«Родитель - это профессия, которой не учат»
«Мальчик умный, но ленивый! Задание не выполняет, на уроках спит, только пропадает целыми днями на улице». Примерно так выглядит типичная жалоба, с которой родитель приходит к репетитору. Сегодня мы с вами поговорим о детях, которые не желают учиться.
Почему я считаю себя вправе что-то говорить о детях?
Для начала - необходимый дисклеймер. По образованию я технарь, инженер-микроэлектронщик. Тем не менее, в ходе моей взрослой жизни мне постоянно приходилось пересекаться с образованием как детей, как и взрослых. Ну а последний год образование стало моим основным занятием, и я успел пройти путь от обычного репетитора к преподавателю на курсах допобразования для 5 и 7 классов. Кроме того, все школьные годы я учился на семейной форме образования, и класса с 6 был практически предоставлен сам себе. И это, кстати, было далеко не просто, только под конец школы я вылез из троек. Этот опыт очень помогает мне поддерживать ребят и девчат, которые также оказываются не в состоянии справиться с ответственностью за свое образование.
В стране невыполненных уроков
Как преподаватель и репетитор, я имею не так много возможностей для диагностики проблем ребёнка. Одними из самых важных инструментов в моем арсенале являются домашняя работа и наблюдение за работой в классе. Ниже я приведу несколько примеров из своего опыта, как я интерпретировал и, отчасти, купировал симптомы разных проблем ребят на основе их работы дома и в классе. Конечно, мой опыт применим в ограниченном объеме, и я не претендую на обладание истиной в последней инстанции. Я не коррекционный педагог, мои ученики были отзывчивыми и заинтересованными. Все, представленное ниже - только выводы из моего личного практического опыта.
Как вы думаете, что важнее всего для успеха ребенка в образовании?
1) Решать все домашнее задание в срок
2) Получать “5” на контрольных
3) Участвовать во внеурочной деятельности, олимпиадах
4) Задавать вопросы учителю
В постановке вопроса скрыт подвох. Что такое “успех”? Как его понимают родители, как дети, как учителя? Наверное, пятерки будут ближе всего к успеху по мнению ребенка, а участие в олимпиадах и кружках тешат родительскую душу. Учитель любит видеть заполненные аккуратными почерком тетради с домашкой. Но, по моему мнению, это все - не успех.
Все эти три показателя - это лишь следствия успеха ребенка в образовании, его объективное подтверждение. Успех же состоит в том, что сегодня он знает и умеет больше, чем вчера. Единственный способ для ребёнка достичь этого - постоянно признавать свое незнание и задавать вопросы.
Неумение или нежелание ребенка признавать свое незнание - одна из самых коварных проблем, с которыми могут столкнуться все участники образования. Ребёнок может долго скрывать свои проблемы. Почему дети молчат? В моей практике, чаще всего они либо стесняются, либо боятся, то есть - воспринимают свою некомпетентность как порок, как уязвимость. Более того, в течение школьных лет ребенка практически гарантировано, что рано или поздно он действительно окажется под угрозой, если выкажет свое незнание.
Я помню, как тяжело было заставлять себя задавать вопросы и тянуть руку на лекциях в университете - хотя, казалось бы, вот уж где никто не может пристыдить тебя за незнание материала лекции. И тем не менее, даже на самых сложных поточных лекциях вся аудитория на 300 человек молчала, старательно записывая за лектором какие-то магические формулы. Признать перед аудиторией свою некомпетентность и необразованность было сложно, но мало что принесло мне - да и, думаю, моим однокурсникам - больше пользы.
Вторая проблема, которая особенно ярко проявляется начиная с 9 класса, но имеет место и в более ранних - это нехватка мотивации. Ребенок может просто напросто не хотеть учить этот предмет. Причин может быть много: материал не связан с его личными увлечениями, он не выспался, соседка надела красивую кофточку… каждый читатель, уверен, может добавить десяток причин в этот список. Все сводится к тому, что разум просто не готов фокусироваться на “здесь и сейчас”, вместо этого пребывая где-то далеко.
