23 ноября 2025 года при храме святого Александра Невского в Лианозово состоялась премьера короткометражного художественного фильма «Отшельник», снятого в 1997 году Юрием Максимовым (ныне — иереем Георгием) и Алимом Велитовым.
Слова авторов перед просмотром
Алим Велитов:
История этого фильма очень интересная, его создание стало возможным во многом отцу Георгию. Это была его творческая инициатива. Мы с о. Георгием в детстве учились в Киношколе. И еще одним из наших одноклассников был Евгений Цыганов, ныне известный актер. Там мы познакомились и уже после окончания Киношколы сняли этот короткометражный художественный фильм. О. Георгий стал сценаристом и режиссером, я — оператором, а Женя — главным актером. У фильма непростая судьба, лишь двадцать восемь лет спустя после съемок он наконец-то добрался до своего зрителя и сейчас происходит долгожданная премьера.
О. Георгий Максимов:
Съемки происходили в конце 1996 — начале 1997 годов. Фильм, как это и по названию понятно, посвящен вопросу богоискательства, что было для меня важно тогда, важно и сейчас. После того, как мы его сняли, первый черновой монтаж был сделан тогда же, в 1997 году, но окончательно мы его не смонтировали. Началась студенческая жизнь, которая занимала все время, да и оборудования для монтажа не было. Шли десятилетия, но Алим все это время хранил у себя материалы фильма, в том числе черновой монтаж.
Затем в 2020 году случилась история с ковидом, благодаря которой у всех нас появилось немножко больше времени, чем обычно. И я воспользовался этим временем, чтобы все-таки доделать фильм, сделать окончательный монтаж. Но с тех пор прошло еще пять лет, прежде чем он дошел до премьеры. Евгений просил не выкладывать фильм в интернет и я уважаю его просьбу. Но он не возражал против небольших частных показов и Алим организовал такой показ, за что я ему очень благодарен.
Конечно, поскольку фильм снимался на видеопленку, а она не так хорошо сохраняет изображение, то качество картинки далеко не идеальное, но, думаю, в этом тоже что-то есть от того времени, когда фильм был снят.
Не буду затягивать вступление, давайте начнем просмотр и пусть фильм говорит сам за себя.
Обсуждение после просмотра
Алим:
Для меня это такая живая история, которая определила многое и в моей жизни. Знаете, бывает, закладывается что-то в тебя, а потом долго раскрывается, и вот это именно тот случай. Если кто-то хочет высказаться, поделиться своими впечатлениями, или задать вопросы, пожалуйста.
- Как вы втроем объединились для съемок фильма?
О. Георгий:
Ну, мы объединились задолго до этого, так как учились вместе, и поэтому подружились, пока учились в киношколе. Фильм мы сняли сразу же после окончания киношколы и делать его вместе для нас было естественно. Поскольку мы уже были несколько лет знакомы к тому времени, и даже что-то небольшое до этого снимали.
- А что вас подвигло на создание этого фильма? Почему выбрана была именно эта тема?
О. Георгий:
Подвигли, конечно, мои собственные переживания, связанные с богоискательством. Главный герой пытается найти Бога. Это было в целом характерно для того времени, 1990-х годов, когда многие стремились к Богу, но зачастую это было хаотичное движение, неупорядоченное, по наитию, с ошибками. Возможно, у ребят тоже что-то подобное было, поэтому им эта тема показалась интересной, и ни Женю, ни Алима не пришлось долго уговаривать для участия в съемках.
Алим:
Я бы еще добавил, что подростковый возраст как раз способствует некому бунту и отрицанию мира. И даже есть такая песня со строчкой: «Мы все уходили из дома». И я тоже в 1995-м сбежал из дома, уехал в Крым и три недели провел вот в таких поисках...
- Почему герой не думает о родителях, когда уходит? Их вообще нет в кадре.
