Найти в Дзене
Нация

«Наши страусы трубят на всю долину». Швейцарский айтишник открыл в Крыму экзотическую ферму

Сандро Фонтана — о самодостаточности России. автор Светлана Ломакина/фото автора В одном дальнем горном селении живет швейцарец Сандро Фонтана. У него жена, двое сыновей и ферма. Что необычного в этой истории? То, что фермер в прошлом программист, на своей ферме он выращивает страусов и живет не в Альпах, а в Крыму. Семья Фонтана поселилась в Байдарской долине пять лет назад. Место живописное и удаленное, его часто называют Крымской Швейцарией. Сандро узнал об этом уже здесь и посмеялся: не каждому удается переехать из Швейцарии в Швейцарию. Сандро: — Правда, мне обещали, что климат здесь будет, как в Италии. А я на родине так устал от снегов и холодов и ждал, что наконец-то согреюсь! Но наша первая зима здесь — это холод и снег, вторая зима — снова холод и снег. И я спрашивал у жены: «Алена, мы точно в Крыму? Где моя русская Италия?»
— У нас на это есть отговорка, что человек привозит погоду с собой. Получается, вы и завезли в Крым швейцарский снег.
Сандро: — О, эти ваши приметы, суе

Сандро Фонтана — о самодостаточности России.

автор Светлана Ломакина/фото автора

В одном дальнем горном селении живет швейцарец Сандро Фонтана. У него жена, двое сыновей и ферма. Что необычного в этой истории? То, что фермер в прошлом программист, на своей ферме он выращивает страусов и живет не в Альпах, а в Крыму.

Семья Фонтана поселилась в Байдарской долине пять лет назад. Место живописное и удаленное, его часто называют Крымской Швейцарией. Сандро узнал об этом уже здесь и посмеялся: не каждому удается переехать из Швейцарии в Швейцарию.

Сандро Фонтана и его жена Алена на своей страусиной ферме «Швейцарский двор» в Байдарской долине.
Сандро Фонтана и его жена Алена на своей страусиной ферме «Швейцарский двор» в Байдарской долине.

Сандро: — Правда, мне обещали, что климат здесь будет, как в Италии. А я на родине так устал от снегов и холодов и ждал, что наконец-то согреюсь! Но наша первая зима здесь — это холод и снег, вторая зима — снова холод и снег. И я спрашивал у жены: «Алена, мы точно в Крыму? Где моя русская Италия?»

— У нас на это есть отговорка, что человек привозит погоду с собой. Получается, вы и завезли в Крым швейцарский снег.
Сандро: — О, эти ваши приметы, суеверия, поговорки, отговорки... Я, конечно, уже могу с этим жить и даже принимаю, что да, вот такие вы люди. Но объясните мне: почему я не могу поздороваться с человеком за руку через порог, посвистеть дома, оставить на столе пустую бутылку, подарить жене шесть или восемь цветов? Почему люди в это верят? Вот, я слышал, люди еще деньги на новолуние показывают — чтобы их было больше, чтобы они «росли». Но если бы это работало, вокруг были бы одни богачи!

— Но в Швейцарии тоже, наверное, есть какие-то удивительные вещи?
Жена Алена: — Да, особенно для русских. Например, после 22 часов вы не можете нажать слив в туалете, потому что это потревожит соседей. Или вот в Крыму сейчас сезон грибов: люди несут их из леса ведрами. В Швейцарии ты можешь собрать не больше 2 кг в одни руки, потом нужно идти в специальный пункт, где эти грибы проверят. Грузди выбросят, там они считаются несъедобными. На рыбалку тоже нужно специальное разрешение. А если вы хотите завести кота в квартире, то по закону их должно быть два: чтобы животному не было скучно, и у него не развилась депрессия.

— Как вы попали в Швейцарию?
Алена: — Из-за Сандро, конечно. Мы познакомились в интернете, мне было 28 лет, ему 40. Я работала в Москве, в сфере туризма, он был программистом, жил в предместье города Кур — столицы кантона Граубюнден.
Оба в то время мы были так загружены работой, что на встречи в реале времени не оставалось, поэтому болтали с разными людьми по скайпу. Постепенно другие собеседники отсеялись — и остались только мы, наши разговоры, наша музыка, истории. У нас было очень много общего. И по Сандро было видно, что он ждет наших видеовстреч, что я ему нравлюсь. Он был очень искренний, открытый, честный, добрый. Не похож на западных европейцев, у которых демонстрировать свои чувства не принято.

