Борис Викторович Раушенбах (5 января 1915, Петроград — 27 марта 2001, Москва) — советский и российский физик-механик, академик АН СССР, академик РАН, член КПСС с 1959 года, лауреат Ленинской премии (1960).
Отец происходил из немцев Поволжья; мать - из эстонских немцев.
Перед войной Борис Викторович работал в отделе С.П.Королева в Реактивном НИИ, занимаясь проблемой управляемых ракет.
1938 году, когда Сергей Павлович Королёв попал под репрессии, Раушенбаха отстранили от негласного поста ведущего конструктора.
Осенью 1941 года РНИИ (институт №3) был эвакуирован в Свердловск. С ноября 1941 до марта 1942 года Раушенбах работал на одном из оборонных заводов.
В марте 1942 Раушенбаха вызвали повесткой в военкомат и, как и других немцев, направили в трудовой лагерь.
М. В. Келдыш добился возвращения Б. В. Раушенбаха в Москву, там он в 1949 защитил кандидатскую, в 1958 — докторскую диссертации.
В 1966 году Борис Викторович был избран членом-корреспондентом, а в 1986 году — действительным членом Академии наук СССР.
После пережитой им в феврале 1997 года клинической смерти в декабре того же года присоединения к Православной Церкви.
Он обращается к христианской мистике.
В 1997 году в издательстве «Аграф» вышла в свет его книга «Пристрастие», в которой немалое место уделено как вопросам науки, так и вопросам религии.
Один эпизод из жизни Б. В. Раушенбаха, о котором он сам нигде не упоминает.
Речь идет о причинах увольнения, а точнее даже, изгнания Б. В. Раушенбаха из космической индустрии.
Перед самым запуском орбитальной станции «Салют-2» два сотрудника его отдела предпрложительно самовольно поменяли программу управления при выведении станции на орбиту.
Изменения оказались ошибочными.
Станцию не смогли вывести на орбиту, и она упала на Землю.
Прахом пошел огромный самоотверженный труд многих и многих людей, работавших в разных коллективах на многочисленных предприятиях страны; впустую были потрачены огромные материальные и людские ресурсы, а также было упущено время.
Потери от падения станции, иными словами, было огромные.
При таких обстоятельствах увольнение Раушенбаха, как начальника отдела, было вполне оправдано.
Можно понять, что это происшествие не было случайным, но было объективно обусловлено его убеждениями и сознательными подходами к руководству трудовым коллективом.
Рано или поздно что-то подобное должно было произойти, это было лишь вопросом времени.
Вкратце, его главная ошибка была в сознательном делегировании своим подчиненным слишком больших полномочий.
Он дал им слишком много свободы, думая только, что таким образом дает своим подчиненным свободу и открывает им возможность проявлять инициативу в техническом творчестве.
Свободы человеку много давать нельзя, по крайней мере подавляющему большинству людей.
«Есть слабые люди, для которых религия имеет силу. … Я предпочитаю не верить, а знать.»
Академик Иван Павлов.
На самом деле Раушенбах не был одним из основателей, основатели советской космонавтики – это Кибальчич, Циолковский, Кондратюк, Александр Федоров, Цандер, Королев, Глушко, Михаил Тихонравов. Участие принимали также Лангемак, Клейменов, Лозино-Лоинский. Раушенбах – это «третий эшелон», он всегда занимался лишь узкой задачей.
Звание Героя социалистического труда ему присвоил в 1990 году Михаил Горбачев.
В основоположники Раушенбаха начали активно записывать лишь после 1991 года.
Читаем.
«– Борис Викторович, вот вы – математик, всю жизнь отдали космосу и ходите в церковь. Одно не мешает другому?
– С чего бы вдруг? Это в советских книгах писали, что «наши космонавты туда летали и никакого Бога не видели».
Ни в одной советской книге не писали, что космонавты не видели бога, академик лжёт.
Раушенбах подменяет отношение науки и веры отношением ученого и веры, что заставляет усомниться в умственных способностях математика.
Раушенбах утверждает, что бог пребывает в мистическом, не реальном пространстве.
То есть, он не наблюдаем.
Что же это за мистическое пространство?
Вероятно, галлюцинации.
Но даже Библия уверяет, что бог пребывает и в реальном пространстве.
«– Сейчас много говорят о религиозном фанатизме. Часто вспоминают крестовые походы…
– Понимаешь, в истории религиозный компонент часто играл роль прикрытия. Те же крестовые походы были походами экономическими, хотя формально велись ради освобождения Гроба Господня».
Раушенбах выворачивает суть наизнанку, правильное утверждение - сущность религии в том, что она есть орудие в руках правящих классов для реализации их интересов.
Научное же мировоззрение существует, хочет этого Раушенбах или нет, и это мировоззрение отвергает любую религию.
Разумеется, среди ученых – множество верующих, равно как и атеистов.
Если уровень советского академика столь пещерный, можно представить, с каким идеологическим багажом СССР подошел к 1991 году.
Скончался 27 марта 2001 года.