О. Георгий:
Герой этого фильма все-таки постарше, чем был Алим во время своего ухода. По сюжету Андрей — уже работающий молодой человек, совершеннолетний и самостоятельный. Тема отношений детей и родителей очень важная, ей посвящено много великих произведений, но этот фильм все-таки про другое. Про поиск Бога, Отца Небесного.
Алим:
И про смысл жизни - в молодости этот вопрос нередко встает особенно остро, потому что человек только вступает в этот мир и ему важно разобраться, в какой мир он вступает и что он в нем может сделать. Для чего он живет?
- Вы выразили свой личный опыт в этой картине?
О. Георгий:
Если говорить про сюжет фильма и про проблемы, с которыми сталкивается герой, то во многом они продиктованы тем, что он пытается найти Бога без Церкви, самостоятельно. И потому на этом пути у него и ничего не получается так, как он ожидал.
Вместе с тем, даже несмотря на то, что он предпринимает неправильные действия, но само-то по себе его стремление найти какой-то предельный смысл и найти его именно в отношениях с Богом - правильное. Поэтому Бог не посрамляет данное стремление Андрея и в итоге посылает ему представителя Церкви, монаха. И направляясь за этим монахом, - на чем заканчивается фильм, - герой обретает правильный путь, вводящий в отношения с Богом в Церкви Божьей.
В этом смысле фильм действительно выражение моего опыта, и, думаю, не только моего, потому что в то время это было свойственно для многих — то, что духовное движение не сразу находило церковное выражение. У меня прошло несколько лет с тех пор, как я прочитал Евангелие и стал верующим, и до того, как я уже пришел в Церковь и начал воцерковляться.
Поэтому да, можно сказать, что в целом это является отражением моего опыта, но это не автобиографическая лента. В плане смыслов я делюсь в ней тем, какие бывают ошибки на духовном пути, а какие бывают, наоборот, правильные решения. В частности, я хотел передать фильмом, что когда ты идешь к Богу, то не можешь назначать расписание, которому Бог будет следовать. Это Бог назначает тебе время и место встречи и ее условия. А ты уже можешь их увидеть, почувствовать, и далее откликнуться или нет. И обычно встреча с Богом бывает не так, как человек сам себе это представлял.
- А закадровый голос он когда был записан? Кажется, что не в 1997-м?
О. Георгий:
- Записать аудио мы тогда не успели. Оно было записано в 2020-м году, когда проходил финальный монтаж, и я благодарен, что Женя нашел время, чтобы записать его. Конечно, голос уже не юного человека, и это добавляет некоторую глубину истории, которая предстает как вспоминание героя уже с высоты прожитых лет, о том, что с ним произошло в юности.
Алим:
Это создает многослойность, появляется еще одно измерение истории, дополнительная ее оценка из другого возраста. Отец Георгий сказал, что это не автобиографический фильм, но сам факт съемки этого фильма стал фактом нашей биографии. И мы эту ситуацию все-таки прожили. И Женя прожил, и я прожил, и отец Георгий прожил. В этом и смысл творчества, что можно с помощью фильма прожить такую ситуацию, при этом не уходя в такое ошельничество.
Отец Георгий сказал, что это во многом отражает то время, когда фильм создавался. Но, мне кажется, это универсальная тема. Любой молодой человек ищет смысл жизни, в каком бы времени он ни жил. И сейчас уже, конечно, другое время, другие реалии, другая атмосфера. Но сам вопрос о смысле жизни остается, и будет вставать вечно перед молодыми людьми. Бывает, что человек очень поздно просыпается для этого вопроса, когда жизнь уже прошла. А герой фильма проснулся довольно рано, начав свой поиск.
- Мне при просмотре вспомнилась параллель с иноком Ферапонтом, который тоже все бросил и пришел в Оптину. И он стоял около ворот, пришел поздно и его не пускали в монастырь. Он всю ночь простоял на коленях, нагнувшись, молился. И к утру даже сугроб получился из него. И утром, когда увидели это, его впустили. Именно то время было наполненно таким напряженным поиском Бога.
