Найти в Дзене
Музей МХАТ

Ангелина Степанова. Безупречная выправка

23 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения народной артистки СССР Ангелины Иосифовны Степановой (1905 – 2000). «У нее особый дар на сцене “держать спину”, достойно проходя сквозь собственный возраст и смену актерских поколений. Никто никогда не интересовался, сколько лет Степановой и нужна ли ей смена. Не нужна». Так писала об Ангелине Степановой критик Наталья Крымова. Писала в связи со спектаклем Иосифа Раевского «Милый лжец», где Ангелина Иосифовна играла английскую актрису Стеллу Патрик Кэмпбелл. Это была одна из главных, блистательных работ поздней поры ее жизни. Ангелина Степанова рано ощутила свое призвание. Актрисой она решила стать еще в детстве. В 1936 году в интервью для мхатовской газеты «Горьковец» Ангелина Иосифовна вспоминала о том, что в три года она заставляла маму слушать, как читает стихи, что немного позже страстно увлеклась балетом. К тому времени ее семья уже перебралась с Дальнего Востока в Москву (Степанова родилась в городе Николаевске-на-Амуре). Родители б

23 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения народной артистки СССР Ангелины Иосифовны Степановой (1905 – 2000).

Ангелина Степанова. 1930-е годы
Ангелина Степанова. 1930-е годы

«У нее особый дар на сцене “держать спину”, достойно проходя сквозь собственный возраст и смену актерских поколений. Никто никогда не интересовался, сколько лет Степановой и нужна ли ей смена. Не нужна».

Так писала об Ангелине Степановой критик Наталья Крымова. Писала в связи со спектаклем Иосифа Раевского «Милый лжец», где Ангелина Иосифовна играла английскую актрису Стеллу Патрик Кэмпбелл. Это была одна из главных, блистательных работ поздней поры ее жизни.

Лина Степанова в юности
Лина Степанова в юности

Ангелина Степанова рано ощутила свое призвание. Актрисой она решила стать еще в детстве. В 1936 году в интервью для мхатовской газеты «Горьковец» Ангелина Иосифовна вспоминала о том, что в три года она заставляла маму слушать, как читает стихи, что немного позже страстно увлеклась балетом. К тому времени ее семья уже перебралась с Дальнего Востока в Москву (Степанова родилась в городе Николаевске-на-Амуре).

Родители были театралами, но предпочитали музыкальные постановки и иногда брали маленькую Лину, как все ее тогда называли, с собой на балет. Когда Лину отдали учиться в гимназию Ржевской, то и там она начала выступать с чтением стихов. А еще танцевала – многие прочили ей судьбу танцовщицы. Балериной Степанова не стала, но безупречная выправка, дисциплинированность, сдержанность будто бы остались у нее от этой неслучившейся профессии.

Сцена из спектакля Третьей студии МХАТ «Битва жизни». Слева Ангелина Степанова – Мэри. 1924 г.
Сцена из спектакля Третьей студии МХАТ «Битва жизни». Слева Ангелина Степанова – Мэри. 1924 г.

В 1918 году женскую гимназию Ржевской соединили с мужской семинарией. Времена наступили грозные, страшные, стало не до учебы. У Ангелины в школе была подруга Евгения Морес, в будущем тоже актриса МХАТа (она стала блестящей травести). Подруги с увлечением ходили на занятия декламацией. Преподаватель декламации ставил также спектакли в одном из клубов и предложил девушкам поучаствовать в «Снегурочке» Островского. Роль Снегурочки исполнила Морес, а Степанова сыграла Весну.

В 1921 году она пришла держать экзамены в школу при Третьей студии МХАТ, которую возглавлял Евгений Вахтангов. Виталий Вульф в своей книге о Степановой приводит такие слова Евгения Багратионовича о юной абитуриентке: «У нее хороший голос. И потом видно – упрямая девчонка. Мы не возьмем – еще куда-нибудь пойдет».

Режиссер Николай Горчаков – первый муж Ангелины Степановой
Режиссер Николай Горчаков – первый муж Ангелины Степановой

Ее первый выход на сцену состоялся в «Принцессе Турандот», в бессловесной роли рабыни. Нужно было заменить исполнительницу, а ученица Степанова была пластична, хорошо танцевала. Выбрали ее. В тот вечер «Турандот» смотрел Федор Шаляпин: после окончания спектакля он сел за рояль и пел для студийцев. Так что дебют на сцене обернулся для Ангелины незабываемым праздником.

В роли княжны Мстиславской в спектакле «Царь Федор Иоаннович», 1924 г.
В роли княжны Мстиславской в спектакле «Царь Федор Иоаннович», 1924 г.

