Найти в Дзене
Auto People

Баварский пришелец: как BMW Z1 с «исчезающими» дверями обогнал свое время

Оглавление

В мире коллекционных автомобилей часто правят бал цифры: мощность, тираж, секунды разгона. Но иногда на аукционах появляется нечто, что ценится не за грубую силу, а за инженерную смелость. Недавние торги RM Sotheby's, где была выставлена коллекция «Лучшее из BMW M», напомнили нам об одном из самых удивительных проектов Баварии – родстере Z1. На фоне легендарных M1 и M3 E30 этот автомобиль выглядит как гость из будущего, которое так и не наступило.

Дизайн передней части BMW Z1 отличался от серийных моделей бренда
Дизайн передней части BMW Z1 отличался от серийных моделей бренда

Хотя BMW Z1 формально никогда не получал полноценную версию «M» (прототипы существовали, но в серию не пошли), его влияние на философию бренда трудно переоценить. Выпущенный тиражом всего в 8 000 экземпляров в период с 1989 по 1991 год, он стал прародителем всего Z-клана: от массового Z3 до современного Z4 и коллекционного Z8. Это история о том, как смелый эксперимент заставил консервативных немцев переосмыслить сам процесс создания автомобиля.

Рождение легенды: дебют «Техников»

История Z1 началась не в дизайнерском бюро, а в недрах свежесозданного подразделения BMW Technik GmbH. В середине 80-х руководство концерна решило, что им нужен «мозговой центр», свободный от рутины массового производства, чтобы заглянуть в следующее тысячелетие. Z1 стал их первенцем.

Прототип BMW Z1 Roadster, который представили в 1986 году
Прототип BMW Z1 Roadster, который представили в 1986 году

Премьера концепта состоялась на Франкфуртском автосалоне 1987 года. Стенд был оформлен в нетипичном для строгих немцев стиле – на фоне каскадной «водяной стены». Но настоящий фурор произвела не презентация, а сам автомобиль. Это был первый двухместный родстер марки с момента ухода легендарного BMW 507, производство которого свернули 28 лет назад.

Серийный BMW Z1
Серийный BMW Z1

Публика была в восторге. Еще до начала производства компания получила 5 000 предзаказов, а вскоре эта цифра выросла до невероятных 35 000 заявок. Казалось, успех гарантирован.

Двери, которые исчезают в полу

Говорить о BMW Z1 и не начать с дверей – преступление. Это визитная карточка модели и инженерное решение, которое до сих пор никто не решился повторить в серийном производстве. Вместо того чтобы распахиваться в стороны или подниматься вверх, двери Z1 с помощью электропривода и зубчатого ремня вертикально уезжают вниз, прячась в широкие пороги кузова.

Двери BMW Z1 в закрытом состоянии
Двери BMW Z1 в закрытом состоянии

Это не просто трюк. Конструкция абсолютно легальна для дорог общего пользования. Благодаря высоким и мощным порогам, обеспечивающим жесткость кузова и безопасность при боковом ударе, на Z1 можно ездить с опущенными дверями. Ощущения от такой поездки сродни управлению картом или легендарным Caterham Seven – вы буквально можете коснуться асфальта рукой. Производитель рекомендовал поднимать двери на скоростях выше 60–70 км/ч, чтобы избежать турбулентности в салоне, но запрета на езду «нараспашку» не было.

Открытый салон BMW Z1
Открытый салон BMW Z1

Сэндвич-панели и краш-тест прыжками

Если заглянуть глубже, Z1 удивляет еще больше. Это был первый BMW, в котором применили модульную конструкцию кузова с широким использованием пластика.
Основа машины – стальной монокок, который штамповали, сваривали, а затем
целиком оцинковывали горячим методом. По заявлению инженеров BMW, такая «ванна» из расплавленного цинка увеличила жесткость конструкции на кручение на 25% по сравнению с серийными седанами 3-й серии (E30).

Испытания прототипа
Испытания прототипа

На этот скелет навешивались внешние панели из различных видов пластика.

  • Боковины и двери были сделаны из жесткого термопластика (Xenoy от General Electric).
  • Бамперы – из эластичного композита, способного восстанавливать форму после легких ударов на парковке.
Легенда гласит, что Ульрих Без, глава BMW Technik (позже возглавивший Aston Martin), на совете директоров положил бампер Z1 на пол и начал на нем прыгать, чтобы доказать его прочность. Бампер выдержал.
Детали комбинированной конструкции BMW Z1
Детали комбинированной конструкции BMW Z1

Уникальная фишка Z1 заключалась в том, что все кузовные панели были съемными. Теоретически, владелец мог купить второй комплект панелей другого цвета и быстро переодеть машину в гараже с помощью отвертки. Правда, на практике BMW лукавила: «менее чем за час» превращалось в целый день кропотливой работы, но сама возможность будоражила умы. Более того, на Z1 можно было ездить вообще без внешних панелей – настолько самодостаточным было шасси.

Аэродинамика: днище вместо спойлера

Внешность Z1 – это торжество клиновидного дизайна, но не ради моды, а ради физики. Команда разработчиков видела в родстере передвижную аэродинамическую лабораторию. Их целью было создать достаточно большую прижимную силу без использования пошлых антикрыльев и «юбок».

Родстер BMW Z1
Родстер BMW Z1

Особенности конструкции:

  • Лобовое стекло наклонено под экстремальным углом в 62 градуса.
  • Днище автомобиля абсолютно плоское и закрыто композитной защитой весом всего около 15 кг.
  • Глушитель как диффузор: задняя часть глушителя имеет форму авиационного крыла. В сочетании с плоским днищем это создает эффект диффузора, высасывающего воздух из-под машины и прижимающего заднюю ось к дороге.