О. Георгий:
Совершенно верно, и в то время был не только поиск, но и готовность к таким подвигам ради обретения Бога, может быть даже чрезмерным, но искренним, без саможаления. Поэтому я, с одной стороны, согласен с Алимом в том, что стремление к предельным смыслам, к встрече с Богом, и среди современной молодежи может встречаться. Но, с другой стороны, вот такого стремления к подвигам, может быть иногда даже чрезмерным, как в обсуждаемом фильме, все-таки, в наше время гораздо меньше.
А в то время это было, потому что хотелось не просто стать верующим, хотелось испытать себя, пройти до конца, насколько это возможно. И поэтому истории, подобные той, которую Вы рассказали, в те годы случались нередко.
- Как понять концовку фильма? Там настоящий монах или это просто привиделось герою?
О. Георгий:
Он видит настоящего монаха. В конце главный герой становится ведомым, решая следовать за представителем Церкви. И это принципиальное изменение, потому что до этого он пытается сам все выстраивать в своей духовной жизни и в отношениях с Богом. А когда человек лишь на себя уповает, это, как правило, приводит к болезненным последствиям. Но в конце герой и смиряется, и при этом утешается, он понимает, что все это время Бог не отсутствовал. Все это время Бог помещал его в такие ситуации, которые приводили в правильное духовное состояния, смиряли его, и делали через это достойным получить ответ свыше. Андрей пришел в этот лес с довольно гордым намерением: «я стану подвижником, причем сам, без Церкви», и не получает ответа, пока остается в этом состоянии. А когда все выпавшие ему обстоятельства смиряют его, и он смиряется, только в этот момент он встречает монаха и понимает, что это — ответ Бога. А поскольку именно монах ему снился, Андрей понимает, что это как раз то, что Господь запланировал с самого начала.
- Действия героя вначале выглядят очень самонадеянными. На что он рассчитывал, придя с маленьким запасом в лес? Что Бог о нем непременно позаботится и спасет? Кажется, им двигала гордыня.
О. Георгий:
Вы совершенно правы. У него было, с одной стороны, и правильное движение, стремление вырваться из суеты, найти что-то значимое, встретиться с Богом. Но при этом, с другой стороны, была и гордость, которая все перечисленное отравляла, мешала этому стремлению найти здоровое русло, и даже делала в некотором смысле комичными его попытки. Потому через показанные в фильме обстоятельства Господь его и смирял, чтобы гордыню удалить, а после того, как гордыня ушла, Андрей и получил ответ от Бога.
Алим:
Это в фильме удалось показать: с чем герой пошел, и к чему пришел, какой урок получил.
- Вообще фильм завораживает. Постоянно хочется смотреть: а что будет дальше? А как же он справится? И на себя как-то немножко это тоже примеряешь: а что бы я делал в этой ситуации? Скажите, в вот этот смысл, который вы сейчас нам рассказали, вы уже тогда, когда в семнадцать лет писали сценарий, уже понимали? Это кто-то вам подсказал или вы сами дошли?
О. Георгий:
Все съемки были сделаны тогда и эти смыслы были заложены тоже тогда. В чем-то это было наитие, в чем-то личные переживания, в чем-то осмысление прочитанного. Мы много читали в то время. Внешней помощи при написании сценария не было, - что касается содержания, сценарий, это все было мое. А ребята, Алим и Женя, помогали уже на этапе реализации.
- Вы не были тогда еще воцерковлены?
О. Георгий:
Был. Где-то за полтора года до съемок этого фильма я начал воцерковляться. Конечно, я при этом читал про подвижников, в частности, Древний Патерик, и это тоже повлияло.
- А почему Евгений, ваш общий друг, против демонстрации фильма в общем доступе, в сети? Он это как-то мотивирует?
О. Георгий:
Да. Он указал две причины. Первая – ему кажется, что фильм не совсем понятный и в этом смысле не совсем получился. Ну и, собственно говоря, вот сейчас мы в рамках этого обсуждения и стараемся определить, понятный он для зрителя или действительно непонятный. Вторая причина – как я понял, Жене кажется, что его актерская игра в этом фильме не вполне соответствует тем высоким стандартам, которые у него есть. Но я с ним в этом не согласен. Я считаю, что он хорошо сыграл.
