконтакте" есть много интересных материалов:

" Под контролем логопеда "

А на Авито я продаю свои авторские игры:

www.avito.ru

Загляните.

Если возникли вопросы или хочется дополнить материал, оставляйте комментарии!

Поддержите мой канал, поставив лайк и подписавшись на канал! Вас ждёт ещё ммного полезного материала.

-3