Вы когда-нибудь стояли у стеллажа с моторными маслами в растерянности? Десятки брендов, загадочные цифры 5W-40, надписи «синтетика», «полусинтетика»... Голова идет кругом! А между тем, неправильно подобранное масло может тихо и медленно «убивать» ваш двигатель. Давайте разберемся, что значат все эти цифры и буквы, и как выбрать подходящее масло для ваше машины.
Типы моторных масел
По составу базовые масла делятся на несколько категорий:
Синтетические масла. Fully Synthetic — лидер по качеству и популярности среди автомобилистов. Главные преимущества:
- Стабильная работа при любых температурах
- Отличная защита двигателя
- Эффективное очищение от нагара
- Высокая стабильность характеристик
Синтетические масла создаются в результате смешения синтетических базовых масел (гидрокрекинг, ПАО, эстеры и т.д.).
Например, масло TAMASHI SAE 5W-30 API SL/CF, ACEA A5/B5 разработано для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, в том числе с турбонаддувом и системами нейтрализации отработавших газов.
Полусинтетические масла. Semi-Synthetic — золотая середина между синтетикой и минералкой:
- Минеральная основа с добавлением синтетических присадок
- Близкие к синтетике характеристики
- Оптимальное соотношение цена/качество
Например, для наилучшей защиты бензиновых и дизельных двигателей современных легковых и коммерческих автомобилей подойдет TAMASHI SAE 10W-40 API SN/CF, ACEA A3/B4
Минеральные масла. Mineral — базовый вариант:
- Получаются из нефти методом перегонки
- Доступная цена
- Основные недостатки: сильно густеют на морозе, хуже очищают двигатель, могут образовывать отложения.
Например, масло для грузовых автомобилей и спецтехники TAMASHI T Power TURBO DIESEL E7 SAE 15W-40
Вязкостно-температурные характеристики моторных масел (SAE J300)
Являются основным параметром при выборе моторного масла. Расшифровывает температурный диапазон, при котором возможны безопасный пуск и эксплуатация двигателя. Классификация SAE поможет вам понять, как масло поведет себя в жару и мороз.
- Первая цифра/число означает вязкость при низких температурах. Температуру при которое масло прошло тест на холодный запуск двигателя.
- Буква W (Winter) подтверждает возможность использования в зимних условиях
- Вторая цифра/число характеризует диапазон вязкости уже при высокой температуре двигателя, 100 град. С.
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
0W — масло пригодно к использованию при морозах до -35 град. С
5W — масло пригодно к использованию при морозах до -30 град. С
10W — масло пригодно к использованию при морозах до -25 град. С
15W — масло пригодно к использованию при морозах до -20 град. С
20W — масло пригодно к использованию при морозах до -15 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
30 — масло имеет вязкость 9.3-12.5 сст при 100 град. С
40 — масло имеет вязкость 12.5-16.3 сст при 100 град. С
50 — масло имеет вязкость 16.3-21.9 сст при 100 град. С
60 — масло имеет вязкость 21.9-26.1 сст при 100 град. С
Чем больше цифра — тем масло более густое, чем меньше — тем менее густое.
Классификация API
API – американская классификация, может начинаться с буквы S или C, которая будет говорить о типе двигателя в который можно заливать, и еще одной буквы, обозначающей период времени, в который был выпущен двигатель, то есть масло предназначено для двигателей, выпущенных в определенный промежуток лет.
- Для бензиновых двигателей ("S" - Service)
- Для дизельных двигателей ("C" - Commercial)
Расшифровки для бензиновых двигателей:
API SH: для автомобилей разработки 1995-1996 годов
API SJ: для автомобилей разработки 1997-2000 годов
API SL: для автомобилей разработки 2001-2003 годов (классификация актуальна и для современных автомобилей, где требуется большое количество противоизносных присадок)
API SM: для автомобилей разработки 2001-2003 годов
API SN: для автомобилей разработки с 2010 года
API SN Plus: с мая 2018 года, для автомобилей с TGDI (турбированные бензиновые двигатели с прямым впрыском для предотвращения преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре LSPI).