-3

Сандро: — Три месяца мы болтали часами! Я даже не помню, чтобы я так много с кем-то говорил. Потом приехал на выходные в Москву, мы погуляли по музеям, побывали в парке Горького, и я окончательно уже понял, что Алена — мой человек. До встречи с ней я не думал о собственной семье, я много учился, у меня была любимая работа, администрировал проекты госслужб в нашем городе. Женщины, которых я видел вокруг, ориентировались на карьеру. Но Алена была совсем другой. Она успевала и работать, и жить. И она очень легкая, отзывчивая. Поэтому уже после первой встречи в Москве я решил на ней жениться.

— Родители ваши как отнеслись к такому выбору?
Алена: — Мама у Сандро родом из Италии, а у итальянцев большие семьи, традиции. Поэтому когда ее сорокалетний сын наконец собрался жениться, она была счастлива. Хотя мы, русские, для них немножко люди с другой планеты, в нас для Швейцарии слишком много импульсивности, эмоций. Сложные моменты, столкновения менталитетов были. Но со временем мы привыкли друг к другу: я стала по-швейцарски сдержанней, мама Сандро наоборот — начала говорить в глаза, что ей не нравится. В итоге мы подружились.
А когда родился наш старший сын Лео, бабушка буквально летала! Сейчас они, конечно, скучают. Потому что привыкли к нам, мы-то прожили вместе семь лет. Когда мы перебрались сюда, они к нам приезжали. Им тут очень понравилось.

— Тут так красиво, что сложно, наверное, получить другие впечатления. Как вы нашли это место и как вообще оказались в России?
Сандро: — Уехать в Россию было моей идеей.
Алена: — Да. В Швейцарии у нас все складывалось хорошо, у меня там была интересная работа: я всю жизнь танцевала и там стала преподавать спортивную версию беллидэнса, это танец живота, проводила мероприятия и чемпионаты, была судьей международной категории. Там была большая русскоязычная община, наш сын ходил в русскую игровую группу. Одним словом, каких-то серьезных причин для переезда не было. Так казалось мне. Но Сандро думал иначе.
Сандро: — Я всегда хотел быть фермером, работать на земле. А в Швейцарии это очень дорого, поэтому я изучил возможности в России и понял: вот тут и надо строить ферму и новую жизнь. В Крыму, теперь уже рядом с нами, живут родители Алены, ее папа Саша, с которым всегда интересно поспорить и поговорить. Это же он и придумал, что ферма должна быть не просто фермой, а страусиной, ниша была не занята. И даже составил бизнес-план, по которому у нас все должно было получиться. Я изучил вопрос и согласился.

-4

Алена: — Сандро по взглядам глобалист, у него «зеленое мышление». Он читает научную литературу, смотрит документальные фильмы по этой теме и думает, что экосистема планеты не выдерживает того, что мы, люди, с ней делаем. Ресурсы не бесконечны, и рано или поздно придется за них биться.
Сандро: — Не все об этом задумываются. И даже Алена говорила мне: «Неужели это может коснуться и Швейцарии?» Завтра нет, но послезавтра – вполне. И в выигрыше будет тот, у кого есть свой кусок земли и свои животные. Я должен был сделать это для своих детей, оставить им возможности для хорошей жизни.
Алена: — У швейцарцев есть такая черта: они в первую очередь думают не о себе, а о системе, в которой существуют. К примеру, у них есть три налога. Переводя на наш язык, федеральный, областной и муниципальный. На деньги последнего они закрывают нужды своего поселения. Однажды этих средств не хватило на достройку моста. И власти предложили два варианта: отложить завершение стройки на следующий год или повысить налог и закрыть вопрос. В Швейцарии, как в муравейнике, все работают на общее дело. Если каждый будет думать только о своем кармане, все рассыплется.

