Найти в Дзене

ВОЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ВНЕ ВСЯКИХ СОМНЕНИЙ

Офицер инженерных войск, прошедший путь от командира взвода до командира отдельной гвардейской инженерной бригады округа, а ныне – начальник военного учебного центра САФУ, полковник Виталий Голышев рассказывает о своем боевом опыте в зоне СВО, о том, почему он ни разу не усомнился в выбранной профессии, что такое «военный человек» и почему так важно не упускать молодежь. Интервью публикуется в рамках совместного проекта САФУ и регионального отделения Российского исторического общества. #РИО, #РИО_Архангельск Фото: Елизавета Артамонова В кабинете начальника военно-учебного центра в САФУ среди парадной формы висит запыленный бронежилет. Не музейный экспонат, а личный трофей, молчаливый свидетель другой жизни. «Он у меня хранится с определенной ностальгией, как напоминание, что необходимо принимать все действия для того, чтобы задача была выполнена в наикратчайшие сроки». Династия и призвание Судьба Виталия Алексеевича была предопределена с детства. Выбор между гражданской жизнью и службо
Оглавление

Офицер инженерных войск, прошедший путь от командира взвода до командира отдельной гвардейской инженерной бригады округа, а ныне – начальник военного учебного центра САФУ, полковник Виталий Голышев рассказывает о своем боевом опыте в зоне СВО, о том, почему он ни разу не усомнился в выбранной профессии, что такое «военный человек» и почему так важно не упускать молодежь.

Интервью публикуется в рамках совместного проекта САФУ и регионального отделения Российского исторического общества.

#РИО, #РИО_Архангельск

Фото: Елизавета Артамонова
Фото: Елизавета Артамонова
В кабинете начальника военно-учебного центра в САФУ среди парадной формы висит запыленный бронежилет. Не музейный экспонат, а личный трофей, молчаливый свидетель другой жизни. «Он у меня хранится с определенной ностальгией, как напоминание, что необходимо принимать все действия для того, чтобы задача была выполнена в наикратчайшие сроки».

Династия и призвание

Судьба Виталия Алексеевича была предопределена с детства. Выбор между гражданской жизнью и службой Отечеству для него не стоял никогда. «У меня отец тоже военнослужащий, военный инженер. Поэтому в выборе профессии у меня не было определенных сомнений, – рассказывает он. – Я знал, что буду поступать в военное училище». В 1992 году, сразу после школы, юноша из военной династии стал курсантом Тюменского высшего инженерно-командного училища.

Его карьера – готовый сценарий для фильма об армейской службе: командир взвода, роты, батальона, полка, а затем – командир отдельной инженерной бригады округа. Но в 2012 году наступил переломный момент. «К сожалению, наши инженерные сапёрные полки сокращались... и я был вынужден, будучи в должности командира полка, сократить свой полк и уволиться из Вооруженных Сил». Три года «на вольных хлебах» стали для него испытанием. «Но я знал, что я военный человек, и когда Родина меня позвала обратно... у меня раздумий не было. Я вновь призвался и сформировал инженерно-сапёрный полк общевойсковой Армии, но уже на дальневосточных рубежах», – рассказывает Виталий Алексеевич.

Фото: Елизавета Артамонова
Фото: Елизавета Артамонова

Испытание войной

Осенью 2022 года пришел новый вызов – распоряжение начальника Генерального штаба о командировке в зону СВО. «Моей задачей была разработка и реализация фортификационного оборудования рубежей обороны и районов, размещения наших войск». Его работа – это не штабные карты, а передний край. Сначала Днепровское направление, группировка «Днепр», затем – Запорожское оперативное направление.

«Работал на территориях Запорожской области по разрабатывал планы фортификационного оборудования наших территорий , контролировал выполнение задач, ставил задачи на устранение недостатков для того, чтобы наши войска размещались в достаточно защищенном состоянии».

Виталий Алексеевич вспоминает один из ключевых моментов: «Враг контратаковал наши боевые порядки и на минных заграждениях был остановлен. Минные заграждения устанавливали инженерные войска... Я знаю, что ребята выполняли задачу не только средствами механизированного и дистанционного минирования, а лично в ночное время наращивали плотность минных заграждениях на танкодоступных направлениях». Это был момент осознания, что их работа спасает жизни.

«Без ноги, но в строю»: истории товарищей

Говоря о войне, Виталий Алексеевич вспоминает своих товарищей. Он рассказывает о бывшем заместителе, сейчас уже полковнике Маврине, который сейчас руководит военным центром в другом университете г. Тюмень. «Он наступил на противопехотную мину, и ему пришлось лишиться стопы... Он прошел все реабилитации, тяжелые моменты и не стал просиживать штаны, а пошел начальником военно-учебного центра готовить воинов инженерных войск, которые будут служить на благо Отечества».

Вторая история – об его однокурснике по Тюменскому училищу Андрее Куварине. «Он до капитана дослужился, прошел Чечню, уволился. Затем мобилизация, призвался... и также, без ноги сейчас ходит. Но он остался в строю и личным примером показывает, что надо служить». Для него такие люди – настоящие герои. «К ранениям никогда готовым не будешь... Но я думаю, что все равно на себя крест ставить не надо, а продолжать службу. В любом случае, быть полезным нашему обществу».

Фото: Елизавета Артамонова
Фото: Елизавета Артамонова

Философия жизни военного человека

Что значит быть военным человеком? Для него это философия жизни. «Принципы, правила, мораль, устои... Военный человек чуть-чуть мыслит иначе. Во-первых, это дисциплина. Дисциплина – мать порядка... А еще – самоорганизованность и готовность в любое время суток, в любое время года быть готовым для выполнения задач, которые необходимы для того, чтобы мирные люди спали спокойно».

Сейчас все его силы направлены на подготовку новой смены. Военно-учебный центр САФУ готовит специалистов для инженерных войск: сержантов, командиров отделений, саперов, а с 2023 года – и военных психологов. Он уверен, что будущее страны в руках молодежи, и его в том числе задача – не упустить ее. «Если мы не будем ими заниматься, ими займутся другие», – говорит он.

Его бронежилет так и висит в кабинете. Без пулевых отверстий, но с историей. Как завет, как напутствие новым поколениям и как личное обязательство.

Наталья АВДОНИНА