Найти в Дзене

Гала и Дали: муза гения и мистификаций

Сальвадор Дали и Гала, его муза и жена, представляют собой одну из самых ярких и скандальных пар в истории искусства XX века, чьи отношения переплелись с сюрреализмом и авангардом. Гала, урожденная Елена Ивановна Дьяконова (родилась 7 сентября 1894 года в Казани, в Российской империи, и была русской по происхождению). Позже она эмигрировала во Францию. Она не только вдохновляла гения на создание шедевров вроде "Постоянства памяти", но и была его деловым партнером, управляющим его карьерой и финансами. Гала стала ключевой фигурой в формировании образа Дали как эксцентричного художника. У Дали были непростые отношения с представительницами слабого пола. К 25 годам он оставался девственником, женское тело внушало страх, равно как и идея отцовства. Кроме того, он находился под властью своей юношеской мечты о женщине, предназначенной ему судьбой. Он утверждал, что задолго до встречи с супругой поэта Поля Элюара знал, что эту даму будут называть ГалА. Было ли это случайным совпадением или

Сальвадор Дали и Гала, его муза и жена, представляют собой одну из самых ярких и скандальных пар в истории искусства XX века, чьи отношения переплелись с сюрреализмом и авангардом. Гала, урожденная Елена Ивановна Дьяконова (родилась 7 сентября 1894 года в Казани, в Российской империи, и была русской по происхождению). Позже она эмигрировала во Францию. Она не только вдохновляла гения на создание шедевров вроде "Постоянства памяти", но и была его деловым партнером, управляющим его карьерой и финансами. Гала стала ключевой фигурой в формировании образа Дали как эксцентричного художника.

У Дали были непростые отношения с представительницами слабого пола. К 25 годам он оставался девственником, женское тело внушало страх, равно как и идея отцовства. Кроме того, он находился под властью своей юношеской мечты о женщине, предназначенной ему судьбой. Он утверждал, что задолго до встречи с супругой поэта Поля Элюара знал, что эту даму будут называть ГалА. Было ли это случайным совпадением или художественным вымыслом, определить сложно. Ведь Дали и Гала были мастерами мистификаций. Но русскую эмигрантку Елену Дьяконову, покинувшую Россию в юные годы, в изгнании знали исключительно как ГалУ. Гала — и на французском, и на испанском означает примерно одно: торжество. Галей называла дочь мать Елены, которой истинное имя дочери не нравилось. И ГалОй, с ударением на второй слог, сразу же после знакомства окрестила Дьяконову будущий великий французский поэт и ее первый супруг, Поль Элюар. Она стала для него «женщиной-торжеством», с которой не скучно. Они прожили вместе пятнадцать лет до встречи Галы с молодым Сальвадором Дали. Дали влюбился в Галу только со второго взгляда, когда увидел ее сидящей спиной к нему на пляже. Он узнал в ней женщину своих грёз. «Это была она! Я узнал ее по ее обнаженной спине. Она была необычайно женственной — женственность подчеркивала ложбинка на спине, которая грациозно спускалась по гордой и прямой спине к необычайно изящным бедрам. В сочетании с осиной талией они придавали ей невероятно соблазнительный вид».

Галу часто характеризуют как чрезвычайно обаятельную женщину с живым темпераментом, умную и образованную, в которую легко влюблялись мужчины. Но в действительности друзьям ее первого мужа Поля Элюара она не импонировала, ее считали выскочкой, хищницей и самозванкой. «Гала-чума» — так они ее прозвали. Она могла плюнуть в лицо тому, кто слишком сильно ее раздражал. Ее безжалостность к себе и к другим, готовность идти до конца в достижении целей — это главное в характере Галы. Гала всем внушала подозрения и, по общему мнению, сеяла в кругу сюрреалистов смуту и раздоры. «В ней что-то от ведьмы», — как-то заметил один из них. Однажды ночью восьмидесятилетнему БунюЭлю приснилась Гала, которую он никогда не любил. «Я увидел ее со спины в театральной ложе. Я тихонько окликнул ее, она обернулась, встала, подошла ко мне и страстно поцеловала в губы. Я до сих пор помню аромат ее духов и необычайно нежную кожу». У этой женщины была необычайная эротическая привлекательность! Это была роковая женщина. Чтобы быть такой, нужно уметь любить себя и любоваться собой. А ведь Гала была некрасива и к тому же страдала от невротического постоянного кашля. Но властная и непреклонная, с некрасивым лицом, «взглядом грызуна» или «взглядом, способным пробить стену» и идеальной фигурой, она вызывала восхищение. Всегда говорите себе — как я красива. То же самое внушайте своим детям с детства.