Третья проблема в наше время распространена везде и всюду. Нехватка самоконтроля - чума 21 века. И взрослые, и дети сталкиваются с ней равным образом, и если для взрослых есть эффективные методики развития самоконтроля и дисциплины, то мозг детей до 20-25 лет просто не готов к самоуправлению. Поэтому дети ещё больше, чем взрослые, зависят от правильной организации внешней среды, от поставленных извне, авторитетными взрослыми, рамок и структуры деятельности, от системы поощрения и понуждения.
Четвёртую коренную проблему, мешающую успеху в образовании, решить проще всего. Это, собственно, нехватка у ребенка знаний, чтобы понять изучаемый материал. Думаю, что многие могут удивиться: почему я поставил незнание последним пунктом? Разве дать знания - не главная цель педагога? Ах, если бы! Если бы все, что надо было делать педагогу - это давать знания. До тех пор, пока не будут решены проблемы коммуникации и мотивации, давать знания абсолютно бесполезно. Ребёнок их просто не усвоит, покивает головой, да и забудет. Когда же первые две проблемы решены, у педагога становится не жизнь, а сметана - “урок прочитал, домашку задал - а там спи, отдыхай!”
Трое из ларца, одинаковых с лица
Попробую описать вам три характерных портрета ребят, которые встречались мне в моей практике. У всех них изначально была одна и та же явная проблема: они не учились и не знали материал.
Девочку М. привела ко мне ее мама. “Весь год она ничего не делала и врала мне про выполненные уроки”. Первые 4 занятия я учил М. задавать вопросы и признавать свое незнание.
- Ты знаешь такую-то тему?
- Да.
- Реши для меня задачу, пожалуйста.
Следующие 15 минут мы сидели в тишине - я наблюдал, как ученица начала что-то писать в тетради - сначала осмысленное решение, а потом, когда споткнулась в рассуждении - просто обводила уже написанные цифры, чтобы не показывать, что запуталась. Я не мешал и задавал тихий вопрос “тебе нужно помочь?” только когда она сама признавала свое поражение. Только после того, как она перестала трястись от страха допустить ошибку или сказать что-то не так, мы смогли начать проходить новый материал.
Я. был уже совсем не мальчиком - он пришел ко мне после армии, когда понял, что его знания математики, застывшие на уровне 6 класса, не позволяют ему поступить даже в захудалый колледж. У него не было таких проблем с коммуникацией, как у М. - если напрямую задать ему вопрос, он честно говорил “да хрен его знает”. Для меня, как преподавателя, эти слова - музыка. До Я. тяжело доходила каждая новая тема, он разучился учиться, ему приходилось делать десятки задач после каждого занятия - но, тем не менее, за год занятий раз в неделю он освоил программу 7 и 8 классов на приличном уровне и поступил в колледж на сисадмина.
П. учился в 8 классе. Мама попросила “подтянуть его к экзаменам”. После двух занятий выяснилось, что в его знаниях было больше дырок, чем в швейцарском сыре. Мы начали наши занятия с 6 класса, с повторения правил действий с дробями. П. был глубоко разочарован в математике и использовал любой повод, чтобы соскочить с занятий. Домашку приходилось дублировать ему и маме, потому что иначе за неделю он не делал ничего. Но, по крайней мере, он, как и Я., умел признавать что чего-то не знает, а потому за год регулярных занятий смог подтянуть свой уровень достаточно, чтобы дальше идти прямо по программе.
Что со всем этим делать?
В ходе развития ребёнок проходит через череду кризисов: кризисы трёх, семи и тринадцати лет по Л. Выготскому. Для школьного образования важны два последних. Кризис семи лет связан с осознанием ребенком себя как части общества и ориентацией на авторитет. Ребёнок старается проявить себя, заслужить похвалу и одобрение своих старших, в том числе - и учителей. И это создаёт иллюзию того, что дети в этом возрасте быстро растут, становятся ответственными и самостоятельными. Многие родители расслабляются и принимают такую ситуацию как данность (как мама М., очень серьезной и умной девочки), и оказываются шокированы изменениями, которые приносит с собой кризис 13 лет. Бунтарство, самостоятельность, желание самоутвердиться. Внезапно ребенок как будто откатывается в развитии, его просто не узнать. Успехи в учебе и одобрение педагога уже куда меньше для него значат. Ребенок хочет сам расставлять приоритеты в жизни.