API SN Recource Conserving: подкатегория для ресурсосбережения для экономии топлива, защиты системы очистки выхлопных газов, защита турбонагнетателей, совместимость с двигателями работающими на биотопливе до Е-85. Аналогичны ILSAC GF-5.
Каждый последующий стандарт перекрывает предыдущие уровни одобрения для бензиновых двигателей. Например, API/SN указывает на более высокий стандарт качества, чем API/SM.
Расшифровки для дизельных двигателей:
API CG-4, CF, CF-2: для автомобилей разработки 1994-1997 годов
API CH-4: для автомобилей разработки 1998-2001 годов
API CI-4: для автомобилей разработки 2001-2003 годов (классификация актуальна и для современных автомобилей, где требуется большое количество противоизносных присадок)
API CI-4 plus: для автомобилей разработки 2004-2005 годов
API CJ-4: для автомобилей разработки с 2006 года
Классификация ACEA
Предназначена в основном для европейских автомобилей и делится на несколько групп:
- A/B — бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5);
- C — бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1, C2, C3, C4, C5, C6);
- E — дизельные двигатели грузовых авто (E4, E6, E7, E9).
Какие бывают:
АСЕА А: для бензиновых двигателей.
АСЕА В: для малотоннажных дизельных двигателей.
АСЕА А1/В1: энергосберегающие масла низкой вязкости, упразднено с 2017 года и заменен на А5/В5.
АСЕА А3/В3: стабильные, менее испаряемые износостойкие масла, соответствующие базовому уровню требований автопроизводителей.
АСЕА А3/В4: бензиновый двигатель с прямым впрыском / дизельный двигатель с системой впрыска. Подходят для увеличенного интервала замены масла, соответствуют повышенным требованиям автопроизводителей.
АСЕА А5/В5: энергосберегающие масла низкой вязкости, применимы только для двигателей определенных моделей.
АСЕА С: для автомобилей оснащенных системой очистки выхлопных газов (сажевый фильтр, каталитический анализатор).
АСЕА С1: очень низкий уровень SAPS (сульфатная зола, фосфор, сера), данный стандарт перестал поддерживаться с 2021г.
АСЕА С2, C3: средний уровень SAPS.
АСЕА С4: очень низкий уровень SAPS, применимо только для дизельных двигателей Renault.
АСЕА C5: средний SAPS, экономия топлива (малозольные масла низкой вязкости), введено в 2017 году. Для моторных масел низкой вязкости, имеющих показатель HTHS не менее 2,6 mPa*s.
ACEA C6: масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).
АСЕА Е: Для тяжелонагруженных дизельных двигателей.
При выборе необходимо учитывать несколько факторов, таких как рекомендации производителя автомобиля, тип двигателя, пробег и условия эксплуатации авто. Кроме того, важно обращать внимание на вязкость масла и выбирать его с учетом условий использования вашей машины.
1. Изучить рекомендации производителя автомобиля. Большинство автопроизводителей указывают, какие типы масел подходят для их машин и как часто их следует менять.
2. Учитывать тип двигателя. Разные типы двигателей требуют разных типов масел. Например, для дизельных двигателей обычно используются масла с более высокой вязкостью, чем для бензиновых.
3. Обращать внимание на вязкость масла. Вязкость масла определяет его способность смазывать двигатель и сохранять свои свойства при различных температурах.
4. Учитывать пробег автомобиля. Чем больше пробег, тем больше износ мотора и тем чаще нужно менять масло.
5. Учитывать условия эксплуатации автомобиля. Если он используется в тяжелых условиях, таких как частые короткие поездки или эксплуатация на высоких оборотах, то масло нужно менять чаще.
Если все же запутались в расшифровках допусков или сомневаетесь в выборе, приходите в Vedro.pro! Наши консультанты по VIN-коду вашего автомобиля точно скажут, какое масло залито с завода, и подберут несколько вариантов на любой бюджет. Помните, правильное масло — это не только легкий пуск, но и здоровье вашего двигателя на сотни тысяч километров.