Найти в Дзене
Истории об истории

Советский школьник против американца: что показал эксперимент

В мартовском номере журнала Life от 1958 года появилась неожиданная публикация, которая вызвала бурную реакцию по обе стороны океана. Американские журналисты решились на необычный эксперимент и попытались наглядно показать, как жили и учились обычные подростки двух противостоящих держав — СССР и США. Героями материала стали 16-летний московский школьник Алексей Куцков и его ровесник из Чикаго Стивен Лапекас. Журналисты подчеркивали, что цель состояла в том, чтобы «показать типичных представителей своего поколения» и понять, «какая система лучше готовила молодежь к взрослой жизни». Материал подавался как честное и объективное сравнение. В течение нескольких недель журналисты Life наблюдали за жизнью двух школьников буквально по минутам. Они сопровождали их с утра до вечера, фиксировали расписание, привычки, поведение на уроках и дома. В статье отмечалось, что «оба подростка продолжали жить так же, как и прежде, без постановки и вмешательства извне». Алексей учился в 10 классе московской
Оглавление

В мартовском номере журнала Life от 1958 года появилась неожиданная публикация, которая вызвала бурную реакцию по обе стороны океана. Американские журналисты решились на необычный эксперимент и попытались наглядно показать, как жили и учились обычные подростки двух противостоящих держав — СССР и США. Героями материала стали 16-летний московский школьник Алексей Куцков и его ровесник из Чикаго Стивен Лапекас.

Алексей Куцков и Стивен Лапекас
Алексей Куцков и Стивен Лапекас

Журналисты подчеркивали, что цель состояла в том, чтобы «показать типичных представителей своего поколения» и понять, «какая система лучше готовила молодежь к взрослой жизни». Материал подавался как честное и объективное сравнение.

Эксперимент «без постановки»

В течение нескольких недель журналисты Life наблюдали за жизнью двух школьников буквально по минутам. Они сопровождали их с утра до вечера, фиксировали расписание, привычки, поведение на уроках и дома. В статье отмечалось, что «оба подростка продолжали жить так же, как и прежде, без постановки и вмешательства извне».

Алексей учился в 10 классе московской школы №49. Он рано вставал, завтракал дома и ехал в школу на общественном транспорте. Его учебный день был насыщенным: занятия начинались утром и нередко заканчивались уже к вечеру.

Алексей в школе
Алексей в школе

После уроков он отправлялся на кружки, в спортивную секцию или музыкальную школу. Журналисты подчеркивали: «График Алексея был расписан почти по минутам».

Алексей играет в шахматы
Алексей играет в шахматы

Стивен посещал обычную старшую школу в Чикаго. В школу он приезжал на автомобиле, много общался с одноклассниками, слушал музыку.

Стивен на уроке
Стивен на уроке

В репортаже говорилось, что его день выглядел «менее напряженным и более свободным». После уроков Стивен часто ходил на свидание с подругой, встречался с друзьями или отправлялся на танцы.

Стивен в танцевальном классе
Стивен в танцевальном классе

Разница в «два года»

Публикация вызвала настоящий резонанс. По мнению авторов, советский школьник лидировал. В статье утверждалось, что «Куцков изучал значительно более широкий круг дисциплин и тратил на учебу в разы больше времени».

Алексей посещал уроки математики, физики, химии, астрономии, истории, литературы, черчения, иностранного языка, труда и другие. Отмечалось, что «его учебная нагрузка приближалась к университетскому уровню». Журналисты писали, что он с легкостью решал сложные задачи, которые для многих американских школьников оставались непонятными.

Алексей был успешен и вне школы: играл на фортепиано, занимался волейболом, шахматами. В материале подчеркивалось: «Его досуг тоже был подчинен развитию — физическому и интеллектуальному».

Алексей в метро с одноклассницами
Алексей в метро с одноклассницами

Стивен, напротив, был представлен как типичный американский подросток. Он тратил на учебу меньше времени, изучал меньше предметов. Самой сложной дисциплиной для него была геометрия, и, как отмечалось в статье, «он вынужден был заниматься с репетитором за дополнительную плату».

Life прямо писал: «Стивен производил впечатление жизнерадостного и общительного юноши, но не демонстрировал особого стремления к глубоким знаниям». Его свободное время описывалось как череда прогулок, свиданий и вечеринок.

Стивен перед школой с одноклассниками
Стивен перед школой с одноклассниками

Общий вывод звучал жестко: «Советский школьник опережал американского примерно на два года в уровне подготовки».

«Забавный эпизод» и реальная жизнь

После шумной публикации оба подростка вернулись к обычной жизни.

Алексей Куцков поступил в Московский авиационный институт и связал свою судьбу с авиацией. Занимался техническими разработками и расследованием авиационных происшествий, работал в структурах, связанных с гражданской авиацией. Его карьера развивалась стабильно и последовательно.

Что касается эксперимента, то спустя годы Куцков вспоминал его как «забавный эпизод юности».

Стивен Лапекас выбрал несколько иной путь. Он служил в армии США, принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме, затем стал гражданским пилотом. Большая часть его жизни прошла в небе, за штурвалом пассажирских самолетов. Позднее Стивен признавался, что публикация в Life его обидела.

Он говорил: «Журнал показал меня поверхностным парнем, которому интересны только танцы и девочки. Это было несправедливо».

Алексей и Стивен больше не пересекались, живя каждый своей жизнью. Но навсегда остались в истории, как юные символы СССР и США.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!