Поэтому преподавание в 5 и 7 классах - это две разные реальности, абсолютно разные задачи. В то время как в 5 классе я должен придерживать детей, чтобы они не гнали слишком сильно вперёд, не проскакивали важные темы в стремлении показать себя в как можно лучшем свете, в 7 классе преподавание иногда ощущается как мучения Сизифа.
Как я решаю поставленные выше проблемы в работе с ребятами разных возрастов?
Мотивация
Пойдёте ли вы на работу, если вам не будут платить зарплату? Будете ли вы с радостью исполнять свои обязанности в компании с людьми, которые вас задирают, в душных и плохо освещённых помещениях, в постоянном цейтноте, пойдете ли вы на четвёртую подработку, имея работу на полную ставку? Нет? А почему вы ждёте того же от детей?
Да, все люди от природы одарены любознательностью, стремлением проявить себя, заслужить похвалу значимых взрослых. Но это не значит, что дети будут готовы фигачить день и ночь для исполнения поставленных вами для них целей без какой-то отдачи для себя.
Частая ситуация, с которой сталкивается репетитор: не получается найти время для занятий, потому что 4 дня в неделю у ребёнка после школы кружки, 3 дня - спортивные секции, а ещё и подготовка к ОГЭ. На занятие приходит не человек, а продукт сознаниесодержащий. В лучшем случае можно потратить час на игры, разговоры об окружающем мире и любопытные задачки - так ученик хоть отдохнет немного. В худшем - нужно сидеть, решать домашку или проходить темы на контрольную.
Вызвать мотивацию, внутреннее стремление освоить материал - это, конечно, во многом ответственность преподавателя. Мы должны построить курс так, чтобы он не вызывал мучений при освоении, вознаграждать ученика за труд и в первую очередь ориентироваться на человека, а не на программу и требования министерств. Но чтобы семена интереса взошли и дали плоды знания, они должны попасть на плодородную почву.
И эта плодородная почва - на 90% ответственность родителя. Есть несколько абсолютно необходимых условий для развития ребёнка, без выполнения которых нельзя говорить ни о какой положительной мотивации: наличие свободного времени, отсутствие информационного перегруза, настроенный режим труда и отдыха, серьезное отношение к жалобам и просьбам со стороны родителей. Без этого даже лучший репетитор многого не добьется. Детское выгорание - частая причина ухода родителей из школы на домашнее обучение, и после такого перехода, зачастую, ребёнок несколько лет не делает вообще ничего - вся система вознаграждения и внутренней мотивации в мозгу выжжена и разрушена. Как преподаватель я в 10 случаях из 10 предпочту заниматься с необразованным человеком, сохранившим способность заинтересоваться окружающим миром, чем с выгоревшим и загнанным в угол призёром олимпиад.
Мой излюбленный инструмент для возрождения в детях интереса к своим предметам - это игры. Я уделяю на игры примерно 15 минут на полуторачасовое занятие - дети никогда так не рвутся считать математические примеры, как когда это превращается в соревнование и развлечение.
Самоконтроль
После каждого кризиса в развитии ребёнка (один из которых - половое созревание) происходит серьезная заминка, откат к уже, казалось бы, пройденным стадиям развития. Часто говорят о регрессе из-за подросткового бунта. Мне лично кажется, что это не столько регресс, сколько растягивание имеющихся ресурсов на гораздо больший фронт задач. В подростковом возрасте незрелый мозг ребёнка (полное развитие мозга завершается только к 20-25 годам) оказывается в ситуации, когда тот же ресурс самоконтроля требуется пускать на кучу новых задач - новые социальные ситуации, новые переживания, новые физические и эмоциональные недуги. Одновременно родители, побуждаемые уважением и любовью к развивающемуся человеку, немного отступают от ребёнка, расширяют границы его личного пространства. Результат - разбрасывание усилий, неспособность сконцентрироваться, организовать себя.
