Гуманистическая революция
Эпоха Возрождения или Ренессанс (XIV–XVI вв.), пришедшая на смену Средним векам сначала в Италии, а затем и на всем Европейском континенте, совершила кардинальный переворот в мироощущении. Она развернула культурные и научные акценты с божественного на человеческое, поставив во главу угла идеологию гуманизма. По определению древнеримского политика и философа Марка Туллия Цицерона (лат. Marcus Tullius Cicero; 106–43 до н. э.), гуманизм — это высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Этот мировоззренческий сдвиг вызвал невиданный расцвет анатомии, искусства, философии и педагогики, напрямую связанных с изучением, изображением и воспитанием человеческого тела, включая осанку.
Научная революция: От тайных вскрытий до биомеханики
Именно гуманистическая идеология породила плеяду научных деятелей, чьи имена и открытия навсегда изменили представления о человеке. Остановимся на тех, чья деятельность напрямую касалась осанки, красоты человеческого тела, или физического воспитания.
Чезаре ди Лоренцо Чезариано( итал. Cesare di Lorenzo Cesariano) (1475 — 1543) — итальянский художник, архитектор и теоретик архитектуры. Он является автором первой версии на итальянском языке трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре».
Технический язык Витрувия полон трудностей. Непроходимая латынь и отсутствие иллюстраций давали свободу дизайнерам эпохи Возрождения, которые могли интерпретировать античную архитектуру по своему усмотрению, all'antica. «Витрувий» Чезариано даёт нам чёткое представление о том, как в эпоху Возрождения воспринималась архитектура классической античности. Среди его иллюстраций есть попытка передать наставления Витрувия об идеально сложенном человеке
Джакомо Андреа да Феррара ( итал. Giacomo Andrea da Ferrara )также известный как Якомо Андреа; ?- 12 мая 1500 г. Был архитектором из Феррары и автором комментария к Витрувию. О нём известно очень мало; его имя не встречается ни на одном здании в Милане.
Лука Пачоли ( итал.Luca Bartolomeo de Pacioli) - друг Леонардо Да Винчи, ученый ,монах,отец бухгалтерского учета , писал, что Джакомо Андреа был почти как брат для Леонардо да Винчи. Джакомо Андреа, работавший в 1480-х годах, нарисовал прототип Витрувианского человека, который, возможно, послужил основой для рисунка Леонардо или был создан совместно с ним.
Франческо ди Джорджо Мартини(итал. Francesco di Giorgio Martini) (1439–1501) был итальянским архитектором, инженером, художником, скульптором и писателем. Известность получил за строительство множества укреплений.Был лично знаком с Леонардо да Винчи. Сохранилось изображение на котором Франческо ди Джорджо Мартини попытался так- же изобразить Витрувианский человека
Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 1452–1519).
Итальянский художник, ученый, инженер и анатом, настоящий «титан Возрождения». Леонардо одним из первых в христианской Европе, преодолевая церковные запреты, стал систематически и тайно вскрывать человеческие трупы, придумывая для этого новаторские методы: промывание проточной водой полостей мозга, заполнение желудочков мозга и других полостей воском для получения слепков, распилы костей и внутренних органов для изучения их структуры. Его анатомические рисунки, такие как изображение мышц спины и позвоночника, отличаются невероятной точностью и художественным совершенством, опередив свое время на столетия. Как уже упоминалось, именно Леонардо считается автором знаменитого рисунка «Витрувианский человек» — универсального символа гармонии и канонических пропорций, созданного на основании текста древнеримского ученого Витрувия.
На данный момент известно 13 книг Леонардо, собранных из его разрозненных трудов (Кодекс Атлантико, Анатомический кодекс и др.), но большинство из них не были широко известны при его жизни и впервые были открыты изумленной публике лишь в XIX веке, почти через 400 лет после их создания.
Андрееас Везалий (лат. Andreas Vesalius, 1514–1564).
· Ученый-анатом фламандского происхождения, по праву считающийся основателем современной научной анатомии. В возрасте 23 лет в Падуе он получил степень доктора медицины и вскоре стал профессором Падуанского университета. Его главный труд — «О строении человеческого тела» (1543 г.) в семи книгах (лат. De humani corporis fabrica) — стал настоящим манифестом новой науки.
