«Ионыча» чаще всего читают как моральную притчу: был молодой, живой, умный доктор Старцев — стал толстым, жадным, равнодушным Ионычем. «Вот к чему приводит мещанская жизнь», «вот что делает быт», «вот чему учит Чехов». Но такое чтение слишком простое. Чехов, как всегда, пишет не о морали, а о физиологии души — о том, как человек постепенно теряет способность желать. «Ионыч» — это не падение, а усыхание. Не преступление против идеала, а незаметное ежедневное расставание с самим собой. Старцев в начале — вовсе не романтический герой. Он не мечтатель, не бунтарь, не «лишний человек». Он обычный — что у Чехова всегда означает: живой. Он работает, у него есть интерес к людям, он не чужд любви, он ещё способен на движение. И его влюблённость в Котика Туркину — не слабость, а попытка почувствовать себя принадлежащим к миру, где есть яркость, шум, жизнь. Семья Туркиных — это почти карнавальное пространство, такая небольшая местная «культурность», которая кажется доктору приподнятой по сравне