25 ноября 2025 года исполняется 215 лет со дня рождения основателя отечественной научной школы хирургии, топографической анатомии, анестезиологии и военно-полевой медицины, чьи идеи и открытия по-прежнему актуальны и спасают жизни.
В истории мировой науки есть имена, которые становятся не просто вехами, а настоящими символами. В медицине такое имя — Николай Иванович Пирогов, выдающийся хирург, анатом, педагог и общественный деятель.
Николай Пирогов родился 13 (25) ноября 1810 года в Москве на Сыромятнической улице, став тринадцатым ребёнком в семье майора провиантского управления Ивана Ивановича Пирогова. Рано проявил способности и интерес к естественным наукам, поддержанный семейным врачом, профессором Московского университета Ефремом Осиповичем Мухиным — в зрелые годы Пирогов называл его своим духовным отцом.
В 1824 году четырнадцатилетний Николай Пирогов поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета. Он был зачислен как казённокоштный студент, что означало обучение за государственный счёт. Это стало возможным благодаря интересу к медицине с детства, усердной учёбе, решению отца и наставлению профессора Мухина. Вложения студент оправдал, окончив университет в 1828 году в числе первых по успеваемости.
Для подготовки к научной деятельности юного медика направили в Императорский Дерптский (ныне — Тартуский) университет. Там он в 1832 году блестяще защитил докторскую диссертацию, ставшую первым в мировой литературе фундаментальным трудом по проблеме хирургии брюшной аорты. В 1836 году — ему было всего 26 — Пирогов был избран ординарным профессором, возглавил клинику и приступил к работе «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», выдвинувшей его в число лучших анатомов мира. Позже создал уникальный атлас по методу «ледяной анатомии», который дал хирургам точную «карту», позволяющую проводить операции с минимальным повреждением тканей.
Путь Пирогова как основоположника военно-полевой хирургии и реформатора медицины мирового уровня начался в санкт-петербургской Императорской медико-хирургической академии на кафедре госпитальной хирургической клиники и в особом хирургическом отделении 2-го Военно-сухопутного госпиталя.
Практическая апробация и развитие научных принципов Пирогова произошли в период его участия в военных кампаниях: Кавказской (1847), Крымской (1854–1855) и Русско-турецкой (1877–1878) войнах. Им была создана стройная доктрина военно-полевой хирургии, основанная на нескольких принципах.
В 1847 году, через полгода после первого публичного применения эфирного наркоза, Пирогов внедрил общий наркоз в полевой практике, что значительно расширило хирургические возможности. Он усовершенствовал маску для подачи наркоза и сконструировал аппарат для подачи эфира — клизопомп.
В 1854 году внедрил в полевых условиях методику использования гипсового порошка, наносимого на бинты, положив начало «сберегательной» тактике в военной травматологии.
Ввёл систему этапного лечения с сортировкой раненых на перевязочных пунктах, предложив делить пострадавших на пять категорий, что позволяло рационально распределять ограниченные ресурсы и оказывать помощь по мере медицинского приоритета, а не очерёдности поступления. Данный принцип остаётся аксиомой военной медицины и медицины катастроф.
Начал использовать раствор хлорки для обеззараживания помещений в госпиталях, добивался, чтобы во всех больницах широко применялся йод для обработки ран. Сформулировал один из важнейших принципов асептики — разделение больных.
Взял на себя руководство по созданию института сестёр милосердия. Считал, что сестра милосердия — «женщина с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, а при этом… непременно должна сохранить чувствительное сердце».
Что близко Политехническому музею, Николай Иванович Пирогов разработал ряд оригинальных хирургических инструментов, например уникальную лигатурную иглу и шёлково-свинцовые нити. По его проекту была сконструирована транспортная тележка для двух раненых — прообраз современной медицинской каталки.
Будучи директором технической части Санкт-Петербургского инструментального завода, Пирогов стремился сделать наборы медицинских инструментов компактнее и удобнее в транспортировке. Инструменты, выпущенные при Пирогове и даже после его ухода с этой должности, намного превосходили по качеству зарубежные аналоги.
Заслуги гения увековечены в названиях медицинских институтов и больниц и наградах, присуждаемых за самоотверженность при оказании медицинской помощи в экстренных ситуациях.
В коллекции Политехнического музея хранятся: микроскоп и препаратодержатель, с которыми, предположительно, работал Пирогов, бронзовая медаль памяти Н.И. Пирогова, выпущенная к 150-летию великого русского хирурга и анатома, и письма правления съезда Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова, направленные Дмитрию Алексеевичу Наумову, первому председателю правления Музея прикладных знаний (будущего Политехнического). В одном письме содержится просьба предоставить помещение для заседаний 2-го съезда общества, в другом — разрешить членам 4-го съезда осмотреть музей. На съездах, проходивших в конце XIX — начале XX века, врачи обсуждали актуальные медицинские и социальные вопросы, объединяя представителей всех медицинских специальностей.
А главное наследие учёного — это спасённые жизни и принципы, на которых стоит современная медицина: научный подход, милосердие и системность. Пациенты и коллеги, видевшие его мастерство и самоотверженность, называли Пирогова «первым после Бога». Эта оценка характеризует масштаб личности великого хирурга, чьи идеи продолжают служить человечеству.