- Фильм выглядит так, будто это документальные съемки. Я поверил в героя. Все очень естественно. Действительно хорошо сыграл. Стоило бы его распространить. Интересно и юношеской аудитории его показать.
О. Георгий:
Не знаю, насколько такой фильм будет близок для юношеской аудитории. Потому что современный кинематограф более динамичный. Много движений, мельтешение кадров, крики, яркие эмоции. А наш фильм снят в традициях более раннего кинематографа, когда кадры долгие, действий не так много и все это должно помогать зрителю постепенно погружаться в состояние героя. В нем нет динамичных сюжетных поворотов, экшена, юмора. Поэтому я думаю, что современной молодежи смотреть такой фильм будет тяжелее, чем нам в свое время, когда еще не было таких клиповых стандартов.
- Такому фильму и не нужна клиповая подача. Может, и не всех, но кого-то он тронет, окажется полезным, и будет отдача. Это обязательно надо показывать. Смысл не в том, чтобы о фильме говорили, а чтобы молодежь в себя это впитала и задумалась. Здесь потрясающие кадры природы. И этот человек, наедине с восходом, держит внимание. Действительно интересно: а что с ним дальше-то будет? И значит, каждый будет ставить себя на его место. И будет задавать себе вопрос: а что со мной будет дальше?
Алим:
Мне, как оператору фильма, приятно, что вы оценили как раз виды природы. Я вот сейчас тоже смотрел, и действительно, фильм визуально очень интересный. Живой. Ритм у него, конечно, не такой, как сейчас принято. Но при этом отцу Георгию, как режиссеру, удалось сделать такую ритмическую структуру, что он драматургически смотрится очень грамотно. У него есть ясная завязка, есть развитие, герой доходит до какого-то апогея и потом есть некое разрешение, завершающая концовка.
Этот фильм как некая философская притча. Человек может всю жизнь искать, предпринимать какие-то действия, а они приведут к чему-то непонятному. Но, как говорится, Бог целует даже намерения. И важно, что в душе у человека, чего он хочет на самом деле. Вот это, наверное, главный вопрос. Если в результате этого фильма зритель спросит себя: а чего я хочу на самом деле, в самой своей предельной глубине? Чего хочет мое сердце? Довольно ли оно тем, что вокруг? То это, наверное, будет главная польза от фильма.
Еще я хотел бы обратить внимание, что в этом фильме тонко показано взаимодействие человека с окружающим пространством. Герой говорит, что когда он жил в городе, его как будто что-то выталкивало. Ему было душно. И он уходит в лес, на природу. Там ему становится хорошо на какое-то время, он почувствовал, что оживает. Но потом и эта среда начала его выталкивать. И куда ему идти? Он оказался как отовсюду изгнанник. Вспоминаются слова блаженного Августина: Ты нас создал, Господи, для Себя, и только в Тебе душа успокаивается.
И за всем этим чувствуется движение промысла Божие. Там есть кадр, где герой молится, смотря в камеру. И видно, что это искренний человек, живая душа, которая действительно хочет встретить Бога.
О. Георгий:
В фильме есть несколько кадров сверху, это один из них. Снимать их было сложно, потому что у нас не было специально кранов, с которых профессиональные киношники снимают их. Алиму приходилось залезать на деревья, чтобы снять такие кадры. Но я настаивал, потому что для меня было важно через них показать взгляд Бога. Что хотя герой Его не чувствует, но Бог на него смотрит.