Самоконтроль - костыль, который нужен нам чтобы делать то, что мы не хотим. Но все чаще люди даже не знают, чего они хотят, и взрослые, и дети. Я не буду притворяться оригинальным и обвиню во всем интернет. Социальные сети - это невероятно продвинутый механизм психического обезболивания, который позволяет погасить дискомфорт и неудовольствие своей жизнью безо всякой нужды в каких-то положительных изменениях. Сделайте своим детям услугу и ограничьте время использования ими гаджетов (нам, взрослым, тоже было бы неплохо этим озаботиться).
Я уверен, что родитель должен постоянно присутствовать в организации и контроле обучения ребёнка вплоть до конца 7 класса. В младшей школе роль родителя - запланировать и выдать ребёнку задачи. В средней - постоянно контролировать выполнение, поддерживать в тех областях, где он пока не может нести груз ответственности самостоятельно. При этом не стоит думать о самоконтроле как о чем-то, что либо есть, и тогда ребёнок полностью автономен, либо нет, и тогда требуется управлять каждым его шагом. Сначала нужно научить ребёнка проявлять самоконтроль под присмотром, затем - обращаться за помощью и признавать свою слабость, когда он не справляется с собой. Шаг за шагом, зона ответственности ребёнка должна расширяться, чтобы ко взрослому возрасту уже включать в себя всю его жизнь.
Универсального рецепта самоконтроля нет. Кому-то поможет строгая дисциплина, кому-то больше нужно эмоциональной поддержки и возможности выгрузить эмоции. Даже злость и страх можно направить на благое дело и на пользу ребёнку. Пожалуй, только одна эмоция будет в этом деле плохой и недопустимой - стыд.
Коммуникация
Стыд - тихий убийца всякого обучения. Если человек стыдится своего незнания, он не задаст вопрос. Будет скрывать, будет списывать, будет гиперкомпенсировать в других областях и притворяться, что если у него что-то не получается - то это и не нужно делать. Стыд парализует разум, лишает воли и заставляет избегать того, что его вызывает.
В классе одна из самых важных моих задач - не позволить детям стыдиться своего незнания. Не стыдить их за ошибки, а помочь разобраться в причинах. Не обвинять их в лени за невыполненное ДЗ, а позволить компенсировать недополученные знания другим путём. И, в первую очередь - объединить ребят в достижении общей цели.
Дети любят бравировать своими успехами в узких областях, защищая свою самооценку. Иногда они делают это за счет других - ведь свой ум проще всего показать на фоне чужой глупости. Это мне приходится пресекать резко и строго. Каждого ребёнка в классе я стараюсь нагружать материалом, который как раз начинает быть для него сложным, при необходимости выдавая индивидуальное домашнее задание разным ученикам, чтобы умники не расслаблялись, а отстающие не впадали в отчаяние.
Проблема в том, что негативные эффекты стыда проявляются на долгой дистанции. Более того - на некоторые типы людей он какое-то время работает как ракетное топливо. Чтобы избежать стыда, такой человек может пробежать марафон без ног и прочитать Войну и Мир, не умея читать. Я хочу, чтобы вы поняли - то, что я описал выше, это, в моем опыте, хороший сценарий. Но я видел и худший вариант - это интеграция стыда в личность ребёнка, полная замена приоритетов и ценностей. С любви к познанию - к попытке скрыть незнание, с желания достичь успеха и заслужить похвалу - к вечному избеганию стыда и ощущения собственной неадекватности. Именно из таких детей получаются прыгающие из окон стобалльники, депрессивные призёры олимпиад, краснодипломники в палатах с мягкими стенами.
Что я делаю? Постоянно общаюсь с детьми. Стараюсь говорить не только “задание А выполнено неправильно”, но и “Что тебе помешало? Как ты себя чувствовал? Ты поел перед тем, как сесть за домашку?”. Говорить словами через рот - сложная задача не только для детей, но и для кучи взрослых.
