Найти в Дзене
🎥КИНОВАРНЯ🎬

И ради этого фильма Безруков отказался от зарплаты? Что особенного в новой российской картине "Искупление"

Был Саша Белый, а стал черно-белый. В российских кинотеатрах сенсация: в широкий прокат вышел фильм из разряда тех, что обычно показывают только на фестивалях. Концентрация звезд на квадратную сажень зашкаливает, многие критики уже в восторге. А как же быть рядовым зрителям? Говорят, в отечественном кинематографе нет новых лиц и не происходит ничего примечательного. Но ведь есть, например, Константин Еронин. В один прекрасный день фотограф из Великого Новгорода принялся снимать кино и сразу доснимался до наград на нескольких фестивалях: его дебютная короткометражка "Чистилище" в 2022 году получила призы во Франции и других странах. Амбициозный молодой человек продолжил работать и приступил к большим формам: теперь на очереди полнометражные фильмы. Прошлогодняя картина Еронина, "Вдохновение", шумихи не вызвала, но дальше все стало интереснее. К следующему проекту Константин подошел основательно: нашел 35 миллионов рублей на съемки и стал собирать команду. Сценарий Еронин писал сам, в со

Был Саша Белый, а стал черно-белый. В российских кинотеатрах сенсация: в широкий прокат вышел фильм из разряда тех, что обычно показывают только на фестивалях. Концентрация звезд на квадратную сажень зашкаливает, многие критики уже в восторге. А как же быть рядовым зрителям?

Никита Кологривый в фильме Искупление. Источник: kinopoisk.ru
Никита Кологривый в фильме Искупление. Источник: kinopoisk.ru

Говорят, в отечественном кинематографе нет новых лиц и не происходит ничего примечательного. Но ведь есть, например, Константин Еронин. В один прекрасный день фотограф из Великого Новгорода принялся снимать кино и сразу доснимался до наград на нескольких фестивалях: его дебютная короткометражка "Чистилище" в 2022 году получила призы во Франции и других странах. Амбициозный молодой человек продолжил работать и приступил к большим формам: теперь на очереди полнометражные фильмы.

Прошлогодняя картина Еронина, "Вдохновение", шумихи не вызвала, но дальше все стало интереснее. К следующему проекту Константин подошел основательно: нашел 35 миллионов рублей на съемки и стал собирать команду. Сценарий Еронин писал сам, в соавторстве с операторами Никитой Горелкиным и Егором Панковским. А на главные роли не постеснялся позвать именитых актеров и, что удивительно, они согласились! Сергей Безруков, Виктор Сухоруков, Никита Кологривый, Кирилл Кяро - и это еще не весь список. Более того, Безруков и Кологривый согласились сниматься бесплатно, дабы поддержать молодого режиссера. Могут себе позволить.

Кадр из фильма Искупление. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Искупление. Источник: kinopoisk.ru

XIX век. Безымянный Солдат возвращается после Русско-турецкой войны в родную деревню. И вот незадача: там его особо никто и не ждал. За время отсутствия все порядком изменилось. Жена Солдата пропала, а немую дочку и душевнобольного сына местные жители записали в бесноватых. Деревенский Знахарь настроен особенно агрессивно: он требует у Солдата немедленно разобраться с детьми, иначе люди вокруг продолжат исчезать. Отец, само собой, с ним не согласен, и атмосфера накаляется.

Кроме прочего, по деревне разгуливает подозрительного вида Кузнец, с ним у Солдата как-то сразу не задалось. Также есть проблемы и у молодого Могильщика, страдающего душевными муками. По ночам постоянно происходят страшные вещи, и все кажется безнадежным. Солдат понимает: нужно сделать все возможное, чтобы спасти деревню от зла. Но как?

Виктор Сухоруков в фильме Искупление. Источник: kinopoisk.ru
Виктор Сухоруков в фильме Искупление. Источник: kinopoisk.ru

Нужно уточнить: несмотря на все глубинные смыслы, заложенные в фильм "Искупление", рассматривать его хочется именно с точки зрения кинематографии. И с той самой точки глазу есть за что зацепиться, ведь Константин Еронин не стесняется делать очевидные отсылки и к классикам, и к современникам. Первая мысль - перед нами русский слоубернер (то бишь, "медленный" фильм ужасов) в духе Роберта Эггерса. Черно-белая картинка - эстетика "Маяка", а деревенская история про бесов - фактически "Ведьма". Только обстановка своя, отечественная. Ну, почти.

Вне всяких сомнений, "Искупление" - это притча. Имен у героев нет, диалоги построены в формате декламации. Эдакий абсолютизм и универсальность. Возможно, потому и оформление съемочной площадки скудное и схематичное. "Деревня" представляет собой пять домов, церковь и кладбище. Причем, дома размером 4 на 3 метра, сделаны из бруса, а внутри - только кровать и, в лучшем случае, стол. Такая себе "русскость". Складывается ощущение, что селяне лишь беспокойно спят, молятся и хоронят друг друга. Иных занятий здесь нет.

Безруков в роли солдата мало чем удивляет. Теперь он прижимается не к березкам, а к мрачным соснам, да еще и с усами и бородой. Солидно, конечно, но разнообразия его персонажу не хватает. Хотя, у Могильщика-Кологривого и того нет. Он полфильма терзается, пока не происходит "внезапный" сюжетный поворот, в ходе которого "Искупление" становится похоже на причудливую смесь знаменитого триллера "Другие" и еще более знаменитого хоррора "Вий".

Увы, но после этого вся нагнетаемая интрига мгновенно разлетается на куски. И в воздухе снова пахнет чем-то не очень оригинальным. А вокруг носится, вращая глазами, Виктор Сухоруков, изображающий сумасшедшего Знахаря. Актер, скорее, переигрывает, и едва ли такую роль можно назвать хорошей. В эпизодах мелькают Кирилл Кяро с курицей и рэпер Хаски с плевком. Первый - якобы Голод, а второй - Чума. Да, Константин Еронин в итоге сводит все к библейским мотивам. Наверное, Солдат Безрукова - Война, но это не точно.

Сергей Безруков в фильме Искупление. Источник: kinopoisk.ru
Сергей Безруков в фильме Искупление. Источник: kinopoisk.ru

Если формальные отсылки и аллюзии в "Искуплении" читаются на раз-два, то с глубинными смыслами все намного сложнее. Фильм закапывается сам в себе, темп повествования во второй половине провисает, да и чрезмерная мрачность начинает утомлять. Зато в актив картине можно занести операторскую работу: исполнено симпатично, и в чем-то даже претенциозно. Выверенные кадры, концептуальные композиции. Не Бергман, конечно, но попытка похвальная.

После просмотра творения Еронина возникает множество вопросов, и один из них: кому это нужно в кинотеатрах? Едва ли "Искупление" сумеет окупиться (почти каламбур), и вообще непонятно, кто в России возьмет билет на авторский артхаус на фоне "Чебурашек" и прочих "Алис". Обычно подобные фильмы идут в ограниченном или никаком прокате, а тут вдруг широкий. Феноменально, ничего не скажешь. Решение смелое и полезное, но, наверняка, бесперспективное. А вот у российского кино перспективы имеются. Ежели в регионах есть такие отчаянные и энергичные постановщики, как Константин Еронин, то не все еще потеряно. Главное - не опускать руки и быть собой.

Оценка КИНОВАРНИ: 6/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!

Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты: