Daily Mail | Великобритания
92% британских фермеров считают наибольшей угрозой своему долгосрочному благосостоянию правительство Великобритании, пишет DM. Но руководство страны это нисколько не тревожит, помогать им оно не собирается. Кто же будет кормить народ? – интересуется автор статьи.
Джеймс Ребэнкс (James Rebanks)
Вот уже долгие годы британские фермеры предупреждают, что национальная продовольственная система не работает.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Правительство возражает, что нет повода для беспокойства и упрекает землепашцев в неуплате налогов, оторванности от жизни или, что еще хуже, в нездоровом консерватизме.
Однако если послушать сельских жителей, становится ясно, насколько мрачна правда.
Правительство сделало сельское хозяйство делом настолько сложным и убыточным, что британские фермы закрываются с головокружительной скоростью, что чревато опасной нехваткой продовольствия.
Пожалуй, свою единственную попытку наладить плодотворное взаимодействие с фермерами лейбористы предприняли, поручив баронессе Баттерс, бывшему президенту Национального союза фермеров, провести анализ рентабельности.
В прошлом месяце она передала свой доклад в Министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства... и на этом всё.
В начале месяца месяце источники сообщили, что Казначейство “закопало” доклад до принятия бюджета в среду.
Это возмутительно. Уж кому-кому, а Казначейству точно надо знать проблему досконально, чтобы подобающим образом сформировать бюджет! Им явно полагается работать с фермерами, а не замалчивать неудобные факты.
В “заживо похороненном” докладе, по-видимому, звучал призыв к срочной перезагрузке отношений. Полагаю, это подчеркивает, в какое ужасное положение правительство загнало фермеров, оставив их без поддержки и нещадно эксплуатируя. В результате мы едва обеспечиваем страну необходимым продовольствием.
Замалчивать всё это удобно, чтобы не смущать еще больше канцлера Рэйчел Ривз, которая, похоже наметила фермеров на роль следующей жертвы.
Масштаб проблемы очертил доклад McCain Foods, опубликованный ранее в этом месяце. Там утверждается, что треть британских фермеров не получили за прошлый год никакой прибыли, а 92% считают наибольшей угрозой долгосрочному благосостоянию британского фермерства само правительство.
Можно было подумать, что это кошмарное откровение встревожит руководство страны, но покамест мы не видим никаких признаков самокопания.
На публику политики распинаются о том, как правительство радеет о сельском хозяйстве, но их реальная политика свидетельствует об обратном.
Стоит признать, что никто не считает, что проблемы нашей продовольственной системы начались с лейбористского правительства сэра Кира Стармера.
Но все серьезные комментаторы сходятся в том, что нынешнее правительство и его предшественники круто облажались— и, что еще хуже, руководство страны упрямо гнет свою проигрышную линию.
Давайте вспомним, откуда взялся этот бардак.
До Брексита Британия входила в систему ЕС под названием Общая сельскохозяйственная политика. Она была далека от совершенства, но, по крайней мере, хоть как-то пыталась защитить фермеров.
"Смерть партии лейбористов!": британцы жестко прошлись по властям
По-своему это тоже было мошенничество: фермеров вынуждали продавать продукцию ниже реальной себестоимости, зато каждый год подкидывали им субсидии.
В результате мой отец зарабатывал на жизнь, вкалывая без продыху на нашей маленькой ферме в Камбрии, а субсидии еле-еле натягивали наши доходы до безубыточности. Тем не менее, ферма как-то держалась на плаву.
Британские левые эту систему ненавидели. Ведь они считали фермеров “богатеями” — так зачем, спрашивается, им еще и приплачивать? Кроме того, они и голосовали всяко не за лейбористов.
Тори старой закалки ее одобряли, но, когда последнего из этих “хлюпиков” выжили из правительства после Брексита и заменили сторонниками свободного рынка и ярых противников субсидий, симпатии к фермерам в британской политике угасли окончательно.
Затем Великобритания отменила европейскую систему и надумала внедрить собственную, которая обещала фермерам аналогичные суммы, только вместо субсидий на производство бекона, молока и хлеба им бы платили за “бережное отношение к окружающей среде”. Новая мантра гласила: “государственные платежи за общественные блага”.
Неприязнь левых к фермерам удалось смягчить обещаниями посадить больше деревьев, высадить луга с дикими цветами и выкопать пруды, а неприязнь правых — тем фактом, что фермеров больше не будут “баловать” субсидиями, а вместо этого государство будет платить им за общественные блага по рыночной ставке. Это звучало многообещающе, но консерваторы лишь посулили всем фермерам ту же сумму денег, что и прежде, но подкрепить свои обещания не успели.
Когда все уже почти заработало и начало выглядеть вполне пристойно, тори с треском проиграли всеобщие выборы в 2024 году.
С тех пор вся эта злополучная затея пошла прахом.