Еще, я думаю, можно сказать, что в некотором смысле это немного пророческий фильм в отношении Алима. Потому что он играл здесь христианского монаха еще задолго до своего крещения. Последние кадры с монахом мы снимали утром в день отъезда. Мы вообще фильм снимали у моей бабушки в деревне. И там автобус только один раз в день ходил. И вот мы сняли эти кадры и надо было сразу же возвращаться в дом, хватать рюкзаки и бежать на остановку, чтобы на автобус успеть. Еле успели. У Алима не оставалось времени переодеться, поэтому он так и поехал на автобусе в одежде монаха, чем немало удивил пассажиров. И я тогда подумал: интересно, зачем Господь так устроил, что Алим в образе монаха задержался гораздо больше, чем требовалось для съемок, и предстал окружающим людям как христианин? Мы же не планировали этого… И вот много лет спустя Алим пришел ко крещению.
Еще был забавный момент, связанный с производственным процессом. Съемки длились несколько дней, на ночлег мы уходили в бабушкин дом. И вот Женя как-то сказал: наверное, мне надо, чтобы вжиться в персонажа, переночевать в этом шалаше. И я ему отвечаю: да, давай, отличная мысль!
Место съемок было далеко, в паре километров от деревни. Женя говорит в конце съемочного дня: хорошо, я схожу с вами, поужинаю, а потом уже вернусь сюда и переночую. И вот мы пришли, бабушка нам картошки наготовила. Мы сидим, поели, разомлели в тепле. И я говорю Жене: Ну что, давай, пора. Иди в лес! А за окном уже стемнело. Он подумал, и говорит: нет, я все-таки не пойду, как-нибудь по-другому в роль вживусь. И правильно сделал!
- А никто не заболел во время съемок?
Нет, никто не заболел.
- Почему для съемок была выбрана зима?
О. Георгий:
Конечно, летом красивее, более того, изначально мы с Алимом поехали в эту деревню летом, и сняли очень много отличных кадров. И когда мы показали их Жене, он вдохновился и сказал: да, вы можете снимать! Поэтому легко согласился на съемки. Но для фильма была выбрана зима, а не лето, потому что зима быстрее ставит человека в предельные обстоятельства. Летом не было бы такого экстремального столкновения.
- Мне кажется, этот фильм профессионально сделан. И он имеет четкое окончание. Фильм очень хороший, и он очень нужен. Раз нельзя выкладывать в интернете, начните показы с приходов.
Алим:
Вот мы и начали. Мне тоже кажется, что сколько бы нам ни было лет, но важно сохранить это желание встречи с Богом, как у героя. И желание найти ответы, войти в живое богообщение. Ведь этот человек ищет именно общения с Богом, и его не устраивает всё, что может предложить мир, живущий без Бога. И у такого человека, да, наверное, единственный путь, - в Церковь.
Я сам во время съемок был мусульманином, ходил в мечеть, но всегда у меня была какая-то симпатия к Православию. Я читал православные книги, мне отец Георгий давал Древний Патерик почитать, Василия Великого. И мне это нравилось, как-то созвучно было. Многое, конечно, было и несозвучно, но меня привлекала как раз некая глубина и особая атмосфера, которая в Православии присутствовала. И в этом фильме тоже отразился этот дух искреннего богоискательства.
В нем можно видеть просторы заснеженные, леса, небо, и во всём этом как будто разлито что-то такое живое, что-то, несмотря на зимний холод, в этом фильме ощущается божественное присутствие. И оно ведь всегда с нами, но ощущается в зависимости от открытости нашего сердца.
Мне кажется, что отец Георгий, как режиссёр, вложил в фильм свою душу, то, как он видит мир, и это картина мира православного человека. Это мир, в котором присутствует Бог. И Бог именно живой, вездесущий и любящий. Ощущается забота Божия об этом персонаже, что Бог присматривает и заботится о нем, посылает ему этих хулиганов, эту девушку, и во всем этом есть промысел Божий.
Каждая из ситуаций это, в некотором роде, забота любящего Отца, а вместе с тем и проверка, и некое испытание. И герой эту проверку проходит. Мне кажется, что сложился цельный фильм, и я благодарен отцу Георгию, что он его завершил, потому что, как говорится, одно завершенное дело стоит десяти незавершенных.