Найти в Дзене
VK Play

Как Valve убила Dota 2 — мнение фаната с 10-летним стажем

Какие ошибки привели легендарную MOBA в упадок Я познакомился с Dota 2 почти 13 лет назад — 20 декабря 2012 года или 20.12.2012. Как будто мне было суждено потратить на эту игру тысячи часов, а позже ее возненавидеть. В одном из материалов рассказывал, почему не люблю жанр MOBA в целом. Теперь обсудим, как конкретно Dota 2 пала жертвой ошибок Valve, провалившей развитие франшизы. Пик популярности Dota 2 пришелся на время, когда главным гейм-дизайнером MOBA был Абдул «IceFrog» Измаил. Он с 2005 года развивал оригинальную карту Defense of the Ancients для Warcraft 3, а потом работал над MOBA Heroes of Newerth. Идеи разработчика позволяли Dota 2 доминировать на рынке, не замечая главного конкурента — League of Legends, а Valve регулярно выпускала качественные обновления. Все изменилось, когда IceFrog ушел из команды Dota 2 и взялся за шутер Deadlock. Новый контент и обновления баланса поручили людям, не понимающим саму суть MOBA. Вместо действительно необходимых патчей новые разработчики
Оглавление

Какие ошибки привели легендарную MOBA в упадок

Как Valve убила Dota 2 — мнение фаната с 10-летним стажем
Как Valve убила Dota 2 — мнение фаната с 10-летним стажем

Я познакомился с Dota 2 почти 13 лет назад — 20 декабря 2012 года или 20.12.2012. Как будто мне было суждено потратить на эту игру тысячи часов, а позже ее возненавидеть. В одном из материалов рассказывал, почему не люблю жанр MOBA в целом. Теперь обсудим, как конкретно Dota 2 пала жертвой ошибок Valve, провалившей развитие франшизы.

Причина №1: уход главного идеолога

Так выглядела Dota 2 в 2012 году
Так выглядела Dota 2 в 2012 году

Пик популярности Dota 2 пришелся на время, когда главным гейм-дизайнером MOBA был Абдул «IceFrog» Измаил. Он с 2005 года развивал оригинальную карту Defense of the Ancients для Warcraft 3, а потом работал над MOBA Heroes of Newerth. Идеи разработчика позволяли Dota 2 доминировать на рынке, не замечая главного конкурента — League of Legends, а Valve регулярно выпускала качественные обновления.

Все изменилось, когда IceFrog ушел из команды Dota 2 и взялся за шутер Deadlock. Новый контент и обновления баланса поручили людям, не понимающим саму суть MOBA. Вместо действительно необходимых патчей новые разработчики раз в несколько месяцев слегка улучшают одного из героев и немного ослабляют другого. Но «мета» не меняется.

Если проследить историю последних патчей Dota 2, складывается ощущение, что над игрой работает от силы пара человек — настолько формальный характер носят изменения. Большая часть Valve, вероятно, сфокусирована на Counter-Strike 2, подготовке к выпуску новых устройств Steam и на некой неанонсированной игре.

Причина №2: изменение сути Dota 2

Киберспортсмен с ником Arteezy в одиночку убивает всю вражескую команду. Сейчас так сделать не получится
Киберспортсмен с ником Arteezy в одиночку убивает всю вражескую команду. Сейчас так сделать не получится

В Dota 2 один игрок мог изменить исход целого матча. Это отличало MOBA от конкурентов — она давала шанс геймерам, которые не боятся брать на себя риск и действовать в одиночку. Среди самых известных киберспортсменов много игроков на позициях керри и мидера. Это ключевые роли в Dota, которые сфокусированы на заработке золота и наиболее значимы для команды.

После переключения IceFrog на другой проект новые дизайнеры решили превратить Dota 2 в более командную дисциплину. И уравняли роли — в современной версии игры мощный керри больше не представляет той опасности, как раньше. Теперь тактики строятся вокруг бойцов поддержки, которых некогда опасный мидер боится сильнее огня.

По теме:

В Dota 2 больше нет классических ролей: как изменился геймплей?
Мнение: почему я ненавижу жанр MOBA

Я не хочу сказать, что командные игры — это плохо. Но Valve проработала этот аспект Dota 2 из рук вон плохо. Игра стала проще для героев поддержки и сложнее для мидеров и керри. Саппорты невероятно сильные, не боятся ошибаться, а основные роли больше не оказывают того влияния на матч, как это было раньше.

