Алиса Селезнёва — единственный персонаж, который прожил три разных жизни: сначала как героиня книг Кира Булычёва, потом как звезда советской мультипликации, а сегодня — как подросток из современного сериала. Её эволюция — это точный слепок нашей истории: от веры в светлое будущее через кризис идентичности к адаптации в мире тотальной коммерции. Как менялись её ценности и почему мы до сих пор её помним?
Здравствуйте мои дорогие и любимы читатели, подписчики и гости канала. Пересматривайте мультфильмы разных эпох, это захватывающе интересно.
Немногие мультипликационные персонажи обладают магией долголетия, переходя из десятилетия в десятилетие. Но Алиса Селезнёва — исключение. Её имя стало мостом между эпохами: от культовой «Тайны третьей планеты» до современного переосмысления. Как ей удалось остаться актуальной и какой след она оставила в сердцах зрителей — в моём сегодняшнем материале.
Девочка из будущего, рождённая в эпоху застоя
Если бы советским идеологам в 1970-х предложили создать героиню для молодёжи, они нарисовали бы серьёзную девушку с пшеницей в руках и суровой романтикой целины. Но писатель Кир Булычёв, скрывавшийся под этой звучной фамилией как супергерой под маской, оказался хитрее. (Настоящее имя писателя — Игорь Всеволодович Можейко). Он выдумал Алису Селезнёву — девочку из XXI века, которая не вязала снопы и не клялась в верности партии, а летала на другие планеты, дружила с тремяглазыми говорящими попугаями и разгадывала космические тайны с таким азартом, с каким пионеры искали макулатуру.
Пока взрослые дяди в кабинетах рисовали будущее как набор суровых металлоконструкций, Алиса придумала будущее весёлое. В её мире можно было зайти в зоопарк и увидеть там говорящего бронтозавра Громозеку, который изъяснялся цитатами из классиков. Можно было носить на голове бант размером с радиолокационную тарелку — и это считалось модным. И самое главное — в её мире не было скучных уроков, зато были бесконечные каникулы, перемежающиеся межпланетными приключениями.
В начале 80-х годов за дело взялись мультипликаторы, получилось ещё ироничнее. Алиса в «Тайне третьей планеты» говорила голосом неподражаемой Ольги Громовой — без пафоса, с лёгкой дерзостью и интеллигентной иронией. Её папа, профессор Селезнёв, учёный с мировым именем, вечно пропадал в экспедициях, словно советский командировочный, только вместо Череповца его командировали на Плюх-2.
Алиса была идеальным советским подростком — но только из будущего. Она уважала старших, но запросто могла переспорить взрослого. Она не боялась опасностей, но не была безрассудной. И она всегда, абсолютно всегда находила общий язык с самыми странными существами во Вселенной. А музыку для мультфильма написал знаменитый Александр Зацепин, которая цепляла каждую струну детской души.
Ирония заключалась в том, что, пока СССР вовсю строил «светлое будущее», самой живой и притягательной его версией оказалась та, что придумал фантаст. Настоящее было не ярким, а будущее Алисы — цветным, как кадры мультфильма. И все советские дети понимали: чтобы дожить до такого будущего, надо было всего-то… пережить настоящее.
Космические каникулы на фоне земного дефицита
Пока советская наука сражалась за урожайность на бышей целине, создатели мультфильма «Тайна третьей планеты» решали вопросы куда более глобальные. Как должен выглядеть космический корабль, чтобы он не напоминал ни американский «Шаттл», ни ракету с гербом СССР? Художники нашли гениальный выход: они сделали его похожим на утюг. Советский, тяжелый, надежный утюг, который не гладит, а бороздит просторы Вселенной.
Пока в магазинах исчезал туалетная бумага и колбаса, на студии «Союзмультфильм» рождались существа невероятной красоты и абсурда. Трёхглазый птиц Говорун отличался умом и сообразительностью — редкое качество для советской фауны, где водились в основном вороны и бродячие собаки. Капитан Зелёный с его вечной меланхолией, стал нечаянной пародией на партийного работника, уставшего от бессмысленных поручений.