-3

Гала сказала Дали, что во время их первой встречи он был похож на профессионального исполнителя аргентинского танго. О себе Дали рассказывал: «Живя в Мадриде, я привык заботиться о своей внешности и приукрашивать себя [...] если мне нужно было отправиться в селение, я целый час прихорашивался, напомаживал волосы и брился с маниакальной тщательностью. Я носил безукоризненно белые брюки, вычурные сандалии, шелковые рубашки, колье из искусственного жемчуга и браслет на запястье. По вечерам я надевал одну из своих шелковых рубашек, собственноручно мною расписанных, с очень открытым воротом и пышными рукавами, что делало меня похожим на женщину». А Гала ведь предпочитала настоящих мужчин — со слов своего мужа Поля Элюара. На пляже Дали сначала присоединился к своим друзьям, а затем подошел к Гале.

Он едва успел поздороваться с ней, как зашелся безумным смехом и больше ни слова не смог вымолвить. На самом деле он был робким и неуверенным в себе человеком, который чудовищно боялся метро и не умел переходить улицу… Из-за этого он надевал на себя маску шутника. Со временем эта маска стала его истинным обликом. Таким образом он привлек к себе ее внимание и пробудил ее интерес. «Я хотел дотронуться до нее, хотел обнять за талию, когда Гала сама взяла меня за руку». И сказала ему: «Малыш, мы больше никогда не расстанемся». «Малыш» — это скорее слова матери, чем любовницы... Их отношения так и сложились как матери и сына. Разница в их возрасте составляла 10 лет. Гала вспоминала, что сразу увидела — перед ней настоящий гений! У нее была способность разглядеть в интересующем ее мужчине гения. Сама Гала, как жена уже известного поэта Элюара, была женщиной шикарной, привыкшей к достатку и роскоши. Но она тут же променяла дорогую парижскую квартиру Элюара на рыбацкую хижину Дали без воды, газа, отопления и электричества. Она сама стирала белье, мыла полы, ходила за дровами, набирала воду в колодце. Местные рыбаки оставляли им немного рыбы, которая и составляла их обычный рацион. Она занялась тем, что неустанно внушала Сальвадору, что он гений, и стимулировала его к творчеству. С тех пор даже их оппоненты заявляют: «Дали и Гала — не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза. Они — два полушария одного мозга». Отныне два полушария действовали сообща и синхронно.

-4

У Дали была необычайная работоспособность. Его рабочий день начинался в восемь утра и заканчивался к ужину. Без нее он не был так продуктивен. Когда тебя нахваливают, ты творишь без устали. Гала — это расчет, а Дали — творчество и талант. Они понимали, что сильны в паре. Напрасно Поль ожидал возвращения жены, тяжело переживая разлуку. Со временем его начали преследовать мигрени, нескончаемые депрессии: «Когда ко мне приходит мысль о том, что между нами все кончено, я чувствую себя приговоренным к смерти». До конца жизни он писал ей письма и надеялся на ее возвращение. Но решение Гала остаться с Сальвадором было окончательным, и летом 1932 состоялся развод четы Элюаров. При расставании Гала оставила мужу 11-летнюю дочь Сесиль. Опекуном Сесиль стала мать Поля. Гала всю жизнь была равнодушна к Сесиль. И когда по истечении многих лет Сесиль явится к ней, чтобы проведать мать, Гала даже не откроет ей дверь. Сесиль проживет почти до 100 лет, умрет в 2016. По многочисленным свидетельствам, Гала была из тех женщин, в которых чрезвычайно развит материнский инстинкт; только направлен он не на собственных детей, а на любимого мужчину. Желание опекать его, наставлять, направлять было в Гале очень сильно. Свадьба Елены и Сальвадора состоялась в 1934 году в Париже. Свидетелем на их свадьбе был Поль Элюар. В дальнейшем супруги 50 раз повторяли брачную церемонию: Дали вновь и вновь женился на Гала, освящая свой союз с ней под сводами различных церквей и регистрируя брак во многих странах мира. Он даже добился аудиенции у Папы Римского, получив у него благословение на брак со своей любимой женщиной. После очередного венчания он давал торжественный обет и с восторгом отправлялся в свадебное путешествие. Они жили замкнуто, не подпуская к себе никого, упоенные собой и не признавая «артистических» норм поведения — наркотиков, сигарет. Допинг им был не нужен. Сальвадор внес свой вклад в развитие сюрреализма тем, что создал параноидально-критический метод. В 1930-х годах Дали представил эту технику, которая заключалась в попытке взаимодействия с собственным подсознанием и введения себя в параноидальное состояние. Чтобы достичь такого состояния, Дали часто стоял на голове, до тех пор, пока не терял сознание. Был и другой способ: засыпал сидя и держал в своей руке тяжелый ключ. Когда ключ с шумом падал, он просыпался и зарисовывал свои сновидения, ведь сны — это чистый сюрреализм. У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины без отдыха, но не чувствовал никакого утомления. Он писал легко — как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире.

