Ив Кляйн (1928–1962) был самым влиятельным, известным и противоречивым французским художником, заявившим о себе в 1950-х годах. Прежде всего он вошёл в историю благодаря использованию одного-единственного цвета — насыщенного оттенка ультрамарина, который стал его фирменным знаком: International Klein Blue (Международный синий Кляйна). Успех его недолгой карьеры заключался в атаке на многие идеи, лежавшие в основе абстрактной живописи, доминировавшей во Франции после Второй мировой войны.
Для одних критиков он последователь Марселя Дюшана, шутник и мистификатор, который высмеял устоявшиеся представления о живописи. Другие видят в нём преемника более ранних авангардистов, таких как Казимир Малевич и Александр Родченко, которых привлекал монохром.
Кляйна можно сравнить с его современником Йозефом Бойсом, поскольку оба они впитали в себя элементы романтизма и мистицизма. Кляйн увлекался восточными религиями, розенкрейцерством и дзюдо. И, как и в случае с Бойсом, многие объявляли его обскурантом и шарлатаном. Тем не менее некоторые критики отмечают краткость, остроумие и красоту части его работ.
Ив Кляйн родился 28 апреля 1928 года в Ницце, Франция, в семье художников. Его мать, Мари Раймонд, была ведущей в движении Art Informel, в то время как его отец, Фред Кляйн, создавал работы, характерные для постимпрессионистов. Хотя Кляйн вырос в творческой семье, он не получил формального художественного образования.
С 1942 по 1946 год Кляйн учился в Национальной школе Марин Маршан и Национальной школе языков. За это время он подружился с молодым поэтом Клодом Паскалем и многообещающим скульптором Арманом Фернандесом. Вместе они увлекались дзюдо (боевым искусством), джазовой музыкой, эзотерической литературой и восточными религиями.
Главный творческий прорыв Кляйна произошёл в 1947 году, когда он лежал на пляже с Паскалем и Арманом. Трое друзей поделили вселенную между собой. Кляйн "овладел" пустотой и погрузился в "реалистично-образную" мечту о глубинах Вселенной, где, как он утверждал, начертал своё имя на небе. Этот символический жест стал отправной точкой в художественном стремлении Кляйна постичь то, что он определял как бесконечность.
Глубокое осознание пустоты в небе побудило Кляйна к экспериментам в живописи, перформансе и музыке. В 1949 году он создал The Monotone-Silence Symphony (симфонию монотонного безмолвия) — произведение, состоящее из одного аккорда, звучащего в течение двадцати минут, за которым следует двадцатиминутная медитативная тишина. Композиция символизировала высоту звука, исходящего из монохромного голубого неба (или "пустоты"), подчёркивая вселенскую гармонию.
Это одна из первых монохромных работ Кляйна, выполненных в его знаменитом синем цвете. Он рассказывал, что в 19 лет, глядя на небо, осознал бесконечное, нематериальное пространство, окружающее вселенную. Чтобы изобразить своё видение, он выбрал всего один цвет — яркий оттенок ультрамарина, который позже усовершенствовал с помощью специалистов по химии. На картине нет и следа линий или изображений, что побуждает зрителя полностью погрузиться в цвет и прочувствовать свои ощущения.
Возможно, символизируя небо и море, этот цвет нашёл отклик в религии самого Кляйна, католицизме, не только как символ Святого Духа, но и как оттенок, традиционно используемый при изображении одежд Девы Марии на картинах эпохи Возрождения.
Чтобы воплотить в жизнь своё художественное видение нематериального, Кляйн создал "Пустоту", убрав всё из галереи Ирис Клерт, кроме пустого шкафа, покрасил все поверхности белым.
Окно галереи было закрашено синим, синий занавес висел в вестибюле, рядом стояла охрана в синем. Кляйн также придумал эффектный вход на церемонию открытия, во время которой посетителей встречали в пустом зале.
По поводу своей работы Кляйн заявил:
"Мои картины теперь невидимы, и я хотел бы показать их в ясной и позитивной манере..."
Хотя этот трюк может быть истолкован как часть постоянного интереса Кляйна к мистицизму и "пустоте", как и большая часть его работ, трюк также может быть истолкован как атака на традиционные объекты искусства и систему галерей, которые их поддерживают.
