Найти в Дзене
Право на семью

«Хочу, чтобы мы жили все вместе»

Фамилии и персональные данные изменены, история пересказана с сохранением сути, но без возможности идентификации семьи. После развода жизнь семьи часто делится на «до» и «после».
В этой истории «до» — это когда дети жили с мамой, а «после» — когда они уже второй год живут с папой в другом городе. Мама — Наталья (назовём её так) живёт в Красноярске.
Папа — в Москве. У них двое детей: дочь и сын младшего школьного возраста. Сначала после развода дети жили с мамой. Потом отец забрал их к себе в Москву. Они пошли в новую школу, привыкли к новому распорядку, друзьям, занятиям. Мама видит детей эпизодически — когда приезжает к ним в Москву. Со временем Наталья поняла, что так жить не может: она хочет, чтобы дети снова были с ней. Обратилась в суд, попросила определить место жительства детей с матерью. Суд первой инстанции поддержал её, отец подал апелляцию. Перед рассмотрением дела адвокат отца попросил провести психологическое исследование детей — чтобы разобраться, как они сами относятся
Оглавление

Фамилии и персональные данные изменены, история пересказана с сохранением сути, но без возможности идентификации семьи.

После развода жизнь семьи часто делится на «до» и «после».

В этой истории «до» — это когда дети жили с мамой, а «после» — когда они уже второй год живут с папой в другом городе.

Мама — Наталья (назовём её так) живёт в Красноярске.

Папа — в Москве. У них двое детей: дочь и сын младшего школьного возраста.

Сначала после развода дети жили с мамой. Потом отец забрал их к себе в Москву. Они пошли в новую школу, привыкли к новому распорядку, друзьям, занятиям. Мама видит детей эпизодически — когда приезжает к ним в Москву.

Со временем Наталья поняла, что так жить не может: она хочет, чтобы дети снова были с ней. Обратилась в суд, попросила определить место жительства детей с матерью. Суд первой инстанции поддержал её, отец подал апелляцию.

Перед рассмотрением дела адвокат отца попросил провести психологическое исследование детей — чтобы разобраться, как они сами относятся к переезду к маме.

Как проходит такое исследование

Детей я обследовала очно, в спокойной обстановке.

При этом:

  • родители на диагностике не присутствовали;
  • методики подбирались с учётом возраста: рисуночные тесты, опросники, проективные методики («Рисунок семьи», «Незаконченные предложения», методика Рене Жиля, методики про общение с близкими взрослыми и идентификацию с родителями).

Проще говоря, мы смотрели:

  • как ребёнок видит свою семью, кого рядом с кем рисует;
  • с кем ассоциирует себя — с мамой, папой или «отдельно собой»;
  • к кому обращается за помощью, кому доверяет секреты;
  • как он представляет себе будущую жизнь — и с кем.

Важно: психолог в таких исследованиях не «выбивает признание» в пользу одного из родителей.

Задача — увидеть реальную картину привязанностей и переживаний ребёнка, а не красивые слова «для суда».

Старшая дочь: «Хочу, чтобы мы жили все вместе»

Девочке около восьми лет. Она открытая, улыбчивая, хорошо учится, любит подругу, школу, свои обычные детские дела.

Когда я попросила её нарисовать свою семью, она:

  • начала с мамы — нарисовала её крупной фигурой, заметной;
  • отдельно выделила брата — он на рисунке как «особенный», очень значимый;
  • отца нарисовала на расстоянии, отдельной фигурой, будто немного в стороне;
  • себя не нарисовала вообще: «А себя надо? Я же не моя семья…»

Для специалиста это важный сигнал: девочке трудно найти своё место в семье, она как будто отступает в сторону, чтобы никого не «обидеть» выбором.

В проективных методиках она:

  • искренне хорошо отзывается и о маме, и о папе;
  • чувствует себя любимой, «принцессой» в семье;
  • хочет, чтобы все жили вместе, и очень болезненно реагирует на любые вопросы, где нужно кого-то «исключить» или выбрать одного родителя.

