Найти в Дзене
Записки актёра

«Белое солнце пустыни»: правда ли, что фильм проклят?

В наше время, когда фильмы живут от силы неделю, а потом исчезают в цифровой бездне, трудно поверить, что есть кино, которое не стареет. Кино, которое смотрят перед полётом в космос, которое растащили на цитаты и которое до сих пор вызывает споры. «Белое солнце пустыни» — как раз из таких. Это и народная классика, и фильм-оберег для космонавтов, и просто сборник цитат на все случаи жизни. Но вот что странно: вокруг этой, казалось бы, светлой картины всегда витал какой-то мрачный ореол. «Проклятый фильм», — шепчутся одни. «Мистика», — говорят другие. А третьи, более скучные люди, открывают архивы и говорят: «Ребята, успокойтесь, это просто жизнь». Я, если честно, за третий вариант. Но должен признаться: легенда о проклятии цепляет. Самое главное, что вокруг фильма и правда собралось как-то подозрительно много трагедий и странных совпадений. 1. Режиссёр, которого фильм «не хотел» Изначально снимать «Белое солнце» должен был Андрей Смирнов (тот самый, что снял «Белорусский вокзал»). Он о
Оглавление

В наше время, когда фильмы живут от силы неделю, а потом исчезают в цифровой бездне, трудно поверить, что есть кино, которое не стареет. Кино, которое смотрят перед полётом в космос, которое растащили на цитаты и которое до сих пор вызывает споры. «Белое солнце пустыни» — как раз из таких.

Это и народная классика, и фильм-оберег для космонавтов, и просто сборник цитат на все случаи жизни. Но вот что странно: вокруг этой, казалось бы, светлой картины всегда витал какой-то мрачный ореол. «Проклятый фильм», — шепчутся одни. «Мистика», — говорят другие.

А третьи, более скучные люди, открывают архивы и говорят: «Ребята, успокойтесь, это просто жизнь».

Я, если честно, за третий вариант. Но должен признаться: легенда о проклятии цепляет.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» (1969 год), реж. Владимир Мотыль|Источник: worldscinema.org
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» (1969 год), реж. Владимир Мотыль|Источник: worldscinema.org

Что же там такого «проклятого»?

Самое главное, что вокруг фильма и правда собралось как-то подозрительно много трагедий и странных совпадений.

1. Режиссёр, которого фильм «не хотел»

Изначально снимать «Белое солнце» должен был Андрей Смирнов (тот самый, что снял «Белорусский вокзал»). Он отказался. Позвали другого. Тот тоже отказался. Мотыль был уже третьей попыткой. На съёмочной площадке шутили, что фильм сам отгоняет от себя режиссёров, выбирая «того самого». Шутка шуткой, а начало легенде было положено.

2. Съёмки в аду

Снимали фильм в Туркменистане. Жара — до +50. Песок забивался везде, плавилась техника, актёры падали в обморок от перегрева. Сцены на барханах переснимали по 20 раз, потому что ветер сдувал реквизит, а песок осыпался. Никакой мистики. Просто реальный, физический ад. Который потом, конечно, очень удобно превратить в красивую легенду о «трудностях и преодолении».

3. Судьба Павла Луспекаева (Верещагин)

А вот это — самая трагическая и самая известная часть «проклятия». Луспекаев был тяжело болен. Ещё в войну он отморозил ноги, ему ампутировали часть стоп. Он ходил на протезах и мучился от страшных болей. Но в «Белом солнце» он сыграл почти всё сам, без дублёров. Через несколько месяцев после премьеры его не стало.

Именно этот факт и стал основой всех мифов. Но давайте по-честному: это не проклятие фильма. Это последствия войны и подорванного здоровья.

4. Судьба Анатолия Кузнецова (Сухов)

А вот тут — никакой мистики. Он прожил долгую, счастливую жизнь, много снимался, писал книги. Но именно его всю жизнь доставали вопросом: «А правда, что фильм проклят?». Кузнецов на это всегда отвечал с иронией: «Если это проклятие, то я бы хотел ещё парочку таких в своей жизни».

5. Гибель оператора Эдуарда Розовского

Вот тут чаще всего и врут.

  • Правда: Розовский действительно погиб. Но в 2011 году, в Петербурге, упав с лестницы. Ему было 85 лет.
  • Миф: Что это как-то связано с фильмом.
    Никакой связи, конечно, нет. Но факт трагической смерти великого оператора позже просто «пришили» к общей легенде о проклятии.

6. Проблемы на монтаже и вечно ломающийся «Ленфильм»

Говорят, на монтаже постоянно ломалась аппаратура, портилась плёнка, срывались сроки. Но, простите, это же был «Ленфильм» 60-х годов! Там это называлось не «мистикой», а «обычным рабочим днём».

Так было проклятие или нет?

Если смотреть на факты трезво, то:

  • Никакого проклятия, конечно, не было. Нет ни одного факта, который нельзя было бы объяснить логически.
  • Были трагические совпадения. Да, некоторые актёры ушли рано. Но по причинам, которые никак не связаны со съёмками.
  • Была атмосфера. Сам фильм — немного мистический, тягучий, пропитанный этой восточной фатальностью. И зрителям просто хочется верить, что такая мощная картина не могла родиться «просто так».

Почему же легенда так живуча?

А вот это — самое интересное. «Белое солнце пустыни» — это фильм про судьбу, про выбор, про жизнь и смерть. И нам, людям, всегда хочется найти в этом какой-то высший, таинственный смысл.

Но если отбросить всю эту романтическую шелуху, то останется главное: это был невероятно талантливый, невероятно тяжёлый и невероятно честный проект.

Фильм пережил все мифы. И, я уверен, переживёт и нас с вами.

А вы верите в «проклятые фильмы»?

Или считаете, что за каждой такой историей стоят обычные человеческие трагедии, а не мистика? Напишите в комментариях, очень интересно.

Удачи вам и до встречи.
С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, прочтите также мою прошлую статью: