Найти в Дзене
НЕ ФОТОГРАФ

Рубежи забвения: как развалины в Пионерском хранят голоса ушедших эпох

Представьте, что время — это не прямая линия, а глубокая река. На её поверхности плещется сегодняшний день, яркий и стремительный. Но если нырнуть чуть глубже, в самую толщу, можно обнаружить затонувшие миры — целые вселенные, застывшие в тишине. Именно в такое место мы с вами сейчас отправляемся. На окраине села Пионерское Симферопольского района стоят молчаливые руины. Это всё, что осталось от усадьбы Монжене – некогда величественного замка, чьи стены помнят блеск богатых приемов и горечь утрат. Сегодня от былого величия остались лишь Остовы стен, широкая лестница, ведущая в никуда, и упрямо стоящий трёхэтажный флигель-башня. В 80-х годах позапрошлого века, среди зелени будущего парка, архитектор Оскар Клаузен возвёл изящное здание для семьи Кесслеров, русских немцев. Стены росли, вбирая в себя свет крымского солнца и надежды первых владельцев. Позже имение, получившее имя Васильевка, перешло к помещику Гнутову. Но истинный характер усадьбе подарили её новые хозяева – Анна и Адольф М

Представьте, что время — это не прямая линия, а глубокая река. На её поверхности плещется сегодняшний день, яркий и стремительный. Но если нырнуть чуть глубже, в самую толщу, можно обнаружить затонувшие миры — целые вселенные, застывшие в тишине. Именно в такое место мы с вами сейчас отправляемся.

На окраине села Пионерское Симферопольского района стоят молчаливые руины. Это всё, что осталось от усадьбы Монжене – некогда величественного замка, чьи стены помнят блеск богатых приемов и горечь утрат. Сегодня от былого величия остались лишь Остовы стен, широкая лестница, ведущая в никуда, и упрямо стоящий трёхэтажный флигель-башня.

В 80-х годах позапрошлого века, среди зелени будущего парка, архитектор Оскар Клаузен возвёл изящное здание для семьи Кесслеров, русских немцев. Стены росли, вбирая в себя свет крымского солнца и надежды первых владельцев. Позже имение, получившее имя Васильевка, перешло к помещику Гнутову.

-2

Но истинный характер усадьбе подарили её новые хозяева – Анна и Адольф Монжене. С их появлением замок ожил. Анна, женщина с волевым характером, наполняла залы звонким смехом и музыкой, устраивая пышные приёмы. Адольф, инженер, с любовью благоустраивал земли. Но идиллия оборвалась в один миг – он трагически погиб от взрыва пороха, расчищая территорию для будущего сада.

В память о любимом супруге Анна построила часовню. Её давно нет, как нет и самой могилы Адольфа – земля утаила его последний приют, оставив лишь легенду. Говорят, что призрак Анны до сих пор бродит по окрестностям в его поисках.

-3

XX век принёс новые перемены. Контр-адмирал Петров-Чернышов, новый хозяин, увидел в этих местах не просто поместье, а «Горно-лесной курорт для выздоравливающих». Усадьба стала одним из первых прообразов частного санатория в России.

Революция круто изменила судьбу дома. Балы сменились звонкими детскими голосами – здесь разместили детский дом. Война нанесла замку раны, но в 1947-м его подлатали пленные немцы, румыны и венгры, дав ему второй шанс служить приютом для сирот. Однако век его был недолог. Позже в этих стенах ютились коммуналки, а затем и общежитие, пока люди окончательно не покинули его. И тогда началось медленное умирание: опустевший, он стал добычей для тех, кто растаскивал его на кирпичи.

-4

С тех пор не раз рождались планы по его спасению. В 70-е мечтали о гостинице, в 90-е – о ресторане, но тщетно. В 2012-м, не выдержав забвения, рухнула часть стены с уникальным гербом Монжене – крылатым конём с человеческим лицом.

Но, как весенний росток сквозь асфальт, пробивается надежда. Усадьба включена в программу сохранения наследия, а в 2024 году прозвучало официальное поручение найти инвесторов для её воскрешения.

А эти стены помнят не шум балов, а тихий шёпот молитв еще со времен Золотой Орды. Это мечеть Эски-Сарай в Пионерском — «Старый Дворец». Её каменная кладка, сложенная шесть веков назад, — это не просто памятник архитектуры.

-5

Она родилась в смутную и могущественную эпоху, когда Крымом правила Золотая Орда. Поселение Эски-Сарай было не простым: здесь, по преданию, находилась резиденция калги-султана — второго человека в ханстве после самого правителя. Возможно, рядом стоял дворец и звенел монетный двор, но от той великой поры до нас дошла лишь она — мечеть, чьё истинное время появления до сих пор окутано тайной. Кто-то относит её к XIV веку, другие считают, что она моложе. Но её стены, толщиной в добрые полтора метра, дышат именно той, ордынской, седой стариной.

-6

Мечеть необычна — это две купольные постройки, сросшиеся воедино, большой квадрат и малый. Учёные предполагают, что малая мечеть могла служить либо для женщин, либо быть особой, султанской ложей. Здесь калга-султан, в уединении, через ажурную решётку в стене, мог слушать слова имама.

Главный вход, выполненный в виде стрельчатой арки, смотрит на север. А в южной стене, обращённой к Мекке, находится сердце мечети — михраб.

-7

Когда-то над всем этим великолепием парил лёгкий купол из пористого туфа, а с северо-запада в небо устремлялся минарет, призывая верующих на молитву.

-8

Советская власть попыталась остановить время. В 1969 году стены стянули железобетонным поясом, заделали трещины. Но это была лишь консервация, попытка законсервировать угасание, а не вернуть к жизни. Мечеть так и осталась в состоянии гордого, но печального разрушения.

-9

Мечеть и замок становятся для нас мостами. Мостами, переброшенными через пропасть забвения. Они учат нас, что прошлое — это не груда разрозненных фактов, а единый ландшафт, где переплетаются корни разных культур, создавая причудливый и прочный узор.