Когда я задала прямой вопрос: — «Ты бы хотела переехать к маме?» — она опустила голову, замолчала, отказалась отвечать. А потом сказала фразу, которая, по сути, и стала ключевой:

«Я хочу, чтобы мы жили все вместе».

Её отношение к переезду мы в итоге описали как нейтральное.

Это не равнодушие — это невозможность честно выбрать одного родителя, не предав другого.

Младший сын: «Мама редко приезжает. Хочу, чтобы все жили вместе. Но переезжать не хочу»

Мальчику семь лет. Он активный, контактный, хорошо держится с незнакомым взрослым, охотно идёт на диалог.

Он живёт с папой, сестрой и бабушкой. Про маму говорит коротко и очень точно:

«Мама редко приезжает».

С папой у него тёплые, живые отношения: они играют, придумывают идеи, говорят о футболе. В совместном наблюдении было видно, что рядом с отцом ребёнок спокоен, не напряжён, не боится наказания.

В тестах и опросниках:

  • мальчик почти всегда размещает себя рядом с папой и сестрой;
  • на вопрос о возможном переезде к матери отвечает прямым отказом;
  • при этом повторяет тот же мотив, что и сестра:
    «Хочу, чтобы все жили вместе».

К маме он относится хорошо, включает её в состав семьи, но эмоциональный центр для него — папа и старшая сестра.

В отношении переезда его позиция была для нас достаточно ясной: он не хочет менять место жительства и уезжать к маме.

Что в итоге показало исследование

Если перевести заключение с «экспертного» языка на человеческий, картина такая:

  • оба ребёнка любят и маму, и папу;
  • у девочки сильная привязанность к обоим родителям, но психологически она не готова «выбрать» кого-то одного — её отношение к переезду к маме нейтральное;
  • у мальчика выраженная эмоциональная привязанность к отцу и сестре, стабильное ощущение дома именно там, где он живёт сейчас — его отношение к переезду отрицательное;
  • оба ребёнка мечтают не о переезде «к кому-то одному», а о воссоединении семьи: «чтобы мы жили все вместе».

Для суда такие исследования — это не приговор, а важный ориентир. Суд оценивает весь комплекс обстоятельств: условия жизни, участие каждого родителя, возраст детей, их мнение, планы на обучение и здоровье, перспективы семьи. Психологическое заключение помогает увидеть, как всё это выглядит глазами ребёнка.

О чём эта история на самом деле

Не только о том, «с кем останутся дети».

Она о нескольких важных вещах:

  1. Детям трудно выбирать между мамой и папой.

    Когда мы спрашиваем: «С кем хочешь жить?» — для ребёнка это часто звучит как: «Кого любишь больше?». И он начинает защищаться, молчать, уходить от ответа или говорить то, что, как ему кажется, хотят услышать взрослые.
  2. Ребёнок может хотеть сразу двух противоположных вещей.

    Например: «Хочу жить с папой» и одновременно «хочу, чтобы мама была рядом». Это не каприз и не манипуляция — это естественная внутренняя дилемма.
  3. Роль психолога — не «назначить победителя», а услышать ребёнка.

    Специалист не решает, кто прав — мама или папа. Его задача — показать суду, где у ребёнка опора, где у него дефицит внимания и поддержки, и чего он на самом деле боится или ждет от взрослых.
  4. Самый частый детский запрос — не «оставьте меня с мамой/папой», а «перестаньте воевать».

    В нашей истории оба ребёнка, по сути, говорили одно и то же: «Мы хотим быть семьёй, а не предметом спора».

Если вы сейчас в похожей ситуации — думаете о переезде, боретесь за место жительства детей, — важно помнить:

  • не ставить ребёнка перед ультиматумом «выбери меня»;
  • не использовать его слова как оружие против другого родителя;
  • при необходимости не бояться обращаться к независимому психологу или эксперту — не для галочки в деле, а чтобы действительно понять, как ваш ребёнок переживает происходящее.

Иногда самое важное в таких историях — не то, что сказано в суде, а то, что тихо звучит в детских фразах:

«Я хочу, чтобы мы были вместе» или «Я не хочу, чтобы кто-то уходил».

И задача взрослых — услышать это до того, как за ребёнка всё решат другие.