Казначейство при Ривз заявило, что ни о каких контрактах на “общественные блага” и слыхом не слыхивало.
Лейбористы даже не пытались сделать новые экологические планы доступными для всех фермеров. Кроме того, действующие программы были приостановлены из-за изобилия желающих, а выплаты не поспевали за уровнем инфляции.
Другая же половина средств шла за вывод сельскохозяйственных земель из оборота и перепрофилирование на восстановление природы.
Похоже, никому в Казначействе не приходило в голову, что это чревато нехваткой или дороговизной продуктов или выдавит фермеров из бизнеса. Соль здесь не в том, что заботиться о природе не нужно — нужно, еще как — а в том, что мы должны производить достаточное количество продовольствия, чтобы наши фермеры получали достойную прибыль.
Почти никто из британских политиков и точно никто из Казначейства не понимает, в каком тяжелом положении оказалось британское сельское хозяйство.
Наша политика лишь усугубляет эту безграмотность, когда толпа чиновников, не зная даже азов, принимает судьбоносные решения для всей продовольственной системы.
У Британии еще есть шанс спастись. Но он совсем невелик — и связан с почти невероятным сценарием
В числе таких профанов — канцлер Ривз. Прошлой осенью она нас добила: фермеров и так всю дорогу обворовывают, однако реформа налога на наследство лишила их одного из последних заработков. В прошлом сельскохозяйственные угодья были освобождены от налога, но с апреля следующего года фермерам придется раскошелиться.
Но сельскохозяйственные угодья — это не живые деньги и не приносят большого дохода, поэтому фермерам неизбежно приходится продавать землю, что снижает их шансы на выживание в будущем.
Один из ответов на все это таков: ну и кому какое дело? Эти фермеры всегда жалуются и клянчат подачки.
Однако если мы бросим их на произвол судьбы, пострадают все. Они — хребет нашей продовольственной системы: если они лишат нас своих рабочих рук и капитала, потому что заниматься сельским хозяйством им стало не по карману, кто же будет кормить страну?
Мы уже видим неизбежные последствия этой порочной сельскохозяйственной политики. Инфляция сносит все “рогатки” правительства, причем особенно это касается роста цен на продовольствие — он немного не дотягивает до 5% и более чем вдвое выше целевого уровня в 2%.
И больнее всего это бьет по беднейшим слоям нашего общества, которые тратят основную часть своего еженедельного бюджета на еду.
Эта инфляция отчасти связана с происходящим на наших фермах. Поскольку производить определенные продукты стало слишком накладно, некоторые фермеры просто выращивают меньше. От этого цены растут еще быстрее. Цены на крупный рогатый скот выросли почти вдвое с 2020 года, поскольку сельскохозяйственные угодья выводятся из оборота. За последние 20 лет число фермеров, занятых в производстве молочной продукции, сократилось на 56%. По некоторым оценкам, каждый день закрывается минимум одно молочное хозяйство.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов вопрос продовольственной безопасности. Неверно оценив поддержку фермеров, вы рискуете тем, что не сможете прокормить нацию.
В настоящее время, по мнению ведущего британского эксперта по продовольственной безопасности профессора Тима Лэнга, наша продовольственная система чрезмерно зависит от иностранного импорта и крайне уязвима для потрясений и кризисов, будь то вспышки болезни или геополитическая нестабильность.
Когда разразилась Первая мировая, у Великобритании было запасов продовольствия на шесть недель, и правительство было в панике. А сегодня — всего на шесть дней...
Люди наивно полагают, что у нас где-то хранятся обширные запасы на случай кризиса и что еды хватит на всех, но это не так.
При нынешней динамике ситуация будет лишь ухудшаться. Ранее в этом месяце межпартийная группа по науке и технологиям предупредила в своем докладе, что если Великобритания продолжит уделять приоритетное внимание строительству жилья, “нулевым выхлопам”, посадке деревьев и восстановлению природы, то к 2050 году рискует потерять до четверти плодородных сельскохозяйственных угодий.
Это приведет к сокращению внутреннего производства продуктов питания на треть на фоне роста населения и сделает Великобританию еще более зависимой от импорта. “Рыночники” внушают нам, что мы сможем в любой момент завезти искомое количество продовольствия из-за рубежа, но надо свалиться с луны, чтобы искренне считать это хорошей затеей в сегодняшнем нестабильном мире.
Между тем даже некогда надежные экспортеры возводят торговые барьеры из-за трамповского протекционизма.
Фермеры все это понимают, а вот лейбористское правительство — нет. И теперь, когда нам кровь из носу нужны идеи и мнение экспертов для составления бюджета, правительство “закопало” свой собственный доклад по сельскому хозяйству. Это позор.
Опубликуйте его прямо сейчас — и примите его рекомендации к сведению!
Джеймс Ребэнкс занимается контурным земледелием, автор бестселлера “Жизнь пастуха”