Этот провокационный фотомонтаж был создан Кляйном путём совмещения изображения его падающего тела с фотографией улицы. С юных лет он заявлял, что обладает способностью летать. Здесь мы видим его попытку бросить вызов гравитации. Физическая сторона перформанса могла быть отчасти вдохновлена занятиями Кляйна дзюдо, но также и его отношением к более ранним художественным попыткам передать то, что он считал «пустотой».
Говоря о творчестве Казимира Малевича, он однажды написал:
«Малевич, на самом деле, стоял перед бесконечностью — а я нахожусь внутри неё. Её не представляют и не производят — ты ею являешься».
Здесь Кляйн наносит свой фирменный синий цвет на гипсовый слепок знаменитой скульптуры Венеры Милосской, перенося монохром в трёхмерное пространство и устанавливая связь между бесконечным космосом и человеческой формой.
Присваивая знаменитую греческую статую и окрашивая её в IKB, Кляйн придаёт шедевру некую кичливую, коммерческую привлекательность, делая его предвестником поп-арта. Эта работа также предвосхитила его использование живых обнажённых моделей для создания серии «Антропометрии».
Хотя Кляйн наиболее известен своими синими монохромами, он также использовал золото и красный цвет, которые вместе с синим, по его мнению, представляли теологическую тайну Троицы. В этой и подобных работах Кляйн использовал золото, чтобы обратить внимание публики на космос; он верил, что золото символизирует абсолют, божественность и бесконечное пространство. Здесь он выходит за пределы плоскости холста, прикрепляя натуральную морскую губку и камни, чтобы создать фактурный рельеф. Шероховатая поверхность, напоминающая кратеры планеты, возможно, призвана вызывать в воображении зрителей ассоциации с поверхностью Луны.
После монохромных полотен Кляйн сделал новый шаг в работе со своим синим цветом, используя обнажённые модели в качестве кисти. В серии «Антропометрии» он покрывал обнажённых женщин синей краской и заставлял их прижиматься, скользить и растягиваться на холстах, оставляя телесные отпечатки. Отчасти работа была вдохновлена фотографиями следов от человеческих тел на земле, оставленных атомными взрывами в Хиросиме и Нагасаки.
Кляйн превратил эту идею в перформанс, устраивая формальные мероприятия, где гости наблюдали за тем, как обнажённые модели создают картину. Это порой выглядело комичными и странными, но получившиеся в результате картины представляли собой, по мнению некоторых критиков. свежий и яркий подход к идее фигуративной живописи.
Кляйн получил отрицательный отклик после того, как в 1961 году выставился в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке, где его картины не продавались. В ответ он опубликовал манифест, в котором объяснил свои идеи. В 1962 году Кляйн женился на художнице Ротраут Эккер, и это произошло за несколько месяцев до того, как он умер от сердечного приступа в возрасте 34 лет.
Во Франции восприятие реальности Ива Кляйна стало предшественником Нового реализма — французской версии поп-арта. Его живопись является откликом на идею монохрома в XX веке и встала в один ряд с работами Казимира Малевича и Александра Родченко.
Наряду с работами Энди Уорхола и Виллема де Кунинга картина Кляйна "РЕ 46" (1960) вошла в пятерку самых продаваемых на аукционе послевоенного и современного искусства Christie's в мае 2006 года. Его монохромная картина из голубой губки была продана за 4 720 000 долларов. В ноябре 2000 года, его картина "Вновь я" (1958) была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 6 716 000 долларов. В 2008 году монохромная золотая картина "МГ 9" (1962) была продана на аукционе Christie's за 21 миллион долларов. FC1 (Огненный цвет 1) (1962), панно длиной почти 10 футов (3,0 м), созданное с помощью паяльной лампы, воды и двух моделей, было продано на аукционе Christie's 8 мая 2012 года за 36 482 500 долларов. Рекордсменом по самой дорогой из его картин стала картина "Le Rose du bleu" (RE 22), которая была продана на аукционе Christie's в Лондоне 27 июня 2012 года за 36 753 200 долларов.