Найти в Дзене
Автосовет Юрича

"Дедушка" робота DSG. Преселектив Уилсона

Эта тема — настоящий стимпанк в мире автомобилей. Когда я разбирался в устройстве коробки Уилсона, у меня было ощущение, что я смотрю на механизм старинных часов-курантов, увеличенный в сто раз и способный переваривать крутящий момент танка. Здарова, камрады, Юрич у руля. Мы привыкли думать, что "умные" коробки передач появились недавно. Что вся эта история с подрулевыми лепестками, быстрыми переключениями и отсутствием педали сцепления — это заслуга компьютерной эры. А что, если я скажу вам, что в 1930-х годах по Лондону ездили автобусы и роскошные лимузины, у которых не было педали сцепления в привычном понимании? Водитель маленьким рычажком на руле выбирал передачу, а потом просто топал по левой педали, и передача включалась мгновенно и мягко. Это была коробка Уилсона (Wilson Pre-selector gearbox). Устройство, которое опередило своё время на полвека. Я решил разобраться, как работала эта механическая магия без единого транзистора и соленоида, и почему она родилась не на гоночном тре
Оглавление

Эта тема — настоящий стимпанк в мире автомобилей. Когда я разбирался в устройстве коробки Уилсона, у меня было ощущение, что я смотрю на механизм старинных часов-курантов, увеличенный в сто раз и способный переваривать крутящий момент танка.

Здарова, камрады, Юрич у руля.

Мы привыкли думать, что "умные" коробки передач появились недавно. Что вся эта история с подрулевыми лепестками, быстрыми переключениями и отсутствием педали сцепления — это заслуга компьютерной эры.

А что, если я скажу вам, что в 1930-х годах по Лондону ездили автобусы и роскошные лимузины, у которых не было педали сцепления в привычном понимании? Водитель маленьким рычажком на руле выбирал передачу, а потом просто топал по левой педали, и передача включалась мгновенно и мягко.

Это была коробка Уилсона (Wilson Pre-selector gearbox). Устройство, которое опередило своё время на полвека. Я решил разобраться, как работала эта механическая магия без единого транзистора и соленоида, и почему она родилась не на гоночном треке, а в грязи полей Первой мировой войны.

Схема коробки Вилсона на Талботе т26
Схема коробки Вилсона на Талботе т26

Глава 1: Танки грязи не боятся. Рождение легенды

Уолтер Гордон Уилсон — это не просто инженер. Это, по сути, один из "отцов" танка. Во время Первой мировой войны он создавал трансмиссии для британских "ромбов" Mark I и Mark V.

В чём была проблема?

Управлять первыми танками было адом. Внутри сидело 4 человека, занятых только управлением! Чтобы переключить передачу на обычной кулачковой коробке весом в тонну, нужно было остановить танк (под огнём!), двум людям одновременно навалиться на рычаги и молиться, чтобы шестерни зашли.

Уилсон понял: нужна трансмиссия, которая позволяет переключаться без разрыва тяги и без остановки. И он применил планетарные передачи (эпициклы).

После войны он адаптировал эту военную технологию для гражданских машин. В 1928 году он получил патент на "Улучшенную коробку передач".

-2

Если вам нравится настоящая автомобильная история и инженерный хардкор — жду вас в телеграм-канале ). Присоединяйся!

Глава 2: Как это работало? Планетарная магия

Знаете, когда я смотрю на схему этой коробки, я снимаю шляпу. Это гениально.

В отличие от обычной "механики", где шестерни ездят по валам, в коробке Уилсона все шестерни (планетарные ряды) находятся в постоянном зацеплении. Как в современном автомате!

Секрет в тормозных лентах.

Вокруг каждого планетарного ряда (отвечающего за свою передачу) обернута тормозная лента.

  1. Если лента распущена — шестерни вращаются вхолостую, передачи нет.
  2. Если ленту затянуть — она останавливает внешнюю корону планетарного ряда, и крутящий момент начинает передаваться на выходной вал.

Но как происходил "Предварительный выбор" (Pre-selection)?

В этом вся соль!

  1. Выбор: У вас на рулевой колонке есть маленький селектор (квадрант) с цифрами 1-2-3-4. Вы двигаете его, скажем, на "2". Внутри коробки сложная система пружин "взводит" механизм второй передачи. Она готова включиться, но пока ждёт.
  2. Действие: Вы нажимаете и отпускаете левую педаль (она называлась "педаль переключения", Gear Change Pedal).
  • При нажатии: предыдущая передача выключается (лента ослабевает).
  • При отпускании: мощная пружина ("bus bar") с грохотом затягивает ленту той передачи, которую вы выбрали заранее (вторую).

