Сегодня расскажу о единственной в России нелегальной типографии, которая так и не была обнаружена царской полицией по причине высокого профессионализма конспираторов. А вы пока подписывайтесь на канал — здесь много интересного про большие и маленькие путешествия!
«Подпольная типография» 1905–1906 гг.
Один из самых необычных музеев Москвы. Он расположен в исторической части города, в бывшем доходном доме, который с конца ХIХ века принадлежал купцу Кузьме Колупаеву.
Здесь, в дни Первой российской революции 1905–1907 годов, находилась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета «Рабочий». Она работала под прикрытием магазина «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».
По замыслу организаторов оптовая торговля не должна была привлекать много народа, к тому же предполагала хранение меньшего количества товара и более простой документооборот.
В подвале лавки, замаскированном под склад, на глубине трёх метров, была вырыта «пещера», где и кипела работа по печати газет и листовок.
Что интересно, типография находилась неподалёку от Бутырской тюрьмы и по соседству с полицейским участком, но так и не была обнаружена.
Как нам рассказали работники музея, когда в подвале шла работа на печатном станке, в комнате начинали шить на швейной машинке, чтобы заглушить звук работающего станка.
В подпольной типографии использовалось исключительно свечное освещение. При недостатке кислорода свеча в фонаре гасла, что было сигналом к прекращению работы. В среднем находиться в подвале можно было порядка 30–40 минут.
За год работы в типографии выпустили четыре номера газеты «Рабочий», «Известия Московского Совета рабочих депутатов», «Партийные известия» No 1 и различные листовки.
Важным событием в истории типографии явилось подписание 17 октября 1905 г. императором Николаем II Манифеста об усовершенствовании государственного порядка, провозгласившего в стране гражданские свободы, в том числе свободу печати. В связи с высокой степенью риска обнаружения подполья и надеждой на легальную печать типография была закрыта в июле 1906 г.
О музее
Музей существует с 1924 года. Его создателями были те же, кто в своё время работал в этой типографии, что добавляет ему шарма и исторической точности.
Экспозиция включает в себя несколько комнат, в том числе торговый зал и квартиры управляющего магазином. Но самое интересно скрыто от глаз. В подвале лавки можно увидеть реконструированную подпольную типографию установленным здесь печатным станком типа «Американка».
Что примечательно, музей даёт представление не только об условиях и обстановке, в которой работали подпольщики, но и жизни и быте московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX – начала XX века.
Так, в жилой комнате и на кухне воссоздан быт управляющего магазина Силована Кобидзе. Обстановка комнаты содержит элементы традиционного городского и грузинского быта.
Оттоманка, настенный ковёр, грузинский кинжал. Рядом находится детская люлька аквани — важная семейная реликвия, передаваемая от матери к дочери.
Аквани — деревянная детская кроватка с ножками как у кресла-качалки. Она была широко популярна в Грузии, на Северном Кавказе, Средней Азии вплоть до конца 20 века. Особенная конструкция колыбели позволяла ребёнку оставаться сухим и чистым. Оотличительная черта аквани — отверстие в днище колыбели, которое использовалось для отвода детских испражнений. Благодаря такой хитрости ребёнок мог оставаться сухим долгое время.
Вход в квартиру С. Д. Кобидзе располагался в арке дома. Сейчас здесь находится вход в музей.
В 2017 году в музее была открыта экспозиция «Каторга и ссылка». Она находится в левом крыле здания.
График работы
вт, ср, пт, вс с 11:00 до 19:00,
чт и сб с 11:00 до 20:00, пн — выходной
Адрес
Москва, ул. Лесная, 55
Цена
Стоимость билетов без льгот составляет всего 260р.
Спасибо, что дочитали до конца! Жмите палец вверх, рассказывайте о своих любимых местах Москвы в комментариях!