-5

Свои картины он подписывал так — «Гала-Сальвадор Дали». Он называл ее "Демоницей моего гения". Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей — а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон — вкладывать деньги в творчество Дали. Недаром он называл ее «мое сокровище», «мое божество», «мой золотой оберег». Художник не уставал признаваться: «Я люблю Гала все больше и больше…», «Гала все прекраснее и прекраснее…», «Поцелуй Гала был сегодня самый нежный и прекрасный за всю мою жизнь…». Сальвадор свято верил, что Елена всегда и во всем права. Кроме того, жена была одной из немногих любимых моделей художника: «Гала молитвенная», «Портрет Гала с омаром», «Гала обнаженная у окна». Дали старательно превращал свою жизнь в постоянно действующий аттракцион. К посетителям он выходил то в мундире, увешанном орденами, то в халате из леопардовых шкур, то в белоснежном фраке, а то и на античный манер — голым и верхом на лошади. Именно так он принял у себя советского композитора Арама Хачатуряна: под звуки знаменитого «Танца с саблями» экстравагантный художник обскакал на швабре вокруг ошеломленного гостя и, не произнеся ни слова, скрылся за воротами резиденции.

Как-то они завели добрых пушистых кроликов в своем доме, в которых Дали души не чаял. Но гениальный муж нечаянно обронил в адрес супруги дерзкое слово. И тогда по настоянию Галы этих кроликов убили, освежевали, зажарили и подали к семейному столу. К середине своей жизни Сальвадор приобрел странный облик: черные локоны до плеч, горящие глаза, впалые щеки аскета, а главное — невероятно закрученные усы, позаимствованные с автопортрета Веласкеса.

Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинал угасать, и Гала придумывала новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. «Далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм — это Я!» — говорил он. Даже логотип леденца «чупа-чупс» придумал Сальвадор Дали. Продал свой эскиз за бешеные деньги и дополнительно потребовал весьма любопытное вознаграждение. Каждый день ему с фабрики присылали коробку леденцов домой. Гений шел на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок. На глазах у истекающих слюною детей. И так — пока не кончится запас. Торжество продолжалось, но новая неведомая страсть подстерегала Гала: она искала в молодых мужчинах знакомый ей облик 25-летнего Дали. Она пыталась сохранить молодость, и не только свою, но и своего кумира. Ей по-прежнему были сладостны любовные утехи, а муж с возрастом отдавал предпочтение скорее эротическим рисункам, будоражащим его воображение, нежели сексу. Верной женой Гала не была никогда. Бесконечная череда любовников не иссякала до самой старости. Только они становились все моложе. Это нравилось Дали. Ведь сын не может ревновать мать. Недаром Сальвадор сказал: «Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется». Гала всегда проповедовала свободную любовь, а ревность считала глупым предрассудком, и Дали потакал всем ее прихотям. Говорили, что ее мальчики стоят целое состояние — она осыпала их деньгами и подарками, покупала им дома и машины.

Дали тоже не страдал от одиночества. В 1965 году художник познакомился с очаровательной Амандой Лир. Она находит в нем очаровательного собеседника, забавного и интересного; ее покоряют ум и фантазия Дали. В течение десяти лет Аманда большую часть своего времени будет проводить в компании Сальвадора Дали. Она позирует для картин художника. Вместе с ней Дали появляется в 1974 году на открытии своего музея в Фигерасе. Гала не стала менее внимательной и заботливой по отношению к своему «маленькому Дали». Когда он болеет, она ухаживает за ним; когда он совершает ошибки, она старается их исправить. Сначала Гала очень недоверчиво относилась к Аманде Лир, но вскоре поняла, что девушка оказывает благотворное влияние на Дали. С Амандой он вновь улыбается, к нему возвращается желание рисовать и работать. Гала считает Аманду Лир своей преемницей и оставляет своего «маленького Дали» на попечение Аманды. Мудрая Гала достигла цели — она сохранила миру гения. Кроме того, у нее было миллиардное состояние, и Дали подарил ей замок 11 века Пуболь, где она одна являлась полновластной хозяйкой.

-7

Самому Дали разрешалось приезжать туда только с письменного согласия самой Гала. И это ему понравилось: «Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость способна угасить любую страсть.» С середины 1970-х годов у Дали начала прогрессировать болезнь Паркинсона: о серьезной живописи уже не могло быть и речи. Гала решила сохранить представление о дееспособности и неувядаемом таланте мастера. По ее просьбе некий Мануэль Баладас талантливо подделал некоторое количество картин. Мистификация удалась — мир по-прежнему верил, что мэтр продолжает творить. Это была, пожалуй, единственная тайна Гала.

Красивая и мистификационная история любви, не так ли?

Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.