Найти в Дзене

Бесплатный музей в Петербурге - музей блокады. Стоит ли туда идти

Мы с вами привыкли к тому, что в Питере всё платное, даже вход в храмы. Спаса на Крови, Исаакиевский собор, Петропавловский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры. Представляете себе, у них даже на кладбища вход платный! К примеру, пантеон той же самой Александро-Невской Лавры, где упокоились Достоевский, жена Пушкина Наталья Николаевна и многие другие известные люди. Поэтому, я был очень удивлён, когда узнал про бесплатный музей в Санкт-Петербурге. Это музей обороны и блокады Ленинграда. Ещё интереснее, что я там ни разу не был. Хотя ездил в Петербург уже раз 15. И вот наконец я решил сходить. Музей небольшой, но очень хороший. Находится по адресу Соляной переулок, 9, в северо-восточной части исторического здания Соляного двора. Метро поблизости нет, но имеется платная парковка. Когда я был в Санкт-Петербурге (октябрь 2025), стоимость часа составляла 100 рублей в. И даже при такой невысокой цене стоянка всё равно была полупустой. Сейчас 200 и 280 рублей в час. За 1 де

Мы с вами привыкли к тому, что в Питере всё платное, даже вход в храмы. Спаса на Крови, Исаакиевский собор, Петропавловский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры. Представляете себе, у них даже на кладбища вход платный! К примеру, пантеон той же самой Александро-Невской Лавры, где упокоились Достоевский, жена Пушкина Наталья Николаевна и многие другие известные люди.

Поэтому, я был очень удивлён, когда узнал про бесплатный музей в Санкт-Петербурге. Это музей обороны и блокады Ленинграда. Ещё интереснее, что я там ни разу не был. Хотя ездил в Петербург уже раз 15. И вот наконец я решил сходить. Музей небольшой, но очень хороший. Находится по адресу Соляной переулок, 9, в северо-восточной части исторического здания Соляного двора.

Метро поблизости нет, но имеется платная парковка. Когда я был в Санкт-Петербурге (октябрь 2025), стоимость часа составляла 100 рублей в. И даже при такой невысокой цене стоянка всё равно была полупустой. Сейчас 200 и 280 рублей в час. За 1 день паркинг подорожал почти в 3 раза. Видимо, ставить теперь совсем никто не будет, ну а музей лишится части посетителей, за что следует поблагодарить инициаторов повышения тарифа.

Музей был открыт в 1946 году, но проработал всего шесть лет. В 1952 его закрыли. Нового открытия пришлось ждать до 1989-го.

-2

Причина закрытия была с формулировкой, что якобы экспозиция музея принижала роль Сталина в Великой Отечественной и битве за Ленинград, а вот роль самого города на Неве, наоборот, возвеличивала, выделяла, и противопоставляла заслугам всего СССР. Так ли это было - судить современникам. Во всяком случае, сейчас истории музея посвящён его первый зал.

-3

Добавлю, что в 2014 году было решено построить для музея новое больше здание недалеко от Смольного монастыря. Но воз, как говорится, и ныне там.

"Граждане! При артобстреле эта сторона улицы особенно опасна"
"Граждане! При артобстреле эта сторона улицы особенно опасна"

Что же касается экспозиции, она очень хорошая, хотя и занимает всего лишь один зал. Он, правда, довольно большой. И посетителей в музее много. Была даже группа школьников.

-5

На случай, чтобы кто-нибудь не присоединился к школьной экскурсии, даже имеются специальные надписи. Впрочем, для меня данное предупреждение не актуально. Я смотрю экспозиции и снимаю их очень быстро, а экскурсия длится час. За это время я лучше посмотрю ещё 2 - 3 улицы в Питере.

-6

Экспозиция демонстрирует различные стороны жизни блокадного Ленинграда, а также обороны Ленинграда и битвы за него.

-7

Практически все экспонаты подлинные, что безусловно повышает ценность музея, поскольку ты смотришь живую историю, а не какие-то там муляжи.

-8

Мне очень понравились макеты и диорамы. Например, уменьшенная копия станции метро "Площадь восстания", открытой в 1955 году. Правда, я немного не понял, какое отношение она имеет к блокаде. Ведь к тому времени Великая Отечественная уже 10 лет, как закончилась. Но надеюсь, кто-нибудь из читателей напишет.

-9

Как вы знаете, в блокадном Ленинграде трамвай имел жизненно важное значение, в буквальном смысле этого слова. Это был основной вид городского транспорта. С 8 декабря 1941 до 15 апреля 1942 движение было остановлено, и это событие стало роковым для многих десятков тысяч ленинградцев. Им пришлось ходить на работу пешком, а это не один километр. Холод, помноженный на чудовищный дефицит калорий, очень многие этого просто не перенесли.

-10

Интересно, что на фабрике Шиндлера в Кракове есть макет краковского трамвая тех времён. Надеюсь, рано или поздно поляки образумятся и вспомнят, благодаря кому они обязаны своему сегодняшнему существованию.

Все фотографии сделаны автором статьи
Все фотографии сделаны автором статьи

Также в музее блокады представлен макет непосредственно самого музея блокады, а точнее, всего комплекса зданий Соляного городка.

-12

Макет флагманского командного пункта Краснознамённого Балтийского флота, и ещё несколько макетов.

-13

К сожалению, все фотографии просто невозможно включить в коротенькую статью на Дзен.

-14

Кроме того, в музее блокады имеются мультимедийные экраны, где можно посмотреть раритетные снимки тех страшных времён.

-15

В общем, этот музей производит очень сильное впечатление. Вход в него бесплатный, чтобы все посетители могли ознакомиться с героической историей нашей Родины, прочувствовать её. Наверно, стоило задержаться там подольше, но в поездках всегда так мало времени, а хочется посмотреть как можно больше.

Поэтому, идти сюда однозначно стоит. А вот насчет заказа экскурсии, решайте сами. Для меня это, увы, непозволительная роскошь. Конечно не в смысле денег, а просто потому что в путешествиях всегда очень мало времени. Стоимость экскурсии 400 рублей.

В моем телеграм-канале много интересной и полезной информации о путешествиях по России и миру, а также о московских достопримечательностях. Подпишитесь, чтобы не пропустить!