— Такой швейцарский подход в наших условиях возможен? Допустим, при организации вашей фермы.
Сандро: — В России все гораздо сложнее: большая страна, другие условия, много бюрократии. Поэтому нет гибкости в решении вопросов. Нам пришлось немало пройти, чтобы получить эту ферму. Но при этом нас, как начинающих фермеров, поддержали грантом на полтора миллиона рублей: мы купили новое оборудование и привезли из краснодарского питомника маточное поголовье — 8 страусов. Правда, потом их стало семь, случился форс-мажор: одна самка была очень пугливая и умерла от разрыва сердца во время грозы. Такое предположить, конечно, было невозможно, и мы немало помучились, потому что из-за ее смерти не смогли выполнить план по яйценоскости, не хватило 17%. Но, к счастью, закончилось все хорошо, мы доказали свою правоту, иначе бы пришлось закрывать ферму.
Алена: — Да, начало было непростое. Как настоящий швейцарец, муж составил план А. Поскольку мы в России, был у нас и план Б. В итоге пришлось импровизировать, потому что для нас все было впервые — учились мы на своих ошибках.
Сандро: — Мы, например, не знали нюансов кормления. При покупке птиц нам дали план питания, но нашим страусам он не подошел: был слишком калорийным. Птицы разжирели, мало двигались, потому что жирное тело носить трудно, и не неслись. Как только мы отрегулировали питание, все наладилось.

Из скорлупы яиц страуса резчики по кости делают необычные предметы декора.
Из скорлупы яиц страуса резчики по кости делают необычные предметы декора.

— Что можно получить от страуса?
Алена: — Мы продаем яйца и выращиваем на продажу птенцов. Страусы не курицы, несут яйца 1-2 раза в неделю. Сезон кладки у них с марта по сентябрь, за это время одна самка может принести до 30 яиц.
Яйца страусов самые большие в мире, весят около 1,5 кг. Они гораздо полезнее куриных, в них больше белка, много витаминов, минералов и аминокислот. Страусиные яйца полезны для сердца и сосудов, для зрения.
В сезон яйценоскости угощаем наших гостей фирменным омлетом, который никого не оставляет равнодушным: яйцо, домашнее молоко, тертый пармезан, — все это мы запекаем в духовке. Омлета из одного яйца хватает на восемь порций.
А стоит страусиное яйцо сегодня 3 тысячи рублей. И они у нас не залеживаются.
Еще от страуса можно получить очень полезное и вкусное, чем-то похожее на телятину, мясо. Из кожи, она очень прочная, шьют обувь, сумки, делают всякие аксессуары. Страусиные когти перетирают в порошок и используют для шлифовки алмазов. Ну и перья…
— У вас, наверное, уже есть собственноручно собранное боа?
Алена: — К сожалению, нет. Красивых больших белых перьев у страусов не так много, в основном они серые, неинтересные. Если птица роняет красивое перо, тут же обнаружится гость, которому мы не можем отказать в таком подарке. Но я надеюсь, что когда-то все-таки мы наберем и на боа. Ферме-то всего три года.

— Расскажите о ваших страусах: как их зовут, какой у них характер?
Алена: — Имена страусы получают только, когда им исполнится год-полтора: до этого времени самцы от самок не отличаются. Потом мальчики становятся черненькими, а девочки серенькими. Поэтому двое наших малышей имен пока не имеют. С ними же делит вольер Яся, ей 2,5 года. Моя любимица. Была «проблемным ребенком»: слабенькой, худенькой, очень скромной и тихой. Сейчас уже подросла и окрепла. Мне кажется, что она меня тоже любит. Хотя считается, что страусы не привязываются к человеку.
Сандро: — Молодняк содержится отдельно от взрослых страусов. Взрослые самцы у нас Красавчик и Геракл. В Гере 2,5 метра роста, очень крупный даже для страуса. И тут же самки — Люся и Мася. Чтобы в жизни страусов все шло нормально, им нужно много места — как минимум 25 метров для разбега. И вообще простор.
А главное, что я понял про страусов: они очень тупые! Самые тупые животные, которых я видел в жизни! Если я буду в этой шляпе и в чем-то темном, они еще могут меня узнать. Но, как только я поменял куртку или забыл надеть шляпу — все, ужас! Кто это пришел? Незнакомый опасный человек, что тебе от нас надо? И чтобы вы понимали: они помнят только последние 7-10 минут своей жизни.
Алена (смеется): — Но такая короткая память может быть иногда удобна: обидел тебя кто-то, а на завтра ты уже ничего не помнишь. Муж прав: мозг у страуса меньше, чем глазное яблоко. Но зато у них есть другие достоинства. К примеру, в саванне другие животные стараются держаться страусов, потому что это самые чуткие птицы. Они лучше всех чувствуют приближение опасности. У страуса такое острое зрение, что он может увидеть теннисный мяч, летящий за километр от него! Потом это очень сильные птицы, подходить к ним спереди нельзя: могут так ударить вас ногой, что мало не покажется. Ноги как у динозавров! А клюв работает, как отбойный молоток. Мужу от них периодически достается. И я стараюсь лишний раз к ним не заходить, хотя ко мне они относятся более доброжелательно.