Когда я точно понимаю, что ученик не знает темы, но не могу добиться от него признания, на помощь приходит игра в молчанку. Иногда приходится молчать 5 минут, иногда - 15. В конце концов, даже самые упрямые раскалываются и просят о помощи. После этого я могу начать свою работу.
Детей нужно учить говорить, учить распознавать свои эмоции, сталкиваться со своими страхами. Это эффективнее всего могут сделать родители. В норме ребёнку проще признаться маме, что он не понял тему, чем учителю. Я могу не давить на ребёнка в классе и создавать дружелюбную атмосферу - но это не поможет, если ребёнок не привык в принципе признавать свои сложности и ошибки. Снова я вынужден перекинуть мяч на сторону поля родителей. Коммуникация начинается в семье.
Незнание
“Учитель — учителю:
— Ну и класс мне попался тупой! Объясняю теорему — не понимают. Объясняю второй раз. Не понимают! В третий раз объясняю. Сам уже понял. А они не понимают.”
А вот самое интересное я, разумеется, объявлю зоной ответственности преподавателя. Давать детям нужные им знания - самое приятное занятие на белом свете. Диалог с заинтересованным учеником может начаться на уроке физики, плавно перейти к строению утконосов и завершиться пламенной баталией о Звёздных Войнах - и все это будет на пользу и учителю, и ученику.
Поэтому мне сложно придумать, какой совет можно дать в этой части статьи. Учиться кажется для меня чем-то настолько естественным, что это сложно описать словами. Главная моя рекомендация для практиков - это правильно конструировать свою речь при общении с детьми. Например, если вы даёте им задание, в вашей реплике должен быть явный призыв к действию, указание желаемого результата выполнения задачи. Иногда приходится быть подробным до тошноты - вплоть до того, что мне приходится учить ребят в 7 классе правильно рисовать графики по линейке, объясняя по шагам: “сначала поставьте карандаш в первую точку, приложите линейку, перенесите карандаш во вторую точку и поправьте линейку…”. Это слегка утомляет, но позволяет быстрее достичь требуемого результата.
В заключение
К этому моменту, наверное, некоторые читатели решили, что я слишком строг к детям, некоторые - что я с ними слишком мягок, и все - что я вешаю на родителей всех собак. С последним спорить не буду. Дать ребёнку возможность получить образование, помочь ему справиться с переживаниями, разобраться в себе, научиться учиться - все это задачи, которые может решить только родитель. Некоторые из них, конечно, можно и нужно отдавать на аутсорс репетиторам, учителям, преподавателям кружков, в особо сложных случаях даже психологам. Родители, я тоже призываю вас не бояться и не стыдиться, как и ваших детей. В наше время в семье, чаще всего, один или два ребёнка. У вас просто нет возможности набраться своего опыта, вам неоткуда знать всё!
Но, зачастую, это приводит к попыткам спихнуть всю тяжесть воспитания и образования на учителей. Так не пойдет. В некоторых случаях особенно самоотверженный и одарённый учитель может заменить ученику родителя. Скажите, вы этого хотите? Будете ли вы рады столкнуться, однажды, с полным незнакомцем, воспитанным без вашего участия в вашем доме?
Дело учителя - маленькое. Всего-то нужно найти контакт с учеником, диагностировать его уникальные сложности, провести работу с ребёнком и, по необходимости, с родителем, выстроить доверие и ответственность и преподать материал. Любой дурак с дипломом и не полностью атрофированной эмпатией справится со здоровым ребёнком без проблем в развитии. Дело родителя - прожить с ребёнком жизнь так, чтобы от неё не тошнило. Тут нужен талант и ежедневный труд.
Я приглашаю к обсуждению в комментариях всех, кому откликнулись поднятые в моей статье темы - и родителей, и учителей, и, возможно, учеников. Многие важные вопросы не уместились в рамки этой статьи, а в ещё более широком спектре вопросов я просто не разбираюсь. Надеюсь, что этот текст будет вам полезен и поможет разобраться в образовании, на какой бы позиции вы в нём не участвовали.
Автор: Иван Маврин