Самое удивительное, что Алиса в этом мультфильме была, пожалуй, единственным адекватным существом. Пока взрослые вокруг либо паниковали, либо впадали в ступор, либо пытались всех обмануть, она сохраняла поразительное хладнокровие. В её мире не было места истерике — только чёткий план действий, как у юной разведчицы на учениях.
Ирония сквозила в каждой детали. Блюдо «курабье» с планеты Шешинеру, ради которого местные жители были готовы на всё, напоминало дефицитное советское печенье, которое тоже иногда вызывало подобный ажиотаж. А сцены в космическом зоопарке, где животные содержались в идеальных условиях, выглядели как намёк на советские зверинцы, где медведи грустили в тесных клетках.
Но главное — Алиса предлагала зрителю фантастическую роскошь: возможность просто путешествовать. Не по путёвке в Болгарию или в рамках Советского союза, а куда угодно. На планету, где трава синяя, а небо зелёное. В страну, где можно найти двух одинаковых птиц, но нельзя найти двух одинаковых мыслей. Это была мечта, которую не могли отнять ни очереди, ни дефицит, ни железный занавес. Вот это и была настоящая советская мечта о светлом будущем…
Алиса в современную эпоху, или Космос на аутсорсинге
Когда проект под названием «СССР» развалился на множество осколков, которые собрать воедино было невозможно, Алиса Селезнёва оказалась в сложном положении. Её мир — тот самый, где космические полеты были рутиной, а межпланетная дружба — нормой, — внезапно лишился финансирования. Ирония судьбы: будущее, которое так старательно строили, наступило, но оказалось совсем не таким, как в прогнозах Госплана.
Мультфильм «Тайна третьей планеты» снятый в 1981 году стали показывать редко. Экраны телевизоров заполнились «Утиными историями» и другими иностранными мультфильмами.
В новых реалиях пришлось адаптироваться не только людям, но и мультфильмам с их персонажами. Профессор Селезнёв из служителя науки превратился в менеджера исследовательских грантов. Даже Громозеке пришлось стать преподавателем межгалактической школы.
Современный мультсериал «Алиса знает, что делать!» (2013-2016) стал зеркалом этих метаморфоз. Здесь Алиса — тинейджер с айфоном и социальными сетями, где количество лайков под фото с инопланетянами иногда волнует больше, чем научные открытия. Её знаменитая любознательность превратилась в инструмент для создания контента, а межпланетные путешествия напоминают скорее работу курьера в космическом масштабе.
Особенно показателен образ капитана Зелёного — в новой версии он напоминает менеджера среднего звена, замученного отчетами и планами по захвату новых рынков. Даже злодеи стали другими: вместо романтичных пиратов-одиночек — корпорации, стремящиеся приватизировать (захватить) космос.
Самое забавное, что в этом коммерциализированном мире Алиса неожиданно стала хранительницей тех самых советских ценностей, которые в её оригинальной версии были просто фоном. Бескорыстная дружба, любовь к науке ради науки, вера в разум — в новом сериале это выглядит почти как диссидентство, что, собственно, и привлекает в этом мультфильме.
Финал этой истории парадоксален: чтобы сохранить дух оригинала, современным создателям пришлось сделать Алису бунтаркой — против того самого мира тотальной коммерции, который стал естественным продолжением мечтаний о светлом будущем. Она по-прежнему верит, что главные открытия делаются не по бизнес-плану, а благодаря любопытству. И в этом — её последняя победа над временем.
А финал ли это? Думаю, героиня Кира Булычева весёлая Алиса Селезнёва будет продолжать шагать по времени и каждый раз появляться в новом качестве, но всегда неся в себе то светлое, что заложил в неё автор.
А вы, дорогие мои читатели, подписчики и гости канала, как думаете, почему образ Алисы оказался таким живучим? В чём секрет её актуальности спустя десятилетия?
Вот ссылка на цикл статей «О разных мультфильмах»:
До свидания! Стало грустно? – посмотри мультфильм «Тана третьей планеты»! и грусть отступит.