Каждая пятая покупка в России на онлайн–платформе – уйдет ли выгода
Разная цена – в зависимости от способа оплаты. Маркетплейсы дают скидку, если оплата проходит через их платежную систему. Банки выступили против. Что мешает банкам расширить их же кешбэки или заключить с маркетплейсами соглашение? Как реагируют торговые площадки и Центробанк?
Мимо банкоматов
Крупные банки объединились, чтобы попытаться запретить маркетплейсам инвестиции в скидки. В письмах, направленных в разные инстанции, кредитные организации уточнили, что выступают против дисконтов, привязанных к способу оплаты. А именно, к примеру, через систему Ozon и Wildberries. По сути – таких же банков.
В качестве примера банкиры привели продажи обычных магазинов, цены в которых не привязаны к способам оплаты. При этом, у банков есть кешбэк, свои системы лояльности и скидки у определенных партнеров
А тут целые товарные потоки утекают мимо оплаты через банки. По подсчетам аналитиков INFOLine, в 2024 году российский рынок онлайн-торговли вырос на 37% до 11,3 триллиона рублей. Это более 20% от всех розничных продаж.
Тоже банки
Отсюда и недовольство крупных кредитных организаций, так как за счет привилегий на своих материнских платформах банки маркетплейсов бурно развиваются и забирают с рынка клиентов.
В некоторых странах маркетплейсам запрещено иметь свои финансовые организации, напомнил глава Сбера Герман Греф. А в России – такая возможность есть, и это создает многим проблемы, считает банкир.
”То есть вот скидки все, которые они дают, это вообще-то за наш с вами счет”, - отметил Греф
Привлекла внимание практика двойных цен и Федеральную антимонопольную службу. В ведомстве сообщили, что анализируют работу онлайн-площадок и применят антимонопольные меры, если найдут нарушения.
Встречное предложение
Ответ маркетплейсов на такие претензии явно не понравится покупателям: ограничение возможностей скидок обернется повышением цен для потребителей.
Особенно остро проблема коснется небольших населенных пунктов, где популярность покупки через маркетплейсы становится все популярнее из–за небольшого разнообразия местных торговых точек
А по новому закону об онлайн-торговле – маркетплейсы еще и вынуждены заплатить до 250 млн рублей в год на интеграцию с ФНС. Регулятор будет отслеживать риски налоговых нарушений продавцами и подрядчиками. Эти расходы скорее всего придется окупать за счет покупателей.
В качестве компромисса маркетплейсы предлагают банкам на коммерческой основе присоединиться к ”программам лояльности”. Так скидки, к примеру, для карт ”Озон-банка” и Сбера станут одинаковыми
Уже бывало
Претензии к маркетплейсам уже звучали – со стороны торговых центров. А банки изначально выражали недовольство и СБП. Система быстрых платежей упростила клиентам управление финансами, пользование кешбэком и подорвала монополию платежных посредников.
А теперь через СБП можно еще и мгновенно пополнить карту маркетплейса
Есть у Центробанка и свой ответ на проблему платежей для онлайн–покупок и дифференцированных скидок. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляет, что стоимость товара на маркетплейсе не должна меняться в зависимости от способа оплаты.
”То, что выглядит на поверхности как конфликт маркетплейсов и банков, это отражение изменения характера конкуренции, причем системное. Все согласны (и банки, и маркетплейсы), что должна быть справедливая конкуренция“, – подчеркнула Эльвира Набиуллина.
”А вот что такое добросовестная справедливая конкуренция – это мы вместе с участниками рынка и правительством обсуждаем. Но в чем у меня позиция однозначно определилась – я считаю, что цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается", – высказалась глава регулятора.
Именно поэтому работу маркетплейсов планируют отрегулировать
Останутся ли скидки
В пресс-службе ЦБ в дополнение к словам своего руководителя пояснили, что Банк России никогда не выступал против скидок на платформах как таковых и регулятор считает справедливым, чтобы покупатель мог получать бонусы не только по карте банка, который принадлежит платформе, но и по картам других банков.
В Госдуме и Совете Федерации тоже поддерживают равный доступ к маркетплейсам для продавцов и покупателей. Хотели бы урегулировать ситуацию – не в ущерб для потребителей.
”Важно сделать так, чтобы специальные условия и скидки, которые давали выгоду гражданам, сохранились. Если это не учесть, люди столкнутся с фактическим ростом цен. В результате условия будут одинаково невыгодными для покупателей”, – пояснил в интервью ”РГ” глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
Что говорят в маркетплейсах
А гендиректор Ozon Fintech Ваэ Овасапян напомнил и банкирам, и чиновникам, что ”люди хотят низких цен”, а маркетплейсы идут навстречу в рамках нормальной рыночной конкуренции, готовы пойти навстречу и банкам тоже.
”Мы первыми объявили о том, что наша программа лояльности, которая называется ”зеленые цены”, теперь доступна всем банкам России. После того, как они к нам подключатся, при оплате через эти банки у клиентов будут те же самые скидки, и никакой дискриминации не будет”, – пообещал Овасапян.
Договариваться о сотрудничестве готовы со всеми желающими банками – подтвердил и директор по связям с госорганами объединенной компании Wildberries & Russ Евгений Этин.
Главное, чтобы все было по справедливости, подчеркнули в WB
И о потребителе
Спор банков и маркетплейсов касается миллионов россиян. В прошлом году 84% из них совершали покупки на онлайн–платформах. У крупнейших – Ozon и Wildberries – работает продавцами примерно 1,26 млн человек.
Пр карте или переводом на платежную систему маркетйплейса – потребителю чаще всего все равно как платить. Главное в конечном итоге – выгодная цена.
Подписывайтесь на новости в Телеграм, Вконтакте, Дзен.