В 1924 году основатели МХАТа решили принять в труппу театра лучших выпускников студий. Так как Первая студия превратилась во МХАТ Второй, то это касалось в основном воспитанников Второй студии. Впрочем, из Третьей во МХАТ тоже пригласили несколько человек. Когда Станиславскому дали список возможных кандидатов, фамилию Степановой он подчеркнул дважды.

В роли Софьи в спектакле «Горе от ума». 1925 г.
В роли Софьи в спектакле «Горе от ума». 1925 г.

Константину Сергеевичу нравилось, как Ангелина играет Мэри в учебном спектакле «Битва жизни», который он «доводил» для Малой сцены МХАТа. Первый муж Степановой Николай Горчаков, постановщик этого спектакля, в своей книге «Режиссерские уроки К.С. Станиславского» передает очень интересные диалоги на репетициях между К.С. и юной актрисой. По ним видно, что она интеллектуальна, и что умение проникнуть в психологию персонажа совершенно естественно сочетается у нее со вкусом к остроте рисунка.

В одном спектакле с Константином Сергеевичем Ангелина вышла уже в 1925 году: это было «Горе от ума», где он играл Фамусова, а она – Софью.

В роли Генриетты в спектакле «Сестры Жерар», 1927 г.
В роли Генриетты в спектакле «Сестры Жерар», 1927 г.
В роли Ани в спектакле «Вишневый сад», 1928 г.
В роли Ани в спектакле «Вишневый сад», 1928 г.

Для нее действительно не существовало больших или маленьких ролей – все, как проповедовали отцы-основатели МХАТа. Каждую свою роль она доводила до совершенства, будь то княжна Мстиславская в «Царе Федоре Иоанновиче» или Генриетта в мелодраме «Сестры Жерар», Аня в «Вишневом саде» или Графиня в «Женитьбе Фигаро», Александра в «Егоре Булычове и других» или Арманда Бежар в «Мольере».

В роли Графини в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1931 г.
В роли Графини в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1931 г.
В роли Арманды Бежар в спектакле «Мольер», 1936 г.
В роли Арманды Бежар в спектакле «Мольер», 1936 г.

Когда в 1937 году вышла премьера «Анны Карениной», имевшая огромный успех, зрители восхищались не только Анной в исполнении Аллы Тарасовой, Николаем Хмелевым – Карениным и Марком Прудкиным – Вронским, но и ее холодной и изысканной Бетси Тверской.

В роли Бетси Тверской в спектакле «Анна Каренина», 1937 г.
В роли Бетси Тверской в спектакле «Анна Каренина», 1937 г.

С «Анной Карениной» Степанова впервые выехала во Францию. Зарубежные гастроли МХАТа 1937 года оказались для нее судьбоносными: в Париже Ангелина Иосифовна познакомилась с писателем Александром Фадеевым, который находился там на конгрессе. Уже через несколько месяцев они поженились.

Судьбоносная встреча в Париже: Михаил Яншин, Ангелина Степанова, Александр Фадеев и Ольга Андровская с химерами Нотр-Дама. 1937 г.
Судьбоносная встреча в Париже: Михаил Яншин, Ангелина Степанова, Александр Фадеев и Ольга Андровская с химерами Нотр-Дама. 1937 г.

Позволил ли этот новый брак забыть старую любовь? Кто знает. Еще когда Ангелина была женой Николая Горчакова, она влюбилась в драматурга Николая Эрдмана. Оба были несвободны, но ничто не смогло остановить вспыхнувшее чувство. Увы, в 1933 году на съемках фильма «Веселые ребята» Эрдмана арестовали и приговорили к ссылке в Сибирь. Степанова тогда много сделала для облегчения его участи: обивала пороги высоких инстанций, приезжала к нему в Енисейск, добилась, чтобы из Енисейска Эрдмана перевели в Томск. Их удивительные письма друг другу были изданы еще при жизни актрисы, в 1995 году.

В роли Ирины, «Три сестры», 1940 г.
В роли Ирины, «Три сестры», 1940 г.

В 1940 году вышел спектакль Немировича-Данченко «Три сестры», где Степанова сыграла младшую, Ирину, натуру беспокойную, мятущуюся. Постановка была словно наэлектризована предчувствием войны, грозных событий, которые предстояло пройти, не потерять себя, выжить. По свидетельству зрителей, этот спектакль пробуждал чувства сродни религиозным: «В конце Ольга, Маша и Ирина стояли втроем у сросшихся берез и казались тоже от одного корня. Как эти березы. Или как жены-мироносицы в иконостасе Троице-Сергиева – у Рублева три фигуры стоят и клонятся тесно», – вспоминала о нем историк Художественного театра Инна Соловьева.