Например, мидер пару лет назад был основным убийцей («гангером») на ранних этапах. На этой роли легче всего поднять уровень. И это преимущество отличало его от керри и героев поддержки. Сейчас основными «гангерами» стали саппорты. Без их помощи мидер ничего не может сделать. Более того: теперь пара из двух героев поддержки решает исход матча.

Перед вами топ-10 самых популярных и сильных героев на 2025 год: в списке 5 саппортов, 3 мидера и 2 керри
Перед вами топ-10 самых популярных и сильных героев на 2025 год: в списке 5 саппортов, 3 мидера и 2 керри

Моя коллега ранее писала, что в Dota 2 больше нет классических ролей. И я с ней согласен. Даже в League of Legends игроки все еще делятся по ролям. Есть лесник, который истребляет врагов на других линиях, тот самый керри, зарабатывающий много золота и наносящий тонны урона на поздней стадии. Саппорты в LoL могут быстро умереть, но вносят большой вклад в победу, если действуют аккуратно.

Разве плохо, что в Dota 2 все равны? Каждый вносит свои 20% в победу. Но давайте посмотрим на Counter-Strike 2. Это командный шутер, но в нем осталось пространство для индивидуалистов. На соревнованиях люди радуются, когда любимый игрок в одиночку расправляется со всей командой соперника. Как это было с российским киберспортсменом «donk», например.

В современной Dota 2 такие моменты невозможны, звездные выступления ушли в небытие не только для керри и мидеров, но и других ролей. Раньше фанаты поименно знали легендарных саппортов, которые доказывали, что личное мастерство важнее уровня героя и количества предметов в инвентаре. Тактика давала больше преимуществ классам поддержки, чем актуальные усиливающие патчи.

Причина №3: скучные матчи

Часовые матчи стали для Dota 2 нормой
Часовые матчи стали для Dota 2 нормой

Изменилась и структура матчей. Раньше существовали стратегии, ориентированные на агрессивное доминирование — если противник не выдерживал натиск на ранних этапах схватки, то закономерно проигрывал. Теперь это не работает.

Представьте, что из StarCraft удалили зерг-раш, а оппонент на грани проигрыша получает дополнительные ресурсы. Например, больше золота и опыта за убийство вражеских юнитов. Слабый игрок может победить не за счет тактики, а потому что разработчик сжалился и отсыпал догоняющему огромный бонус. Dota 2 уже несколько лет движется именно в этом направлении.

Теперь геймерам выгоднее истреблять NPC-крипов для заработка золота, игнорируя схватки с живыми соперниками. Ведь есть риск потерять все преимущество за счет одной неудачной драки. Установить крепкую доминацию только за счет агрессивных нападений очень тяжело.

От таких нововведений матчи в Dota 2 длятся целую вечность. Для уверенной победы команда старается набрать такое преимущество по золоту, чтобы превзойти врага высоким уровнем и количеством предметов в инвентаре, а не грамотной стратегией и умными решениями. Dota 2 из PvP-игры превратилась в PvE-гриндилку с крипами.

Причина №4: стагнация киберспорта в Dota 2

С каждым годом призовые на The International становятся все меньше
С каждым годом призовые на The International становятся все меньше

В итоге за матчами Dota 2 теперь неинтересно наблюдать. Зрители смотрят, как игроки бесконечно фармят ресурсы, используют одну тактику и не пытаются рисковать. Звездных выступлений талантливых игроков больше нет — все равны и вносят свои скучные 20% стараний в общую победу.

Когда-то чемпионат мира The International поражал масштабом и призовым фондом. В 2021 году российская команда Team Spirit заработала $18 млн за первое место. Теперь награда за победу сравнима с выплатами на крупном турнире по Counter-Strike 2 — около $500 тыс. на команду. Молодые таланты не заинтересованы в игре, которая не приносит ни славы, ни дохода. Юные киберспортсмены уходят в другие дисциплины, а зрители смотрят на бесконечный круговорот одних и тех же имен.

Как ни больно это признавать, но некогда любимая Dota 2 для меня умерла. За счет былых заслуг и крепкой основы у нее все еще много фанатов по всему миру, она до сих пор приносит удовольствие, но разработчики с каждым новым патчем ухудшают игру.

Раньше я смотрел каждый The International и обсуждал с друзьями собственные успехи в мультиплеере. В 2016 году сверстники могли презирать тебя, потому что ты не играешь в Dota 2. Сейчас над тобой будут смеяться, потому что ты до сих пор в нее играешь.

Dota 2
38,9 тыс интересуются