Страусы в цифрах и фактах. Дизайнер Наталья Виноградова.
Страусы в цифрах и фактах. Дизайнер Наталья Виноградова.

— А голос у них какой?
Алена: — Низкий, глухой — раз услышав, вы его точно не забудете. В брачный период наши страусы трубят на всю долину. Со стороны их брачные песни напоминают то ли вой, то ли рев. Мурашки бегут по коже!
Сандро: — Наши страусы очень любят гостей, которые приходят в шляпах, кепках — потому что эту шляпу можно снять и выбросить. Был случай, приезжали телевизионщики делать о нас сюжет — Гера во время записи стащил с микрофона губку.
Алена: — А еще у страусов очень высокий иммунитет, они практически ничем не болеют. А по утрам делают зарядку — носятся по вольеру как угорелые, и я с ужасом думаю, не дай бог попасть им под ноги!

— Кто приезжает к вам на экскурсии?
Алена: — Очень разные люди. Так как мы находимся в удалении, в основном это автобусные экскурсии или люди на своих машинах. Много детей, из детдома вот были ребята, на днях приедет танцевальный ансамбль. Конечно, лучше выбираться к нам летом — когда страусы несут яйца и подрастают малыши. Иногда, когда случается, что нужно забить птицу, мы приглашаем гостей на самый вкусный в мире страусиный гуляш. Варим его на костре. Сандро прекрасно готовит, унаследовал это от итальянской мамы.
Сандро: — Но кроме страусов у нас есть куры, кролики, овцы, мой «заклятый друг» баран Шон, он сминает в лепешку металлические ведра. И от него мне достается больше, чем от страусов. Ну и мы построили несколько домиков с панорамными окнами: у нас можно остановиться и пожить на природе. Со временем хочу соорудить поле для мини-гольфа, доделать четыре домика — закончить свой глэмпинг, оборудовать фудкорт, чтобы проводить гастрономические экскурсии и мастер-классы.
Хочется, чтобы это красивое место было благоустроенным, и мы наконец могли зарабатывать. Пока же мне по-прежнему приходится вести и IT-проекты.

— Кроме Сандро в округе есть еще иностранцы?
Алена: — Конечно! Австралийцы, немцы, латыши. Один наш сосед, русский немец, ведет канал о жизни в Крыму. К нему в гости часто приезжают иностранцы — посмотреть своим глазами русскую жизнь, и некоторые решают остаться.
Одна пара, она сербка, он швейцарец, гостили у нас и ездили по агентствам недвижимости, искали себе место в Крыму. Так что нас со временем будет все больше.
Сандро: — И это понятно, люди смотрят вперед.

«Заклятый друг» Сандро — баран Шон.
«Заклятый друг» Сандро — баран Шон.

— В чем за эти пять лет в России вы стали немножко русским?
Сандро: — Это сложно сказать. Пусть ответит Алена, она же смотрит на меня со стороны? Совершенно точно — стал меньше расстраиваться, когда что-то идет не по плану.
Алена: — Когда я преподавала танцы в Швейцарии, коллега меня однажды поправила: «Нельзя говорить человеку «ты делаешь это неправильно», он может расстроиться. Надо сказать: «Ты молодец, но надо чуть-чуть по-другому». Вот Сандро поначалу и искал эти вежливые формы, а сейчас он может сказать, что думает, в глаза. Честно говорит о проблемных моментах, они есть, и о плюсах жизни в России. У него здесь появились друзья, свое дело: он много работает теперь руками, и ему это нравится.
Каждую зиму мы ездим в Швейцарию, и там, когда он на своей земле, я спрашиваю: ты не жалеешь, что мы живем в России? Он отвечает: «Нет. Россия — это страна, которая, что бы ни случилось в мире, сможет жить самостоятельно. У нее есть своя вода, газ, нефть. Я хочу, чтобы будущее наших детей было хорошим, здесь это возможно».

«Из России с любовью. Четвертый сезон» — проект журнала «Нация», создаваемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Это истории иностранцев, которые однажды приехали в нашу страну, прониклись русской культурой, просторами, людьми — и в конце концов сами стали немножко русскими.
Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этой историей в своих соцсетях.