Щёлк! Вы едете. Никакого выжима сцепления, никакой перегазовки, никакого хруста.

-3

Глава 3: Симбиоз с жидкостью. Daimler Fluid Flywheel

Сама по себе коробка Уилсона была крутой, но старт с места всё равно требовал аккуратной работы педалью (как сцеплением), иначе машина прыгала.

В 1930 году инженеры Daimler (британского, не немецкого) скрестили коробку Уилсона с ещё одной новинкой — гидромуфтой (Fluid Flywheel).

Это был "прадедушка" современного гидротрансформатора. Две крыльчатки в масле.

  • Результат: Машина могла стоять на месте с включенной передачей! Вы просто бросали газ, и гидромуфта проскальзывала. Нажимали газ — масло густело от центробежной силы, и машина плавно трогалась.

Комбинация "Гидромуфта + Преселектор Уилсона" стала вершиной люкса 30-х годов. На этом ездили короли и аристократы. Это был почти "автомат", только передачи выбирал водитель.

-4

Глава 4: Королева автоспорта. ERA и Auto Union

Но не только комфорт был фишкой. Гонщики быстро поняли: Уилсон — это чит-код! 🏎️

На гоночных болидах ERA (English Racing Automobiles) и некоторых Talbot-Lago стояли такие коробки.

-5

Зачем?

Представьте: вы летите к шпильке на скорости 200 км/ч. Руки заняты рулёжкой. На обычной механике вам нужно убрать руку с руля, выжать сцепление, сделать перегазовку, воткнуть передачу...

С преселектором:

  1. Ещё на прямой вы переводите рычажок на пониженную.
  2. В самый последний момент перед поворотом просто топаете ногой по педали.
  3. БАМ! Передача включилась мгновенно. Руки всё время на руле.

Некоторые историки утверждают, что знаменитые немецкие "Серебряные стрелы" Auto Union тоже использовали коробку Уилсона, но это не совсем так. У Auto Union были свои трансмиссии, хотя принцип кулачкового переключения там тоже был специфический, но классического планетарного Уилсона там не стояло. А вот на французских Talbot-Lago T26C она приносила победы! Кстати, там и мотор и вцелом вся машина была не хер собачий - если интересно могу написать историю марки Талбот. Пиши в комментах.

Глава 5: Почему она исчезла?

Если это было так круто, где она сейчас?

Её убили две вещи:

  1. Сложность и вес. Коробка Уилсона — это часовой механизм весом с чугунный мост. Сотни пружинок, рычажков, лент. Настройка и ремонт стоили космических денег.
  2. Появление настоящих автоматов. В 1940 году GM выпустил Hydra-Matic — полноценный автомат, который сам переключал передачи. Необходимость дёргать рычажок и нажимать педаль отпала.

Итог: Мои мысли

Знаете, когда я смотрю на современные подрулевые лепестки в Ferrari или Porsche, я вижу в них тень той самой коробки Уилсона. Идея разделения выбора ("хочу вот эту передачу") и исполнения ("включай!") родилась почти 100 лет назад в голове человека, который строил танки.

Это был удивительный переходный этап эволюции. Механизм, который давал человеку ощущение суперспособности, но требовал взамен уважения и понимания физики.

👇 А ТЕПЕРЬ — ВЫБОР ЗА ВАМИ! 👇

Легенду трансмиссий мы разобрали. Куда двинемся дальше? У нас остались две темы-тяжеловеса и одна новая интрига. Голосуй темой!

  1. 🧪 Пластиковый двигатель (Polimotor): Как в 80-х сделали мотор из композитов, который весил 60 кг и проехал гонку "24 часа Дайтоны"? Почему эта технология не пошла в серию и мы до сих пор возим чугун?
  2. 🌍 Правый или Левый руль? Почему мир раскололся? При чём тут Наполеон, ножны для меча и длина хлыста у возницы? Историческое расследование ПДД.
  3. 🔥 Газотурбинный Chrysler: Машина-реактив. В 60-х Chrysler раздал 50 машин с двигателями от вертолёта обычным семьям. Они работали на текиле и духах Chanel, но проект закрыли, а машины... раздавили прессом. Почему?

Пиши тему в комментариях! Погнали! 🚀