Театр — это гигантский механизм, и большая его часть скрыта в тенях кулис.
Мир за кулисам — это еще и полноценное производство. По статистике, случаи травматизма в театрах, увы, не редкость. Например, в 2022 году в театре «Ленком» техслужба получила перелом позвоночника, а в Большом театре произошел трагический случай с падением декораций. Безопасность — это сценарий, который пишется до начала спектакля, и его главные авторы — специалисты по охране труда.
Каким профессиям в театре нужна охрана труда? (промолчим о том, что от вообще нужна ВСЕМ без исключений)
- Гардеробщик — это первый актер спектакля под названием «Вечер в театре». Но по программе обучения «Безопасные методы и приемы выполнения работ в театрах» он же должен знать алгоритмы действий в чрезвычайной ситуации, чтобы оказать первую помощь, или помочь при эвакуации зрителей.
Люди, которые создают мир спектакля:
- Декоратор и Художник-бутафор создают миры из дерева и ткани. Но они же сталкиваются с опасностью падения декораций, острыми кромками и работами на высоте. Их обучение по программе Б (безопасные методы при воздействии опасных факторов) и программе В (работы повышенной опасности) — не формальность, а необходимость.
- Костюмер и Швея «одевают» персонажей. Их рабочее место — это также электрооборудование (швейные машины, утюги) и специфические материалы, требующие знания правил пожарной безопасности.
- Реквизитор знает историю каждой вещи на сцене. А специалист по охране труда знает, что каждая вещь должна быть безопасной: не иметь острых заусенцев, быть устойчивой и не создавать угрозы для актеров.
Люди, которые обеспечивают работу «цехов»:
- Столяр и Плотник — костяк любой декорации. Их работа напрямую связана с использованием станков, электроинструмента и выполнением работ, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности (программа В).
- Электромонтер по освещению сцены — создатель света и тени. Он работает с мощными электроустановками, часто на высоте. Его допуск к работе немыслим без обучения по программе В и специальным правилам по электробезопасности.
Почему в театре без охраны труда — как без режиссера?
Театр — это концентрация опасных производственных факторов:
- Работа на высоте (колосники, монтаж декораций).
- Опасность падения тяжелых предметов.
- Поражение электрическим током от мощного оборудования.
- Пожароопасность.
- Физические и психоэмоциональные перегрузки.
Именно поэтому Учебный центр «Спектр» разработал специализированную программу повышения квалификации: «Безопасные методы и приемы выполнения работ в театрах» (40 академических часов).
Кого мы обучаем?
Программа предназначена для всех, кто выходит на сцену и за кулисы: работников рабочих профессий, специалистов, руководителей среднего звена.
Что входит в программу?
- Работы, связанные с эксплуатацией подъемных сооружений.
- Требования к безопасности сцены перед работой.
- Работы с реквизитом и оборудованием.
- Требования безопасности при эксплуатации электроустановок.
- Практические занятия по отработке навыков.
По итогам обучения вы будете ЗНАТЬ:
- Требования охраны труда и организацию работ в театре.
- Безопасные методы работы с театральным реквизитом и установками.
По итогам обучения вы будете УМЕТЬ:
- Проверять состояние планшета сцены и основных проходов.
- Безопасно перемещать грузы, в том числе крупногабаритные.
Успешное окончание курса подтверждается удостоверением о повышении квалификации установленного образца, соответствующим требованиям законодательства.
Вывод: ваш билет в театр уже ждет вас
Театр — это организм, где важна каждая клеточка. Ваш практический навык — умение строгать, шить, паять или организовывать — становится частью искусства. А наша задача — сделать так, чтобы это искусство было безопасным для тех, кто его создает.
Сделайте свой труд в театре безопасным. Доверьте обучение специалистам учебного центра «Спектр»!
Что, если мы скажем вам, что сцена — это лишь вершина айсберга? Что театр — это гигантский механизм, и большая его часть скрыта в тенях кулис. И что именно там, в этих «рабочих цехах», творятся самые главные чудеса.
Если вам нравится запах кулис, шквал оваций и чувство коллективной ответственности за каждый спектакль, вот ваш пропуск в этот мир.
Ваше первое касание: Гардероб
Именно с него начинается погружение зрителя в магию. Гардеробщик — это не просто человек, выдающий номерок. Это первый актер спектакля под названием «Вечер в театре». От его улыбки, опрятности и скорости зависит первое впечатление. Это лицо театра в прямом смысле слова.
Люди, которые создают мир спектакля:
- Декоратор и Художник-бутафор: Они — боги сцены. Из дерева, металла, гипса и ткани они создают целые миры: уютные гостиные, мрачные подземелья, сказочные леса. Их руки превращают эскизы художника в осязаемую реальность, в которую потом выйдут актеры.
Какие навыки нужны: Столярное дело, слесарные работы, работа с красками и лаками, макетирование. - Костюмер и Швея: Они «одевают» персонажей. От исторически точного камзола до футуристического костюма инопланетянина — они шьют, чинят, подгоняют по фигуре и следят, чтобы каждый костюм за секунду поменялся за кулисами. Без них актер — просто человек в одежде.
Какие навыки нужны: Швейное мастерство, знание истории костюма, аккуратность. - Реквизитор: Предмет в его руках становится частью истории. Письмо, которым клялись в любви, шпага, пронзившая врага, старинный подсвечник — реквизитор знает историю каждой вещи на сцене, следит за ее сохранностью и вовремя подает ее актерам.
Какие навыки нужны: Знание свойств материалов, реставрационные навыки, организаторские способности.
Люди, которые обеспечивают работу «цехов»:
- Кладовщик театрального склада: Его царство — это бесценные сокровища: от гаек и болтов для декораций до архивных тканей и старинной мебели. Он знает, где лежит «тот самый золотой подсвечник из прошлого сезона», и обеспечивает бесперебойную работу всех цехов.
- Столяр и Плотник: Они — костяк любой декорации. Прочный, устойчивый, безопасный. Каркасы стен, сложные механизмы для превращений на сцене, мебель — всё это дело их рук. Без них декорация просто развалится.
- Электромонтер по освещению сцены: Он — создатель света и тени. Он не просто «включает лампочки». Он знает, как лучом света выделить главного героя, создать настроение тревоги или неги. Он работает с сотнями приборов, и от его работы зависит магия восприятия.
Почему в театре без охраны труда — как без режиссера?
Театр — это не только творчество. Это еще и высота (монтаж декораций, работа на колосниках), электричество (сложное световое и звуковое оборудование), и тысячи движущихся предметов. Одна ошибка может стоить здоровья и сорвать спектакль.
Поэтому для этих профессий критически важны дополнительные программы обучения:
- Охрана труда на высоте для монтажников и электромонтеров.
- Оказание первой помощи — для всех, ведь в театре большая и разноплановая команда.
- Навыки применения СИЗ (средств индивидуальной защиты) при работе с инструментами и материалами.
Вывод: ваш билет в театр уже ждет вас
Театр — это организм, где важна каждая клеточка. Актер на сцене — лишь видимая часть огромного труда десятков людей рабочих специальностей. Это мир, где ваш практический навык — умение строгать, шить, паять или организовывать склад — становится частью искусства.
Вам не обязательно быть лицедеем, чтобы дышать этим воздухом. Достаточно быть Профессионалом.