В роли королевы Елизаветы, «Мария Стюарт», 1957 г.
В роли королевы Елизаветы, «Мария Стюарт», 1957 г.

В 1957 году во МХАТе решились поставить Шиллера (долгое время считалось, что романтическая драматургия не показана Художественному театру). Виктор Станицын выбрал «Марию Стюарт», трагедию о борьбе двух женщин – пленницы и тюремщицы, королевы Шотландии Марии Стюарт и королевы Англии Елизаветы I. Марией Стюарт стала Алла Тарасова, королевой Елизаветой – Ангелина Степанова. Об игре Ангелины Иосифовны шекспировед Алексей Бартошевич писал: «Государственные резоны, политические расчеты владели ее Елизаветой куда меньше, чем ненасытное женское тщеславие, жажда обольщать. В Марии Стюарт она стремилась уничтожить не столько опасного политического врага, сколько соперницу — женщину. Уничтожить, но прежде насладиться ее унижением, растоптать ее на глазах любовника. Блестящий и язвительный портрет стареющей женщины, затянутой в корсет рыжей куклы с густо набеленным лицом, острыми глазами, невыносимым характером и, в сущности, несчастной судьбой Степанова создавала в свойственном ей победоносно-трезвом, иронически-снижающем стиле, на грани жесткого современного гротеска».

В роли Стеллы Патрик Кэмпбелл, с Анатолием Кторовым – Бернардом Шоу, «Милый лжец», 1962 г. Фото Игоря Александрова
В роли Стеллы Патрик Кэмпбелл, с Анатолием Кторовым – Бернардом Шоу, «Милый лжец», 1962 г. Фото Игоря Александрова

Со временем Ангелина Степанова стала символом «старой школы» МХАТа. Впечатление она производила сдержанное, даже суровое. На протяжении многих лет занимала должность парторга Художественного театра. Когда в 1967 году началась кампания против спектакля Анатолия Эфроса «Три сестры», который шел в Театре на Малой Бронной, она приняла в ней участие. Спектакль был закрыт.

В роли Анны Дмитриевны Карениной, с Марком Прудкиным – князем Абрезковым, «Живой труп», 1982 г. Фото Игоря Александрова
В роли Анны Дмитриевны Карениной, с Марком Прудкиным – князем Абрезковым, «Живой труп», 1982 г. Фото Игоря Александрова

С Эфросом они встретились много лет спустя – сначала на телевидении, где Анатолий Васильевич снимал телеверсию «Милого лжеца». Затем Эфрос предложил ей роли в своих мхатовских постановках «Тартюф» и «Живой труп». Он не держал на нее зла за «Три сестры». Напротив – радовался возможности поработать с этой блистательной актрисой.

Евгений Евстигнеев и Ангелина Степанова перед собранием во МХАТе. Середина 1980-х. Фото Игоря Александрова
Евгений Евстигнеев и Ангелина Степанова перед собранием во МХАТе. Середина 1980-х. Фото Игоря Александрова

Записи Анатолия Эфроса сохранили для нас живого, обаятельного человека, а вовсе не «железную леди»: «Однажды я попросил Степанову и Прудкина высказать свое мнение по поводу одной из сцен “Живого трупа”. Потом предложил свое решение. Их реакция была поразительна. Оба, внимательно выслушав меня, секунду молчали, а потом, не сговариваясь, засмеялись. Этот смех лучше всяких слов означал, что они меня поняли. Затем не последовало ни одного лишнего вопроса. Мастерство их такое, что раз они поняли и согласились, значит, сделают. Это было чуть ли не первое наше знакомство.

С тех пор я с нетерпением жду прихода этих людей на каждую свою репетицию. Любопытные, неуставшие глаза, ясный ум».

Ангелина Иосифовна Степанова
Ангелина Иосифовна Степанова

Ангелина Иосифовна Степанова прожила очень долгую жизнь – 94 года. И осталось в памяти актрисой большого таланта и мастерства, в каждое слово, каждую интонацию которой хочется вслушиваться. Счастье, что ее можно увидеть в старых кино- и телеработах. Посмотрите телеверсию «Милого лжеца», фильм Ильи Авербаха «Объяснение в любви», «Войну и мир» Сергея Бондарчука или картину Павла Чухрая «Запомните меня такой» (1987, последняя роль Ангелины Степановой в кино). Вы увидите, что это такое – «старая мхатовская школа».

Фото из фондов Музея МХАТ