· В нем Везалий не просто дополнил, но смело исправил более 200 ошибок самого Галена, который 1400 лет считался незыблемым авторитетом, объяснив эти ошибки тем, что Гален для описания человеческого тела пользовался аналогией при вскрытии животных (в основном, собак и обезьян). Везалий подробнейшим образом описал скелет человека, мышечную систему, многие внутренние органы и сердечно-сосудистую систему. Систематизируя выводы и информацию, он фактически заново сформировал анатомию как точную науку, основанную на эмпирическом наблюдении. Его критика Галена вызвала волну негодования со стороны консервативных коллег, в том числе и его собственного учителя — Гвидо Гвиди (лат. Vidus Vidius, 1509–1569).
· Успех «Фабрики» позволил Везалию стать личным врачом императора Карла V Габсбурга, а затем и его сына Филиппа II, вплоть до своей трагической гибели при кораблекрушении в 1564 году.
· Джованни Альфонсо Борелли (итал. Giovanni Alfonso Borelli, 1608–1679).
· Неаполитанский ученый, один из основоположников биомеханики — науки о механических законах движения живых организмов. С позиций ятромеханики (направления, рассматривавшего тело как машину) Борелли утверждал, что все процессы в организме можно объяснить при помощи математики и механики. Основные положения его учения четко изложены в сочинении «О движении животных» (лат. De Motu Animalium), опубликованном посмертно в 1680–1681 гг.
Борелли исследовал как статику (равновесие тела), так и динамику (ходьба, бег, прыжки), впервые оценив величину силы, развиваемой различными группами мускулов при разных видах физической активности. Он также рассмотрел с механической точки зрения полёт птиц, плавание рыб и скольжение червей, заложив основы биомеханики как самостоятельной дисциплины [32, 20, 7].
· Амбруаз Паре (фр. Ambroise Paré, 1510—1590). Выдающийся французский хирург, не имевший формального университетского врачебного образования. Хирургии обучался в парижской больнице Отель-Дьё (Hôtel-Dieu), где начинал как подмастерье-цирюльник. В 1536 г. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга, где и совершил свои главные открытия.
Помимо огромного вклада в лечение огнестрельных и колотых ран (он отказался от варварского метода заливания ран кипящим маслом, заменив его мазями), а также в акушерство, Паре сконструировал ряд новых хирургических инструментов и, что особенно важно для нашей темы, — ортопедических приборов, включая искусственные конечности и суставы.
Многие из этих аппаратов были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им детальным чертежам и сыграли важнейшую роль в развитии ортопедии. Именно Паре предложил одним из первых использовать специализированный корсет для лечения и профилактики деформаций позвоночника, а не только для утягивания талии. Его деятельность во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача-специалиста. И косвенно показала о том, что человек несмотря на полученные травмы должен быть максимально независимым и красивым.
· Показателен и его интерес к причинам уродств, отраженный в сочинении «Об уродах и чудовищах» (фр. Des monsters et prodiges), где он, наряду с средневековыми легендами, пытается найти рациональные объяснения аномалиям развития [20, 7].
Искусство и физическая культура: Возвращение к античным идеалам
Искусство Итальянского Возрождения характеризуется триумфальным возвращением к культу красоты и гармонии человеческого тела, показываемого скульпторами, художниками, поэтами во всей его естественной и совершенной пластике.
· Скульптура: Мраморная статуя «Давид» работы Микеланджело Буонарроти (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 1475–1564).
Давид по праву считается не только самой совершенной по красоте скульптурой той эпохи, но и иллюстрацией наивысшего расцвета культуры Возрождения, отражая идеал красоты, силы и готовности к подвигу мужчины того времени. Считается, что Микеланджело разработал собственный, более массивный и героический канон красоты человеческого тела («terribilità»), однако он представлен только в его рисунках и скульптурах, без указания математической методики расчета, поэтому является до сих пор предметом дискуссий среди искусствоведов.
· Живопись и графика: Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer; 1471–1528).
Выдающийся мастер немецкого Возрождения, предпринял собственную, основанную на скрупулезных математических расчетах, попытку рассчитать идеальные пропорции человеческого тела, опираясь на законы «золотого сечения». В ней представлены пять различных типов мужских и женских фигур, а все части тела выражены в долях от общего роста .Однако его канон, изложенный в трактатах «Четыре книги о человеческих пропорциях», часто критикуют за некоторую неестественность и схематичность: его фигуры порой отличаются маленькими головами, несоразмерно длинными ногами и руками.. Поэтому его система, будучи важной вехой в истории искусства, не получила широкого практического применения.
Физическая культура Возрождения.
Физическая культура итальянского Возрождения переживала небывалый подъем и включала в себя танцы, и игры в мяч («calcio») и различные формы состязаний, в которых активно участвовали многие горожане. В эпоху возрождения появились и первые печатные учебные пособия: например в середине XVI в. вышла книга Камилло Агриппы (итал. Camillo Agrippa; XVI в.-1595) из Милана, посвященная искусству фехтования. «Трактат о науке оружия с философским диалогом» (итал. Trattato Di Scientia d’Arme, con un Dialogo di Filosofia)
В книге большое внимание уделено подачи материала с точки зрения прикладной науки ,в том числе математики и геометрии. Обучение фехтованию построено,говоря современным языком, с учетом эргономики боя: рациональной атаке, защите, технике владения различными видами колюще- режущего оружия. Следует отметить, насколько атлетично изображены люди на иллюстрациях в книге. Что говорит о немаловажности физической подготовки и некому понятию о красоте человеческого теля для иллюстрации движений и изображении моделей в данном учебнике.
В 1463 г. Доменико да Феррара (итал. Domenico da Ferrara; 1390-1470) написал «Трактат об искусстве пляски и танца», впервые разграничив искусство сценического и бытового танца и заложив основы хореографии. В этих работах косвенно обсуждались в том числе понятия красоты человеческого тела и важности отточенности движений.
Педагогика: Золотой фонд истоков физического воспитания
Накопление знаний о человеке закономерно привели к тому, что появились и первые ученые - просветители,которые подняли вопрос о гармоничном воспитании не только умного и физически развитого человека. Гуманисты-педагоги разработали принципы, которые и сегодня лежат в основе современного воспитания:
· Витторино да Фельтре (итал. Vittorino da Feltre; 1378–1446) — один из первых итальянских педагогов, создавший школу «Дом радости» («Ca' Zoiosa»), где в детях поощрялась любознательность, умственная и физическая активность.
· Он воспитывал в них смелость, отвагу, силу, способность переносить боль и неудобства, считая гармоничное развитие обязательным.
· Франсуа Рабле (фр. François Rabelais; 1494–1553) — французский писатель, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
На примере своих героев-великанов Рабле пропагандировал гуманистические идеалы. Молодой Гаргантюа, обучаясь, ежедневно тренируется: обучается сложному искусству верховой езды, плаванию, метанию копья, борьбе. Рабле советует чередовать физические упражнения с умственными занятиями и применять не только «дворянские» виды активности, но и народные — бег, прыжки, стрельбу из лука.
· Иероним Меркуриалис (лат. Hieronymus Mercurialis, 1530–1606) — итальянский гуманист, профессор медицины, увлекавшийся историей античной гимнастики.
· Его 6-томный труд «Искусство гимнастики» (1573) стал эпохальным.
· В нем он возродил и систематизировал древнегреческую гимнастику, разделив ее на военную, атлетическую (которую считал вредной) и истинную — лечебную. Меркуриалис подчеркивал, что упражнения должны приносить радость, а не усталость, и быть средством поддержания здоровья.
· Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, 1592–1670) — великий чешский педагог, разработавший в своих трудах («Великая дидактика», «Материнская школа») стройную систему образования, включавшую умственное, духовное и физическое воспитание.
· Он настаивал на ежедневных движениях, играх, прогулках и походах для детей, предлагал создавать при школах специальные площадки для игр и физических упражнений. Именно Коменский заложил дидактические принципы, актуальные по сей день [26, 27, 28, 29, 30].
Общая тенденция в трудах этих ученых мужей заключалась в простых, но революционных для своего времени идеях: физическое развитие должно быть обязательным для всех детей, оно — лучшая профилактика болезней и подготовка к взрослой жизни, а крепкое, здоровое и развитое тело так же важно для человека, как и блестящее образование.
Заключение: Ренессанс, как эпоха в развитии общества восстановила интерес к гармоничному развитому человеку. Понятие осанки еще нет, но человек вновь объект исследований не только анатомов, но и педагогов, художников, естествоиспытателей, вместо изможденного тела и духовного подвига вновь обществу важен и нужен человек развитый и духовно и телесно. И теперь это цель не группы энтузиастов, а общественная тенденция, в которую каждый просвещенный человек хочет вложить свою лепту ,будь то он педагог, художник или математик. И именно с таким подходом эта эпоха и запомнилась своим современникам и изучается с таким интересом нами - их потомками.
#ВЗаботеОТебе #массажспб #массажнапартизанагермана #красносельсикийрайон #массажистспб #релакс #здоровьеспб #массажнадомуспб #ренессанс #возрождение #осанка #леонардодавинчи #везалий #биомеханика #амбруазпаре #микеланджело #коменский #физическоевоспитание #гуманизм #анатомия
(Продолжение в следующих статьях...)