Даже фирменные «ноздри» радиаторной решетки были уменьшены и интегрированы в бампер ради лучшего обтекания. Коэффициент аэродинамического сопротивления составлял 0.36 с поднятой крышей – отличный результат для кабриолета тех лет.

Техническая начинка: сердце от «трешки», подвеска из будущего

Под футуристичным кузовом скрывалась проверенная временем базовая техника. Двигатель и трансмиссия были позаимствованы у популярной BMW 325i (E30).
Это был рядный 6-цилиндровый мотор M20B25 объемом 2,5 литра.

  • Мощность: 170 л.с. (125 кВт).
  • Крутящий момент: 222 Н*м.
  • Трансмиссия: 5-ступенчатая механика Getrag.

В то время как передняя подвеска McPherson тоже перекочевала с E30, задняя ось была революционной. Именно на Z1 дебютировала многорычажная Z-Axle (Z-образная подвеска). Она обеспечивала невероятную точность управления и позже стала стандартом для BMW 3-й серии в кузове E36.

Динамические параметры родстера BMW Z1 нельзя назвать выдающимися
Динамические параметры родстера BMW Z1 нельзя назвать выдающимися

Динамика в цифрах

Несмотря на инновации, Z1 не был спорткаром-убийцей.

  • Разгон 0–100 км/ч: 7,9 секунды.
  • Максимальная скорость: 225 км/ч.
  • Вес: около 1250 кг.

Для сравнения, вышедшая чуть позже Mazda MX-5 (Miata) имела всего 116 сил, но и весила значительно меньше. Z1 был быстрее, но на фоне представленного тогда же BMW 750i с мотором V12, родстер казался скорее игрушкой для серпантинов, чем королем автобанов. Ахиллесова пята мотора M20 заключалась в том, что пик крутящего момента приходился на высокие обороты (около 4300 об/мин), что создавало ощущение нехватки тяги «на низах».

Детали передней части родстера BMW Z1
Детали передней части родстера BMW Z1

Почему он не стал бестселлером?

Первоначальный ажиотаж быстро сменился суровой реальностью. Z1 стал жертвой собственной сложности и бюрократии.

Ручная сборка

Из-за уникальных материалов и конструкции каждый автомобиль собирался практически вручную. Это взвинтило цену. На старте продаж Z1 стоил от 83 000 до 89 000 немецких марок.

Пересчет на более понятные деньги: в долларах того времени это было около $45-50 тысяч. Для сравнения, Porsche 911 стоил ненамного дороже, а за цену одного Z1 можно было купить три Мазды MX-5.

Проблемы с рынком США

Из-за строгих американских норм безопасности (особенно касающихся дверей и бамперов), BMW не смогла официально вывести Z1 на рынок Северной Америки. Потеря самого платежеспособного рынка стала фатальной для нишевой модели.

Эргономика

Высокие пороги, обеспечивающие жесткость, превращали посадку и высадку в акробатический этюд. В сухую погоду это было весело, но в дождь – мучительно.

Салон BMW Z1
Салон BMW Z1
К 1991 году спрос упал, и производство было остановлено на отметке 8 000 экземпляров. BMW предпочла сосредоточиться на более традиционных и прибыльных моделях, а наработки Z1 (особенно заднюю подвеску) перенесла в массовые серии.

Сколько стоит легенда сегодня?

В 90-е годы Z1 считался странным провалом. Сегодня это вожделенная классика. Автомобиль перешел в разряд «янгтаймеров» (youngtimer), цена на которые стабильно растет.

На аукционах и профильных площадках разброс цен велик и зависит от пробега, состояния и редкости цвета (например, красный Toprot или фиолетовый Fungelb).

Давайте переведем актуальные цены в рубли (по курсу 1 USD = 79,02 RUB):

  • «Входной билет»: экземпляры с пробегом и следами эксплуатации можно найти по цене от $35 500 (около 2 805 000 рублей).
  • Хорошее состояние: ухоженные машины на аукционах уходят в среднем за $60 000 – $70 000 (около 4 700 000 – 5 500 000 рублей).
  • Коллекционный уровень: тот самый экземпляр из коллекции RM Sotheby's, упомянутый в начале, был продан за €80 500 (примерно $93 500). В рублях это внушительные 7 388 000 рублей.
  • Рекорд: в 2021 году один из ранних Z1 1989 года с мизерным пробегом ушел с молотка во Франции за безумные €155 250 (около $180 200). Это 14 240 000 рублей!
Родстер 1990 года – RM Sotheby's
Родстер 1990 года – RM Sotheby's

Вердикт

BMW Z1 – это больше, чем просто автомобиль. Это памятник инженерной романтике конца 80-х. Да, он был дорогим, сложным и не таким быстрым, как мог бы быть. Но он подарил миру уникальную заднюю подвеску, научил баварцев работать с композитами и, самое главное, показал, что BMW умеет быть не только «серьезной машиной для серьезных людей», но и генератором чистых эмоций.

Сегодня, когда большинство автомобилей похожи друг на друга как смартфоны, Z1 с его опускающимися дверями и пластиковым кузовом выглядит не анахронизмом, а напоминанием о том, каким смелым может быть автопром. Если у вас есть свободные 5-7 миллионов рублей и желание удивлять окружающих каждым открытием двери – лучшего варианта не найти.

BMW
295,4 тыс интересуются