Найти в Дзене
В музыке профан

«Что же это такое? Ведь этот мальчишка всех нас за пояс заткнул», - шутливо негодовал Лядов в день премьеры Первой симфонии Глазунова

«То был поистине великий праздник для всех нас, петербургских деятелей молодой русской школы»,— вспоминал много лет спустя Римский-Корсаков. 🏛️🎼Милейшие библиотекари нотно-музыкального зала любимой РГДБ (анонимные они у меня не по причине моей невнимательности, а исключительно их скромности!) напомнили, что в этом году был юбилей у великого русского композитора Александра Глазунова (1865-1936). А я о нём ничего не написала - восполняю пробел. 📕🎹Юному Глазунову повезло – родился в семье петербургского издателя, человека высокой культуры Константина Ильича Глазунова. Мать, Елена Павловна, не только играла на фортепиано, но и изучала теорию музыки под руководством Николая Римского-Корсакова. Так что увлечение мальчика музыкой приветствовалось, поддерживалось, и средства для оплаты уроков у семьи были. ✉️ Его талант сразу же оценил Милий Балакирев, он называл его «маленьким Глинкой» и порекомендовал Римского-Корсакова в качестве преподавателя теории музыки. "Мальчик очень способный и ч

«То был поистине великий праздник для всех нас, петербургских деятелей молодой русской школы»,— вспоминал много лет спустя Римский-Корсаков.

🏛️🎼Милейшие библиотекари нотно-музыкального зала любимой РГДБ (анонимные они у меня не по причине моей невнимательности, а исключительно их скромности!) напомнили, что в этом году был юбилей у великого русского композитора Александра Глазунова (1865-1936). А я о нём ничего не написала - восполняю пробел.

📕🎹Юному Глазунову повезло – родился в семье петербургского издателя, человека высокой культуры Константина Ильича Глазунова. Мать, Елена Павловна, не только играла на фортепиано, но и изучала теорию музыки под руководством Николая Римского-Корсакова.

Так что увлечение мальчика музыкой приветствовалось, поддерживалось, и средства для оплаты уроков у семьи были.

Глазунов в детстве.
Глазунов в детстве.

✉️ Его талант сразу же оценил Милий Балакирев, он называл его «маленьким Глинкой» и порекомендовал Римского-Корсакова в качестве преподавателя теории музыки.

"Мальчик очень способный и чрезвычайно интересуется оркестровой музыкой, и всё пишет партитуры, и постоянно поручает матери спросить у меня что-нибудь вроде — как пишется триангль или контрабас", - писал Балакирев Римскому-Корсакову.

🏛️🎶И вот… 17 марта 1882 года была исполнена Первая симфония Глазунова, принимать овации на сцену вышел 16-летний подросток.

Создание этого произведения имело судьбоносное значение для развития всей отечественной музыкальной культуры. Лесопромышленник-миллионер Митрофан Беляев, побывав на репетиции симфонии, стал горячим поклонником Глазунова. Увлечение музыкой Глазунова навело Беляева на мысль регулярно проводить концерты симфонической русской музыки, возможно шире знакомить с ней публику.

Он начал проводить у себя в доме еженедельные «беляевские пятницы», организовал регулярные «Русские симфонические концерты», основал собственное нотное издательство, учредил ежегодные Глинкинские премии.

Беляев с 1884 года оставил активную предпринимательскую деятельность, передав руководство семейными лесопромышленными предприятиями младшему брату. Благодаря поддержке Беляева состоялась творческая судьба многих русских композиторов.

♦️После смерти Беляева в 1904 году Глазунов получил «в наследство» немало забот: свое благородное дело Митрофан Петрович передал в руки Римского-Корсакова, Глазунова и Лядова.

Можно ли было найти более бескорыстно преданных русской музыке и композиторам людей, нежели Глазунов и Римский-Корсаков?! Вспомним, ведь именно они сохранили для нас образы музыки Бородина, закончив его оперу «Князь Игорь». Во многом – благодаря уникальной памяти Глазунова.

В 1904 году, к 100-летию со дня рождения Михаила Глинки, было выпущено новое издание его сочинений, «просмотренное и исправленное Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым». Они же добились постановки «Руслана и Людмилы» целиком, без сокращений.

Но вернёмся к Первой симфонии Глазунова. «Юная по вдохновению, но уже зрелая по технике и форме симфония имела большой успех», - писал Римский-Корсаков (ему, учителю, и была посвящена симфония).

По словам самого автора, симфония навеяна впечатлениями от Шестой «Пасторальной» симфонии Бетховена. Специалисты говорят, что ее лучшая часть - третья, Adagio, «с размеренно развертывающейся элегической мелодией, эпически-сосредоточенным характером».

🎧Alexander Glazunov "Symphony No 1" Gennadi Rozhdestvensky

📕А также! Знаю, что меня читают педагоги музыкальных школ. Обратите внимание на проект РГДБ «Имена и даты», к 160-летию Глазунова здесь представили виртуальную книгу «Сюита на тему «Саша».